Про электричество

Анатолий Ефимов
      
     После очередной отлучки со стройки для сдачи отчета и решения вопросов снабжения, финансирования и приемки работ я вернулся на площадку, где как всегда меня ждала новая неприятная вводная.  Не работает дизельная электростанция мощностью 50квт, обеспечивающая электричеством нужды строительства.  Так как объект находился от  сетевой подстанции в трех километрах, а запроектированную линию энергоснабжения площадки еще не начинали строить,  электропитание военного городка осуществлялось в этот период от дизельной  электростанции дивизиона,  боевая  работа обеспечивалась от штатных дизельных электростанций  и мы  строители  питались от своего хозяйственного агрегата. Он – то и полетел.
     Вызвал в канцелярию роты машиниста  электростанции  Семенова А., который после перенесенной операции    был переведен на более легкую работу.
-  Александр! Доложи обстановку. Что случилось с электростанцией?
-  Товарищ  лейтенант !  Дизельный движок заводится сразу и работает устойчиво, а станция не работает.
-  Ну и в чем же дело? Почему нет напряжения в сети? Не работает сварка, нет освещения на стройке, нельзя подключить ручной электроинструмент, не на  чем  замешивать раствор.
-  Не запускается  генератор.  Автоматика отключает  обмотки возбуждения.  А я разобраться не могу. Очень сложная электрическая  схема.
-  Я понимаю, что это сложнее, чем держаться за юбку поварих в столовой,  но без энергоснабжения остановилась вся стройка.  Что-то делать надо. Как идет семейная жизнь. Старшина в увольнение отпускает.
-  Спасибо за поддержку , товарищ лейтенант.  Все у нас с Настей хорошо. Старшина  у нас заботливый. А с электростанцией я запутался, потому, что я же по гражданке тракторист и по электричеству имею очень  общие понятия.  И то только касающиеся трактора. В роте тоже никто не соображает.  Основной призыв из Средней Азии из сельской местности. Слабоваты  ребята по  этой части.
     С трудом  дозвонился по полевой связи  через вертушку до главного механика УНР подполковника Вальцева А.Н:
-  Анатолий  Николаевич! У меня неприятность. Вышла из строя электростанция, а без электричества естественно стройка стала.
-  Скажи  мотористу,  пусть откроет схему  в паспорте станции и найдет причину.  А движок работает?
-  Движок работает хорошо.  Не включается генератор.  Моторист  в схеме  разобраться не может.  Не хватает мозгов.
-  Очень жаль.  Через день  пошлю к тебе  электромеханика.  Он сейчас в отъезде.  Через три дня  будет у тебя.  Посмотрит станцию.  Раньше ничем помочь не могу.
-  Поздновато. Будем на связи.
   В дивизионе электрик тоже оказался  в отъезде.  Остальные специалисты офицеры имели обще профильной специальное образование и были очень заняты. На всякий случай забрал у  Семенова А. паспорт станции и решил в ожидании специалистов  покопаться в  электросхеме самостоятельно, вспомнив, что в институте  нам электромеханику  преподавали  целый семестр. И по ней был даже экзамен, который я сдал на хорошо.
    Открыв электросхему станции,  как наяву,  вспомнил лекцию по электротехнике, которую читала нам в институте на нашем курсе заведующая кафедрой  энергоснабжения.  Тема лекции  «Электрическая схема  управления механизмами башенного крана».  Немного полноватая женщина средних лет в течении  двух часов рисовала нам  мелом на огромной аудиторной доске эту схему.  В конце даже немного запуталась в ней сама. Я даже тогда подумал, зачем она мучает себя и нас.  Когда это нам может пригодиться?!
   Сегодня на дворе  2017год.  С высоты своего уже не молодого возраста я вспоминая свои первые шаги и этапы познания великого явления природы и человеческой деятельности, которое движет всей цивилизацией на земле и имя которому  - электричество. Само понятие, что электрический ток  это направленный поток электронов, практически умом не осязаемо. И в тоже время невозможно представить жизнь любого человека вне этой природной  категории. Как бы он этого не хотел.
     Разумеется, первые элементарные основы электричества мы познавали из школьных учебников.  В практической жизни опыт познания приобретался при эксплуатации бытовых приборов, транспорта, вплоть до велосипеда и карманного фонарика и различных личных и промышленных механизмов и приборов. У нас в поселке  электрический ток дали только, когда я учился уже на третьем курсе института.  Но все виды механического транспорта, трактора и комбайны в моем далеком детстве уже были оснащены приборами освещения, управления и зажигания.
    В начале  шестидесятых годов наша мама, хотя сама и не училась в школе, как человек  умный и прогрессивный заказала и выписала наложенным платежом через «Союзпосылторг», была такая организация, на сэкономленную мизерную зарплату санитарки на полставке, для нас парнишек 2х ламповый детекторный радиоприемник  «Тула». В колхозе была радиола «Родина -47» на батареях.  Батареи были громоздки и быстро истощались, а новые получали всегда с опозданием, поэтому приемник больше стоял для мебели. Народ по вечерам обходился больше патефоном с набором заезженных пластинок. И вот в поселке появился  еще один  приемник.  У нас.
     Получив посылку,   мы сами  установили на углу дома  высокий березовый шест - антенну с проводом и заземлением с открытым перекидным выключателем, чтобы во время грозы им отключать приемник от антенны и заземлять антенну. При первой же грозе мы, как зачарованные смотрели на бегущую голубую струйку этих самых электронов, которые назывались электрический ток. Так хотелось его потрогать руками. Но инструкция строго запрещала это делать.
    Итак, развернув схему электростанции  в хилом сарайчике из досок, где  она была установлена,   мы с Александром  стали провод за проводом отслеживать по чертежу и в натуре все электрические цепи, пока не наткнулись на перегоревший провод.  Он запитывал понижающий  12 вольтовой трансформатор собственного  аварийного освещения электростанции.  После  отключения  этой аварийной цепи  станция заработала.  Радости Александра не было предела.  Он  очень переживал из-за поломки станции и своего неумения. Правильно сказал старшина, действительно ответственный боец.  Только вот  грамотешки по части электричества не хватает.