Из грязи да в князи. Римские деяния

Алексей Горшков
Авторская обработка новеллы «Об Ияграте и Гидоне» из сборника новелл «Римские деяния»

Неким государством правил могущественный царь Путий. Однажды, когда царь проезжал по дороге, он повстречался с бедняком. Царь приказал носильщикам остановиться и, выглянув из своих царских «носилок» поманил к себе нищего, чтобы с ним пообщаться. Царь, время от времени общался с бедняками, чтобы уразуметь, как надо бороться с бедностью, ибо царь не уставал заявлять, что он Первый и Главный Борец с Бедностью.
Когда бедняк подошел к царским носилкам, царь обратился к нему с такими добрыми словами:
«Милейший и почтеннейший! Рад видеть тебя и поговорить с тобой! Скажи мне, кто ты и от куда родом?»
Нищий ответил царю:
«Государь! Меня зовут Димитриус. Я рождён на вашей земле, но являюсь недостойным вашим поданным, ибо позорю Вас своей бедностью.....»
На это, царь так сказал бедняку:
«Ты же знаешь, любезнейший, как я неустанно борюсь с бедностью! Если бы я был уверен в твоей добропорядочности и преданности мне, твоему Государю, я бы  возвысил тебя!»
«Государь! Я клятвенно обещаю быть добропорядочным и преданнейшим  слугой вашим!» - поклялся бедняк.
И царь Путий, по своему мягкосердечию и беспредельной доброте душевной, взял бедняка Димитруса в свой царский дворец и поставил его на государственную службу.
 За малое время Димитрус выказал такую доброту и преданность царю, что царь Путий пожаловал его богатством и почестями, а вскоре назначил сенешалем (* что-то вроде Главного Слуги) всего своего царства. Столь возвышенный царём, бывший бедняк Димитрус, так возгордился, что всех стал притеснять.
Царь Путий любил жить в своей загородной резиденции Угорёво, расположенной по среди густого леса, в котором было полно царских охранников и диких зверей.  Сенешаль Димитриус приказал, чтобы в этом лесу вырыли множество глубоких ям и прикрыли их травой, дабы, пробегая по лесу, звери туда проваливались и так попадали в руки охотникам. Когда приказ его был уже выполнен, сенешаль направился однажды в лес.  Едучи на коне по лесу, он размышлял: «Господи боже, есть ли в империи кто-нибудь могущественнее меня? Может я и сам стану царём?»
Неожиданно, он вместе с конём провалился в одну из ям, которые сам же и приказал выкопать. Так случилось, что в течение короткого времени, в эту же ямы провалились лев, обезьяна и змея.  Димитриус, не привыкший к такому обществу, стал вопить, чтобы его вытащили из ямы, а звери, напуганные его дикими воплями, забились в уголки ямы.... Но, поскольку Димитриус поехал в лес без охраны, то его вопли никто и не услышал....
Случилось, что неподалёку от места этого печального происшествия оказался некий бедняк по имени Гидон, который незаконно промышлял в царском лесу сбором ягод и грибов, которые он продавал на рынке, и тем и кормил свою семью. Ну так вот. Этот бедняк и «браконьер» Гидон, услышав ужасные вопли, поспешил на голос и оказался у глубокой ямы.
Увидев над собой голову бедняка, Димитрус крикнул:
«Я сенешаль Димитриус! Живо вытащи меня из ямы, и я сделаю тебя богачом!»
Бедняк Гидон спустил в яму веревку, в которую тут же вцепился лев, которого Гидон и вытянул из ямы. Лев убежал, а Гидон снова опустил веревку в яму.. На это раз, в веревку первой вцепилась обезьяна, и бедняк её вытащил из ямы. Затем, на свободе оказалась змея, и лишь потом за веревку ухватился Димитриус, и был вытащен из ямы. Затем Димитриус и Гидон, с помощью веревки вытащили из ямы коня (*ну и силачи! А как конь ухитрился обвязаться веревкой?....). Димитриус вскочил на коня и ускакал прочь.
На следующий день, бедняк Гидон пришел к царской лесной резиденции и постучался в ворота.
«Тебе чего, бедняк, надо? Нищим здесь не подают! Ступай прочь!» - грозно проговорил стражник у ворот.
«Ваше Превосходительство! Не сочтите за труд и сообщите сенешалю Димитриусу, что явился бедняк Гтдон за обещанной наградой, за спасение драгоценной жизни достопочтенного и благороднейшего господина Димитруса» - проговорил бедняк.
Сенешалю Димитрусу доложили о бедняке у ворот, но тот приказал стражникам избить бедолагу и прогнать прочь, что и было исполнено «по высшему разряду».
Избитый и униженный бедняк Гидон с трудом добрался до своего жилища и долго болел, истратив на лечение все свои сбережения.
Когда Гидон смог встать на ноги, наконец, он отправился в царский лес по грибы и по ягоды. Неожиданно, он встретил в лесу льва, обезьяну и змею. Лев подарил Гидону осла, по бокам которого были два мешка с золотыми монетами и драгоценностями. Обезьяна подарила Гидону какие-то чудесные лекарства из обезьяннего помёта. А змея дала ему гладкий камешек черно-красно-желтого цвета.
Вот так, бедняк Гидон, совершенно неожиданно стал очень богатым человеком, можно сказать,  стал почти олигархом. А вот что с разноцветным камешком делать он не знал, а потому пошел с ним к известному ювелиру, старому еврею Моисею Кислингу. Старый еврей посмотрел на камень и сказал:
«Я дам тебе за камень сто флоринов».
А Гидон ему в ответ:
«Камень я не продаю. Я хочу знать его достоинства. Если можем мне их назвать, я заплачу тебе двести флоринов»
Брильянтщик отвечает:
«Человек, который будет владеть этим камнем, получит три вещи: неубывающее изобилие, неомрачаемое веселье, немеркнущий свет. Четвертое достоинство таково: если владелец продаст камень дешевле настоящей цены,  то камень вернётся к нему».
«И ты хотел купить у меня этот бесценный камень за сто флоринов?» - возмутился Гидон.
«Ничего личного! Просто бизнес!» - оправдался старый еврей.
Гидон покинул брилиянщика. Благодаря чудесной силе, заключенной в камне, Гидон приобрел земли и несчетные богатства, и получил звание генерала назначение на пост министра оборон: ведь богаче его не было в целом свете.
Царь Путий, прослышав о том, что бедняк Гидон, благодаря своему камню, стал олигархом, и занял первое место в рейтинге Форбс, вызвал его к себе, и сказал:
«Уважаемый господин Гидон! Вы же знаете, как я неусыпно и неустанно борюсь с бедность. Продайте мне свой камень, и я окончательно поборю бедность в моём царстве!»
«Государь. Я не могу продать вам то, что сделало меня уважаемым Человеком и Олигархом. Не обессудьте, но камень я вам не продам....» - ответил Гидон.
Царь одарил Гидона доброй, нежной улыбкой и сказал?
«Выбирай тогда одно из двух: либо ты продашь мне камень, либо ты окажешься в психушке, где будешь наслаждаться жизнью до конца своих дней, а конец твоих дней наступит гораздо раньше, чем ты предполагаешь....»
Когда господин Гидон это услышал, он сказал: «Государь, раз так, я продам вам камень. Но скажу одно: если вы дадите мне за него меньше, чем камень стоит, он воротится ко мне назад».
 Царь говорит: «Ну что же, я дам тебе тридцать тысяч флоринов»!  (*месячная зарплата стражника царских ворот).
Гидон продал царю свой камень и поехал домой, а когда вернулся домой, то обнаружил, сто его камень лежит на своём обычном месте (*под подушкой...).
Тут раздался телефонный звонок. Гидон ответил: «Гидон слушает!»
«Это царь Путий! Пропал мой камень!»
«Это мой камень! Я же предупреждал вас, государь, что ежели заплатите за камень меньшею цену, чем он стоит, то камень вернётся ко мне!»
«Да, да... Предупреждал... Расскажи мне, как этот камень оказался у тебя?» - потребовал царь.
И Гидон поведал царю историю про яму и Сенешаля Димитруса....
Царь, узнав обо всем этом, сильно разгневался на сенешаля и сказал ему потом:
«Низкий ты человек, Димитрус. Ты совершил величайшую неблагодарность: за то, что Гидон избавил тебя от смерти, ты чуть не до смерти избил его. Гляди, несчастный, неразумные твари лев, обезьяна и змея воздали своему избавителю благодарность, а ты, наделенный разумом человек, за добро заплатил злом. Прежде всего все твое движимое и недвижимое имущество и должность твою я отдаю господину Гидону и назначаю его вместо тебя сенешалем, а тебя сегодня велю повесить».
 Так и было сделано. Царские советники, узнав об этом решении, весьма его одобрили. Господин Гидон разумно управлял царством, был любим подданными и кончил жизнь свою в мире.
Эх! До чего же нелегко работать царём! С бедностью приходится бороться, а как с ней бороться, никому и неведомо....?