Харч в обороне

Анатолий Ефимов
    Путь к сердцу мужчины лежит через его желудок, истина известная со дня основания мира. Солдатская еда всегда была простой, достаточно однообразной, калорийной и качественной. Сложнее это организовывать в условиях полевой жизни и всегда при строительстве в неосвоенных территорий и бездорожья.  Зная это, нашим командованием было принято решение организовать питание личного состава на первом этапе работ в зимнее время в колхозной столовой, тем более она была не загружена.
       При этом прием пищи утром и вечером производился в обеденном зале столовой, а обед в термосах завозили на стройку, где было оборудовано специальное помещение. Поварами были те же женщины, которые работали в колхозной столовой.  Им в помощь, выделялся дежурный и помощник по заготовке дров, подвозке воды и продуктов

    С помощниками всегда возникали проблемы.  Однажды старшина роты Грудинин С.  в конце дня на оперативке говорит мне:
-  Товарищ лейтенант! Нужно завтра отвезти на машине на станцию с санинструктором рядового Семенова А. Они дальше уедут на электричке в санчасть в город уже самостоятельно. С командиром роты я этот вопрос согласовал.
-  Что с ним случилось?
-  Что-то жалуется на боли в паху.
-  Может аппендицит? Ты тогда с этим делом не тяни. Давай отвезем на утренний ранний рабочий поезд. Как бы воспаления не было.
-  Он говорит, что боли не очень сильные.  Просто надо провериться.
-  Тогда смотри по обстановке.
        В конце недели старшина доложил мне, что рядового Семенова А. положили в госпиталь и уже сделали ему операцию. Все прошло удачно.
-  Вот видишь, как ты его во -время отправил. Все-таки был аппендицит?
-  Да, нет.  Стыдно сказать.  Не поверите.
-  Что-то серьезное. Грыжа что ли?
-  Яйцо вырезали.
-  Как это? Кастрировали, что ли?
-  Вот прямо и вырезали. Опухать стало.
-  Доигрался.  Помнишь, я тебе говорил, что у Семенова А. одни бабы на уме.  Где это он мог подхватить?  Местные все на виду. Видно,  приезжала какая-то красотка  из города и наградила этого охламона.
-  Нет. Там другое.
-  А, что может быть другое в этом вопросе? Ты сам – то не крути.
-  Он, товарищ лейтенант, решил повыпендриваться перед женщинами в столовой, какой он ловкий и начал колоть дрова одной рукой. Молодой ещё. А сам же городской. Навыков нет. Топор отскочил и ударил его топорищем по этому месту.  Короче сам себя наказал. Зашиб то, что нужно особенно беречь
-  Он же еще не женатый. Он детей сможет иметь?
- Врач сказал, что сможет. Одно же осталось. Только активность немного поубавиться.
-  Ему это как раз не повредит.
-  Товарищ  лейтенант! В столовой заканчиваются некоторые продукты. Из отряда готовы выслать хоть завтра, но у нас пурга метет уже несколько дней. Совершенно перемело дорогу до станции. Машина не пройдет.
-  Что предлагаешь?
-  Не знаю.  Нам бы продержаться дня три, четыре.  За это время дорогу расчистят.
-  Хорошо, Я подумаю. Может, договорюсь с местными. А конкретно, какие продукты закончились? Нужно договориться на будущее с отрядом, чтобы впредь завозили  с резервом  дней на десять, пятнадцать. Сейчас уже зима, да и холодильники в столовой имеются.
-  Мясо, рыба, крупа, макароны и некоторая мелочь. Хлеб берем в пекарне. Вот, пожалуй, основные продукты, которые закончились.  Овощи есть в столовой.
-  Вот тебе деньги. Я зарплату еще не успел потратить, купи в магазине  крупу и макароны. Насчет мяса и рыбы, завтра пойду к председателю колхоза.
  Утром по дороге  на объект, зашел в правление колхоза.  Председатель Иван Сергеевич  был у себя. Это был рослый с усами и сухощавой  фигурой представительный мужчина. Лет за пятьдесят с благородной сединой. Такие,  обычно, нравятся одиноким женщинам. По деревенским слухам, как иногда делилась тетя Соня, у которой я жил на квартире, он тоже их не обижал вниманием.
-  Иван Сергеевич! Здравствуйте!
-  А служивый. Здравствуй Анатолий!  Что –то давно не заходишь? Говорят, что уже во всю развернул свою стройку.
-  А Вы приезжайте в гости , посмотрите. Правда, у нас пока там особенно негде принимать гостей.  Палатки, да сосны,  между которыми, роем траншеи под будущие здания. Даже обедаем в брезентовых палатках. Завозим материалы, бетонные конструкции, детали казарм и все, что нужно для стройки.  Вот дороги только в последние дни  замело, не проедешь. Эшелоны с грузами идут каждый день, а я вывезти не могу.  Железнодорожники грозятся штрафами. Даже продукты нет возможности подвести бойцам.
- Завидую белой завистью, сколько вам материала строительного идет.  Вся станция завалена. Мне бы хоть третью часть.  Рушиться потихоньку все, а подновлять и новое строить, денег нет. Скотный двор весь стоит на подпорках.  Склады текут.  А о домах колхозников я даже не говорю. Особенно жаль одиноких бабенок, что доживают свои дни без мужей, не вернувшихся с войны. Едва сводят концы с концами.  Да и детей надо до ума довести.  Надо для молодых строить новые дома, иначе побегут из колхоза в город. А с кем работать?  И опять вопрос, на какие строить шиши?  Это вот у меня самый больной, Анатолий вопрос.
-  Знаете же сами, Иван Сергеевич, что и для чего строим. У меня, тоже отец погиб  на войне.  Мать одна троих вытаскивала из нужды. Тоже до сих пор живет в деревне в Сибири.
- Значит, не со стороны знаешь, почем фунт лиха.  Да, все понятно. Но как людям все объяснить. То восстанавливались после гражданской войны  и создавали промышленность. Все понятно. Затем война и опять восстановление. Куда понятнее. Теперь вот холодная война и укрепляемся, чтобы не было горячей.  Опять понятно.  А у людей,  Анатолий только одна жизнь, а не две.  Тоже ведь хотят хорошо и культурно пожить, а не только работать. Я же их всех знаю парнями и девчатами. Стареют на глазах. Боюсь, что в этой жизни не придется пожить в удовольствие. Да что там говорить? Не о том судачим.  Какая тебя нужда привела ко мне?  В обычное время не заходишь. Крутишься, как волчок.  Не до гостей.
-  Иван Сергеевич! Выручайте. Из-за метелей нет дороги, а у нас кончаются в столовой продукты. А бойцов же около роты и все хотят есть три раза в день. Крупу, макароны и разную мелочь купим в магазине.  Овощи  имеются в столовой. Хлеб, договорились в пекарне, дадут в долг. Мяса не знаем где взять.  И рыбы тоже нет. Нам нужно продержаться три, четыре дня,  пока расчистят дороги. Мы все это вернем, когда подвезут.
-  Мяса у нас тоже сейчас нет, но я смогу заколоть одну телку, что-то она стала хромать.  С рыбой по проще.  У меня же есть бригада рыбаков и мы осенью под заморозок успели наловить  лещей, щук и судаков. Успокойся, как-нибудь продержимся.  Присылай своих архаровцев.
-  Спасибо, Иван Сергеевич!  Красная армия Вас не забудет. Мы все вернем, как только расчистят дороги.
-  Не обязательно возвращать.  Ты лучше мне помоги в некоторых строительных проблемах по хозяйству. У тебя же специалисты по всем  жизненным  профессиям. Да и сам ты не с луны свалился.
-  Что у Вас за проблемы?
-  Очень холодно и сквозняки в колхозном свинарнике и телятнике.  Ворота плохо закрываются и совсем худые.  Животные начинают болеть от простуды.  Может у тебя есть хороший плотник, который бы смог разобраться с окнами и воротами на скотном дворе.  Очень старая электропроводка  на складах и скотном дворе.  Боюсь возгораний. Совсем развалился водопровод в цехе подготовки кормов. Помоги, чем можешь.  У тебя же есть специалисты. Осенью при уборке картофеля и капусты тоже можем договориться на взаимовыгодной основе. Я вам тоже помогу овощами. Помогай иногда экскаватором,  краном  и автотранспортом, если будет возможность. У меня же такой техники нет, а нужда иногда возникает.
-  Иван Васильевич! Нет вопроса ни по строительной помощи, ни техникой,  ни в осенней уборке овощей. Одно же дело делаем. Только давайте мы в ближайшие пару дней вместе осмотрим  в вашем хозяйстве строительные недостатки, чтобы я смог организовать работу моих специалистов и подобрать для этого необходимые материалы. По твоим крайним проблемам.
    В течение всего периода работы по сооружению объекта у нас с председателем  Иваном Васильевичем, сложились конструктивные, взаимовыгодные уважительные отношения и мужская надежная дружба, которая не раз взаимно выручала и колхоз и нас военных строителей.
   Поблагодарив председателя колхоза за помощь я поручил уже на объекте старшине роты Грудинину С срочно встретиться с соответствующими специалистами колхоза для получения обещанных продуктов и организации практической работы по ремонту помещений колхоза.
-  Товарищ лейтенант! Еще появился один вопрос.
-  Выкладывай.
-  Рядовой Семенов А. прислал рапорт с санинструктором, которого я посылал проверить, как идет  выздоравливание.
Его выписывают из госпиталя через два дня.
-  Рапорт он прислал о чем?
-  В двух словах  не объяснить.
-  Что он еще успел натворить, находясь в госпитале?
-  Просит разрешения на регистрацию его брака с местной женщиной после возвращения из госпиталя.
- Что. С одним яйцом, сразу жениться решил. Да кто за него теперь однобокого пойдет. Ну, с ним не соскучишься!
-  Да, вот нашлась одна такая.
-   Что, с медсестрой не может  объясниться?
-   Нет, более серьезная проблема.
-  И кто же это?
-  Настя,  работает поваром в столовой.
-  Так это он перед ней топором размахивал себе во вред.
-  Получается, что так.
-  Но она – то знает о его беде.
- Вот именно знает. Даже уже два раза навещала его в госпитале. Видимо там и договорились.
-  Сердобольная значит
-  Товарищ лейтенант! Александр  вообще-то хороший солдат. Очень добросовестный и исполнительный. Без вредных привычек. И характером, добрый. С  Настей у них все по серьезному.  Оказывается  это у них уже  давно, как мы сюда приехали. Более того,  у них,  похоже, ожидается ребенок.
-  Так ты бы Сергей начинал с этого.
- С этого и начинаю.  У Насти  уже есть ребенок. С мужем,  что – то не сложилось, а Александр   к ней и она к нему всем сердцем.
-  Выходит, Сергей это все серьезно и по настоящему.
- Похоже это, товарищ, лейтенант любовь.
-  А она, Настя как к этому относится?
-  Любит она его.  Все ребята говорят. Не повезло с первым мужем.  А женщина, серьезная? Хоть и молодая.
- Сергей, получается,  мы с тобой оба холостяки попали в сваты.
- Похоже, что так.
-  Тогда ты подумай, как нам это сделать по -  хорошему. И красиво. Разумеется, в наших условиях.  Перед начальством,  я все согласую.  Правда, я хотел бы с ними   предварительно поговорить. Ты постепенно в этом вопросе не назойливо разберись и доложи мне все по детальнее.