Баня

Анатолий Ефимов
               
      
      Заместитель Начальника УНР по режиму и военно-строительным частям  полковник  Кириллов А.О,  пригласил нас молодых офицеров, в конце очередных трех дневных сборов к себе в кабинет на читку под роспись приказов, которые накопились за этот период, строго следуя указаниям в каждом из них «С приказом ознакомить весь офицерский состав». 
     В небольшом его кабинете напротив приемной через коридор нас собралось человек десять. Обстановка была у него предельно скромная;  канцелярский стол, обычные  обитые дерматином стулья, громоздкий окрашенный в серый цвет сейф в углу за столом, политическая карта СССР,  портрет Министра обороны над столом, небольшой шкаф для одежды.  Она соответствовала  внутреннему содержанию  хозяина .
   
    Александр  Осипович участник войны.  Воевал в десантных войсках, командовал  штрафной ротой, был несколько раз ранен.  Награжден многими орденами и медалями. Как участник войны получил звание полковник. Высокого роста, широкоплечий, обладающий  громким,  командным  голосом,  с громадными,  как гири руками, он своей решительностью и напором снискал себе  непререкаемый авторитет у всех военнослужащих управления. Службе он отдавал практически все свое время.  Его побаивались и одновременно уважали за справедливость и требовательность в вопросах службы.
   
    После читки приказов полковник Кириллов А.О. провел свою знаменитую традиционную получасовую беседу – инструктаж по уставам и  дисциплине в отрядах  и на строительных участках и, приведя свежие примеры, строго всех предупредил о недопущении в подчиненных подразделениях нарушений дисциплины и неуставных  взаимоотношений.
-  Такого позора я не испытывал  уже десяток лет, который  мне организовал капитан Вельский  со своей ротой.  Мы же теперь прославились не только  в  Управление округа, но и на весь город..  То, что они устроили из обычной помывки роты солдат  в городской бане не придумал, бы даже  знаменитый французский писатель Ги де Мопассан. На меня боевого офицера прошедшего всю войну уже показывают пальцем  - и Александр Осипович горько замолчал, опустив  седую, начинающую лысеть голову.
-  Что же произошло? -  робко стали спрашивать мы.
-  Вы что, совсем одичали в лесу на своих стройках, что не знаете того, о чем  говорят  бабки на всех скамейках у подъездов домов города, а местные шалопаи, с завистью смотрят на наших военных строителей. Не всем так круто повезет, чтобы попасть в женскую баню.
    Мы  заинтригованные сказанным, повернулись к капитану  Вельскому в надежде, что может он расскажет нам, что за столь загадочное событие произошло с его ротой.
-  Ну что, капитан Вельский, может все – таки доложите офицерам УНР,  как  дошли до такой ручки, что вашим  командирам стало стыдно показываться в родном городе, а на поощрении личного состава и достойных офицеров перед  наступающим праздником  можно поставить крест. Начальник управления после моего доклада на оперативном совещании о ваших подвигах смеялся и плакал одновременно.  А какими словами  он благодарил вас,  даже я не решусь повторить.
-  Товарищ  полковник!  Это же произошло случайно из-за гнилого сучка.  Все же кончилось благополучно -  пытался ответить покрасневший капитан  Вельский
-   Если Вы, товарищ капитан, считаете благополучным, вторжение целого взвода голых и возбужденных солдат в заполненное женское отделение городской бани в период помывки и причиной такого безобразного факта  является какой – то  гнилой сучок,   то или я уже выжил из ума, и ли пора Вам подумать  о смысле продолжения службы в высокой и почетной  должности командира  военно-строительной роты.
-  Вот это хохма, так хохма  - присвистнул кто – то из офицеров.
-  Товарищи офицеры, я вынужден рассказать некоторые детали этого позорного случая, во избежание повторения чего-либо подобного в  обозримой и даже дальней   перспективе.

     В соответствии  с утвержденным и согласованным с городским банно-прачечным комбинатом  планом помывки личного состава в прошедшую субботу, как было неоднократно, личный состав четвертой роты  919 ВСО мылся в мужском отделении бани
        Один не в меру любопытный солдат, не буду называть его фамилию, обратил внимание, что в закрытой деревянной двери проема стены, отделяющей в технологических целях женское и мужское отделение, рассохся сучок и он недолго думая, его протолкнул пальцем на другую сторону.  В открывшейся глазок, стало видно все помещение заполненное голыми женщинами. 
      Постепенно возле двери с глазком образовалась толпа морально неустойчивых зевак, желающих лицезреть столь редкую и пикантную картину. От создавшегося напора подгнившая дверь  сорвалась с навесов и рухнула и толпа голых и возбужденных бойцов оказалась в женском отделении под крики и визг раздетых женщин..
       Личный состав в количестве до взвода от неожиданности и необычности происшедшего растерялся и потерял ориентировку на выход и начал рассеиваться по помещению. И только благодаря самоотверженным действием старшины роты, который во -время  понял опасность происходящего и бросив на коптенармуса раздачу чистого белья, кинулся в гущу событий, а также   находчивости женщин более зрелого возраста, удалось ликвидировать конфликтную ситуацию.
     Бывалые женщины,  в защиту  беззащитных молодых женщин и девушек, на которых не было даже лоскутка ткани,  пошли в контратаку с подручными средствами, в виде полных тазиков кипятка в руках, что позволило  восстановить территориальную целостность и оттеснить  личный состав на исходные позиции. В этом боестолкновении потерь и раненых, благодаря умелым действиям удалось избежать.  Но случай стал очень резонансным.
     Я думаю, причиной случившегося является низкая партийно-политическая работа   и слабый контроль  за личным составом, а также недостатки индивидуальной работы с людьми, а не гнилой сучок, о котором здесь доложил  командир роты.
 
     Выслушав рассказ  полковника  Кириллова А.О мы поняли почему смеялся и одновременно плакал начальник  Управления услышав доклад об этом происшествии. С одной стороны, случай был конечно не обычный, а с другой стороны по последствиям был неприятен для всех командиров.
-  Я уже готовлю проект приказа о наказании всех виновных и я им не завидую, капитан Вельский  - подытожил  полковник  Кириллов А.О.
   
      Полковник  Кириллов А.О.  огорченно задумался над несовершенством жизни, опершись квадратным подбородком на свои могучие кулаки и устало продолжил:
-  Не отстал по  подобным  происшествиям и командир роты капитан Белуха из  другого нашего отряда.  Его случаи  тоже связанные с баней.  Хоть закрывай бани.  Но нельзя.  Обовшивим!   Случай не такой яркий и массовый, но  имеющий кроме того и неприятные последствия. 
      
     Молодые офицеры снова насторожились. После рассказанной истории,  кажется никого уже ничем нельзя было удивить. Однако, полковник думал иначе.
-  Правда, его случаи по цинизму и общественному резонансу,  даже близко несравнимы и уступают  рассказанной  вам истории в городской бане., но тоже не могут быть достойным украшением  воинской службы в военно- строительных частях  и характеризуют не с лучшей стороны командный состав ротного звена и самого командира роты капитана  Белуху.   Кроме того, они привели к несчастным случаям с личным составом.  А причина, как и в первом случае, заключалась в низком контроле за личным составом и как всегда излишнее любопытство последнего.
-   Случай который произошел  на объекте  в роте капитана Белых тоже связан с помывкой личного состава в бане в одном из леспромхозов Вологодской области.  Это говорит о том, что в вопросах дисциплины и техники безопасности офицерскому составу на службе нельзя расслабляться.  Во-первых современный солдат инициативен и всегда готов на неожиданные поступки, а во вторых окружающая действительность очень часто бывает непредсказуема и неприятности могут нас подстерегать даже в бане.
-  Товарищ полковник, а что же все-таки произошло в роте капитана Белых  в Вологде - -загудели офицеры  заинтригованные случаем в женской бане.
-  Случай, прямо скажу, прост до идиотизма, если бы не было несчастного случая с солдатом. А дело было так.

        Здесь я должен сделать небольшое отступление. Леспромхозовская баня представляла из себя просторное, срубленное из  свежих толстенных бревен сооружение с парной, помывочным отделением и  раздевалкой.      Отапливалась она от стоящего под отдельным навесом  списанного паровоза,   перегретым  паром  через систему внутреннего отопления,  сваренную  из стальных труб.
       В леспромхозе понятно в силу специфики производства, недостатка в  хороших дровах не было, поэтому  баня всегда топилась жарко и от этого пользовалась большим успехом у окружающего населения.  Помывка личного состава военных строителей тоже производилась в этой бане по причине отсутствия других вариантов.
      
    Особенно любили все парную.  Да и как было не любить ее родную, после работы в течении дня на сорока градусном морозе на севере Вологодской области.   Повышенная температура в парной создавалась не при помощи перегретого пара от паровоза , а при плескании  водой от распаривания веника на раскаленные камни. Получались одновременно и достойный жар и приятный запах.

-  По инструкции – продолжал полковник  Кириллов А.О. - личному составу было запрещено пользоваться парной во избежание несчастного случая, но с молчаливого  общего согласия, она часто нарушалась личным составом для солдат призванных из Сибири, Урала и центральных областей, которые были знакомы с парной не понаслышке. 

     Итак, во время очередной помывки личного состава рядовой Ахмедов К., призванный  из Узбекистана и ни разу не бравший в руки веник,  глядя  на своих сослуживцев сибиряков, тоже решил попариться. Он набрал полный ковш воды и  резко вылил ее через  дверцу каменки на раскаленные камни, но  при этом не отошел в сторону, а даже наоборот посмотрел в каменку «не вылетит ли птичка».
    Естественно, что он получил  от  струи раскаленного пара жесточайший ожег лица, головы и верхней части груди.  Хорошо, что глаза успели закрыться и сохранились. Комментировать эту тяжелейший и болезненный случай не буду.  Все понимаете сами.  Но и этот случай тоже имел трагикомичное продолжение.

 - Отправив несчастного бойца с обожженным лицом в санчасть – продолжал  Кириллов -  командир взвода старший сержант Семенов А.В. разделся, чтобы наконец-то  помыться самому и сел на высокий бревенчатый порог помывочного отделения, чтобы перевести дух от только что пережитого события.
 -  Что произошло дальше можно понять из объяснительной записки заведующего  баней.   
 « И тут все кто находился в бане от  рядового бойца до опытного лесника остолбенели от ужаса,  когда увидели как,  сидящий на прохладном бревне порога голый  старший сержант Семенов А.В. вдруг со звериным криком и быстротою молнии, взвился вверх, перепрыгнул со страшным воем, опрокидывая тазы с водой, через два ряда лавок и стал лихорадочно обливать себя из крана  ниже пояса   ледяной водой. Никому из присутствующих, даже в кошмарном сне не могло присниться то, что произошло с ним.»
-  И что же с ним произошло?- спросил старший лейтенант Пальниченко Н.
-  Глупость.  В ее крайнем понимании. Старший сержант Семенов А.В. после нервного потрясения от происшедшего несчастного случая с рядовым  Ахмедовым К, расслабился и не обратил внимания, когда садился на порог, что по его боковой стенке проходит металлический паропровод системы отопления с нагретым до 120 градусов паром. Дальше все понятно.   Отвисшая мошонка его детородного органа легла  на этот паропровод.  Думаю больше ничего пояснять не надо. Ясно одно, повторюсь еще раз.  Даже в крайних случаях, мы не имеем права расслабляться ни на минуту. Нас постоянно подстерегает беда.

   Полковник Кириллов замолчал. Пошевелил губами. Размял свои огромные ладони  и передохнув,  вновь заговорил.
-  Но это был еще не вечер в роте  капитана Белухи.  Через три  дня,  у  него, на участке капитана  Ефимова А.П, на объекте 305 произошло очередное ЧП и тоже косвенно связанное с баней.
      Автокрановщик рядовой  Дикий В.  задержался в тот вечер  на станции на разгрузке вагона с железобетоном, во избежание простоев железнодорожных вагонов под разгрузкой и уже поздним зимним вечером спешил в гараж поставить скорее свой автокран и успеть тоже погреться в бане.  Дорога проходила по краю высокого обрывистого берега реки.  Мимо известегасильных печей еще Петровских времен.  На скользкой неровной дороге при плохом освещении  Дикий В. не справился с управлением и опрокинул кран под обрыв.
      
   К счастью автокран упал в высокий  снежный сугроб  и не разбился.  Не был травмирован и крановщик  Он вылез из опрокинутого вверх колесами крана и от страха в панике убежал в рядом стоящий  сосновый лес. Я в это время находился  на объекте  в очередной командировке и когда мне доложили о происшествии, то вспомнил, как немцы прочесывали лес в 1943 году на Западном фронте, где засела наша десантная группа.
      
    Используя  фронтовой опыт, собрал весь личный состав, развернул сплошной цепью и мы как на войне  до утра в темноте по глубокому снегу прочесывали лес, чтобы найти солдата.  Мороз был более двадцати градусов. Была большая опасность его обморожения или даже гибели на морозе. Но благодаря,  во время принятым мерам, все обошлось. Даже  не повредился автокран, упавший в сугроб,  который на следующий день подняли. Нашли под корягой полузамерзшего бойца. Отогрели. Главное, что сохранили хорошего добросовестного и старательного солдата. Допоздна разгружал вагоны,  чтобы не было штрафов за простой. Испугался. Молодой же еще парнишка. Нет и двадцати лет. 
- Товарищи офицеры! Я сегодня довел до Вас нестандартные случаи  случившиеся  в ваших подразделениях в последнее время, чтобы напомнить Вам о высокой  ответственности за вверенный нам личный состав. За дисциплину и порядок в подразделениях.
- И в заключение, вот  ещё один непонятный случай  произошел на участке у капитана  Ефимова А.П.  – вдруг объявил он.
-  Что за случай у меня на участке, если я о нем ничего не знаю – возмутился я.
-  Мы тоже  ничего не знаем. Пришел вызов на тебя, Анатолий Петрович, к следователю  военной прокуратуры. Какой-то несчастный случай на одном из построенных тобой объектов в г.Рыбинске.
-  Но я же уехал оттуда уже три года назад.
-  Надо ехать и во всем разобраться на месте.  Они дело не могут закрыть без разговора с тобой, а сроки уходят.  Все телефоны оборвали. Звонят каждый день.
-  Не могу я сейчас, Александр Осипович,  ехать в Рыбинск.  У меня завтра начинается комиссия по передаче объекта под монтаж оборудования. -  взмолился я.
-  Я уже договорился с начальником о переносе комиссии  и в отделе кадров тебе  выписана командировка. Один день ничего не решит. Иначе они не отстанут.
- Понятно.  Вечером выеду - без особой радости доложил я.      

                октябрь. 2016г   Сочи