Голод

Владимир Герасимов


Очень хотелось есть, невыносимо сосало под ложечкой. Андрей вошел в  магазин и у него голова закружилась. Эти аппетитные запахи дразнили.
Андрей знал, что у него не хватит денег даже на полбуханки черного, но вынул из кармана и пересчитал монетки. Зажал их в кулак и робко подошел к прилавку. Он раскрыл ладонь перед недовольным лицом продавщицы и тихо сказал:
- Отрежьте мне на эти деньги кусочек черного.
Не веря своему слуху, продавщица взглянула на его немытые пальцы, на десятикопеечные монетки и оскорбилась:
- Ты что издеваешься паршивец?
- У меня нет больше денег.
Она прибавила в голосе:
- Нет, так нечего шляться по магазинам!
- Я же за деньги! - умоляюще воскликнул Андрей.
- Это ты называешь деньгами? - она громко захохотала и ударила по руке Андрея. Монетки выпрыгнули и поскакали по прилавку и по полу. У Андрея от обиды на глазах выступили слезы. Он всхлипнул.
- Неча мне тут нюни распускать.- продолжала громогласно  возмущаться продавщица - Приноси нормальные деньги. А то ишь ты, как на паперти насобирал.
Андрей провел ладонью по глазам и шагнул от прилавка к выходу, задержавшись на мгновение и в надежде посмотрев на продавщицу. Но она будто ожидала его взгляд, ее лицо не дрогнуло.
- Иди-иди! Ходят тут всякие, а потом у нас из зарплаты вычитают. Еще своруешь чего. Знаю я вашего брата.
Андрей не понял ее последних слов, в голове стучало от обиды и отчаянья. Откуда эта тетка знает его брата? Ведь, если она знает Димку, то знает и всю их семью.
А все началось, как раз с Димки. Он сбежал из армии от дедовщины, весь избитый, нервный. Мама тогда много плакала и прятала брата где-то в сараях. Она очень переживала и умерла от сердца, так сказали в больнице.
Андрей учился тогда в четвертом классе. Учился неплохо, его хвалили. Сейчас бы был в седьмом. Но Димка после смерти мамы вообще как с ума сошел. Пропивал все направо и налево, кричал, что все равно его скоро за дезертирство посадят, что жизнь кончена. Был бы отец, может быть все и по другому   б ы л о
А потом Димку посадили, он с кем-то там подрался, чуть не убил кого-то. Андрей остался один. Над ним оформила опекунство сестра матери. Так-то тетя Люда была неплохой, но вот муж у ней злыдня и жадюга. Неуютно у них в доме. Вот и сбегал Андрей от них то и дело.
И просить ничего у них не хотелось. Уж лучше у чужих людей. И он, как-то набрался смелости и спросил у затянутое во все кожаное мужичка денег. Тот приостановился, прищурил глаза и спросил:
-  Тебе сколько, парень, лет?
- Одиннадцать. - сбросил годик Андрей. Да он и был невысоким, невидным.
- Да ведь ты можешь зарабатывать больше меня.
- Как это?
- Так это, - передразнил мужик Андрея. - возьми гуталин, щетки и чисти всем ботинки, вылизывай дочиста...
Мужик захохотал над своей, как ему казалось,
удачной шуткой, и, видя, что мальчишка обидчиво отвернулся, прошелестел вынутой купюрой:
- Ладно, на!
Но Андрей не повернулся и не взглянул.
- Ишь ты, какие мы гордые, значит деньги не нужны!
Когда обида отошла, Андрей долго думал, а правильно ли он сделал. Взял бы деньги, ведь этого мужика он быть может больше никогда  не увидит. Но в то же время от этих его слов на душе было тошно. Конечно, может быть этот мужик и прав, за чистку обуви, возможно, и будут давать деньги, но на что купить тот же гуталин...
Но однажды какая-то старушка, видя его часто стоящим у магазина, спросила тихим голосом:
- Мальчик, а кого ты тут все время ждешь?
- Никого.
- Тебе идти некуда?
- Да! - кивнул Андрей и наклонил голову.
- Так ты,  верно, и не ел ничего.
Он только вздохнул в ответ. Тогда она вынула из сумки батон белого хлеба, дала ему и молча ушла.
Но такое было редко. В большинстве своем давали мелкие монетки, на которые купить что-то было невозможно. Так вот случилось и сегодня.
Под ложечкой все сосало и сосало. Он присел на выступающий фундамент магазинного здания и согнулся, вжав кулак прямо в живот - так было вроде легче.
Вдруг над собой он услышал знакомый голос:
- Андрюх, ты чего тут делаешь?
Он поднял глаза. Перед ним стоял его одноклассник Витька в модной куртке, в джинсах. На шее болтался мобильник.
- Да так, гуляю... - неуверенно пробормотал Андрей.
- Я тебя давно не видел. Ни в школе, ни на улице...
Витька недалеко от старого их дома жил.
-  Да, я переехал. - неохотно промямлил Андрей.
- Слушай, пойдем ко мне. У меня на компе игруха классная!
У Андрея потеплело в груди. Мелькнула мысль, может у Витьки и пожрет чего. Он встал, сделал несколько шагов, и вдруг пот прошиб его. Ведь, наверное, в гостях придется разуваться, а у него одна нога была босой, а другая в рваном носке...
Он поотстал от Витьки.
- Ну ладн, Витек, я спешу.
- Ты чо? - недоуменно приостановился одноклассник, но Андрей уже шмыгнул  в переулочек и притаился за деревом. Его душили слезы, а внутри, как чирий, зрело неизвестное дотоле чувство. Повинуясь ему,
он вышел из переулка и направился к магазину, откуда его с позором выгнали и смело взошел на ступеньки. Что было дальше вспоминал, как в полусне...  Визг продавщицы, ее истошное:
- Ми ли ция!!!
А он, не помня уж где, отрывал от огромного батона колбасы прямо зубами ароматые вкусные куски.