Пенёчек

Сергей Смицких
    В последние годы маленький подмосковный лесопарк всё более стал заселяться дроздами: певчими, пересмешниками, рябинниками... Весной и в начале лета они особенно дичились людей, бродивших по тропам стайками и одиночно, не подпускали к себе ближе, чем на десять-двадцать метров.

    Однажды я шёл по узкой тропе и услышал впереди характерное пение: "Юдифь-юдифь, фью-фью-фью, тр-р-р-р-р". Укоротив и вдвое замедлив шаг, я стал приближаться к певцу и вскоре заметил его на боковой ветке берёзы, свисавшей над тропой. Ещё более замедлившись и опустив голову, пошёл дальше. Лесной певец не прекратил трели, даже когда человек прошёл под ним, и до седой головы этого радостного прохожего было менее трёх метров.

    Знакомые звуки "Юдифь-юдифь..." наиболее часто доносились из треугольника, ограниченного кривой гипотенузой опушки, асфальтированной дорожкой и тропой с кореньями, протоптанной для спотыкания невнимательных прохожих. Однажды, обходя этот участок по опушке, я слушал такую же трель. Вдруг трель оборвалась, и сверху донеслись приближающиеся одиночные резкие крики. Я поднял голову и увидел ворону, быстро улетавшую от леса. Чуть выше за ней гналась более мелкая птица со знакомыми очертаниями дрозда. Птица спикировала, тюкнула разбойницу в голову и вернулась в лесок, а ворона, хрипнув, полетела прочь ещё быстрее.

    22.6.2017. Третье нестандартное наблюдение произошло в солнечный полдень на другой тропе. Дрозд (предположительно, рябинник) шёл по ней впереди меня, иногда сворачивал в сторону, что-то клевал в траве, потом возвращался. Расстояние между нами медленно сокращалось. Чтобы не спугнуть спутника, я наблюдал за ним боковым зрением. Птица позволила сфотографировать себя метров с пяти (левый кадр) и ушла на поперечную тропочку.

    Непонятный случай озадачил меня накануне, 21 июня, в пасмурное предвечерье. ...Я свернул влево на дорожку шириной два метра, по которой не ходил после недавней бури, повалившей в лесопарке много деревьев, ибо знал, что середина дорожки перегорожена двумя упавшими берёзами. Через десяток шагов моё внимание привлёк сероватый пенёк на правой стороне дорожки - раньше здесь пеньки не наблюдались. Надо признать, что зрение у меня слабое даже в сильных очках. По мере приближения кора пенёчка всё более походила на свёрнутое крыло птицы, а в верхней части стала различаться жёлтая окружность.
    Вдруг окружность дёрнулась. Стало понятно, что это действительно птица, сидящая или стоящая неподвижно. Медленно сняв фотокамеру с пояса, я запечатлел её (правый кадр). Услышав щелчок, птица вспорхнула и, отлетев на несколько метров, села на той же правой стороне дорожки. Я спокойно мелкими шажками пошёл по левой. Она подпустила на расстояние, подсказанное инстинктом, и вновь перепорхнула вперёд. Так мы и шли параллельными курсами. Ни семечки, ни зёрна в моих карманах не лежали - попытаться угостить её было нечем.
    Птичка проскакала под парой берёз, я перелез. Через десяток шагов она остановилась и не двигалась, даже когда я прошёл мимо. После этого "попутчица" развернулась и поскакала по дорожке обратно.
    Вот и пойми эту пернатую: то ли хотела угоститься, то ли изображала из себя приманку, чтобы отвести от гнезда...