Пока души наши не омертвели...

Нина Авраменко
       КРАТКИЙ ОБЗОР ПРОИЗВЕДЕНИЙ  ВЛАДИМИРА КОЧЕРЖЕНКО

       
                Не прожить наверняка -
                Без чего? Без правды    сущей,
                Правды, прямо в душу бьющей,
                Да была б она погуще,
                Как бы ни была горька.
                А.Твардовский
    Правда… По убеждению великих писателей и всех честных людей, она основа нравственности,  без нее нет ни величия, ни справедливости, а по большому счету, и настоящего счастья. Но наш мир плохо приспособлен  для этой босоногой красавицы, потому и мечутся люди в поисках ее, бредут в тумане  по бездорожью, падая  и поднимаясь  над всеми «свинцовыми мерзостями» современной жизни.

      Как помочь им  найти ответы на волнующие вопросы?  Как излечить  больное наше общество от  метастаз безверия, жестокости, несправедливости? Готовых ответов никто не даст. Но задуматься  может заставить, как делает  это тульский писатель Владимир Кочерженко, член Российского  союза писателей, член  Союза журналистов России.

      На мой взгляд, он выбрал  для своего творчества самый правильный, но и  самый трудный путь.Этот писатель не замалчивает правду, не  морализирует, не дает готовых  рецептов. Он не изменяет  раз выбранной  теме, показывая  наше общество не с парадной стороны, а во всем многообразии и  дурного, и прекрасного.  В качестве доказательств остановлюсь  на некоторых  его произведениях.

    Начну с подборки небольших рассказов под общим названием «Эхо». Маленькие они только по объему, но  богаты по содержанию.  В них голая правда о  тяжелых послевоенных годах, в которых пришлось ох как несладко целому поколению детей, у которых война ( и не только она!) отняла детство,  заставила узнать голод, нищету, рано повзрослеть, но каким-то чудом сохранить в себе и жизнелюбие, и доброту, и милосердие.  Все это  относится и к Владимиру  Алексеевичу.
 
     В цикле этом есть рассказ  «Паша Бич». Это история детдомовца Витьки, сбежавшего на волю.  Голодного и  промерзшего до косточек  встретил его Паша Бич, работавший в школьной котельной.
    Как дальше складывались события, читатель узнает сам. Я же хочу отметить, что, как и во многих рассказах этого автора, большую роль играет антитеза. В данном произведении автор противопоставляет бывшего  зэка, «врага народа», с дипломом историка, выданным в МГУ, и старшего воспитателя детского дома.
    К Паше Бичу  липли  школьники, потому что он   умел понять душу ребенка.  Автор пишет: «Паша уводил их в загадочные миры, где не было муштры, пионерских линеек, классных часов и дисциплинарных разборок с оргвыводами, где у каждого были не "руки-крылья и вместо сердца пламенный мотор", а собственная гордость и собственный индивидуальный разум.
 
     Иначе ведет себя  старший воспитатель. В нескольких словах  писатель дает ему уничтожающую характеристику: «Приехал старший воспитатель Александр Ефимович, сорокалетний импозантный красавец-мужчина, прямо-таки лучащийся доброжелательностью, предмет тайных воздыханий детдомовок-старшеклассниц. Пацаны же этого лощеного хмыря инстинктивно остерегались».

         Противопоставление  этих персонажей явно не в пользу «хмыря», умеющего хитростью и лестью влазить в еще не окрепшие души ребят. Он-то и сыграл свою подлую роль, вынудил Витьку признаться, что  ночевал тот  у Паши Бича. «Пашу, конечно, замели»…
       В конце рассказа читаем: « Долгие годы потом Паша Бич приходил к Витьке во сне. Нечасто, правда, приходил. Виктор Алексеевич почти уж забывал о нем, и тогда он являлся. И каждый раз с батоном колбасы и буханкой хлеба.  Виктор Алексеевич в такие моменты просыпался до безобразия голодным, злым и почему-то с мокрыми глазами».
.
       Справедливо все-таки говорят, что все мы родом из детства. Именно  в это время постигаем мы  многое и навсегда оставляем в сердце зарубки, которые влияют потом и на выбор жизненного пути, и на  гражданскую позицию.    Начав работать очень рано, испробовав несколько профессий, Владимир Кочерженко приобрел богатый опыт   постижения  психологии людей. Его герои не выдуманы.
      Но видел он и то, что  поведение некоторых людей не поддается никакому объяснению,  психология  тут  бессильна. Прочитайте рассказ «Миша». Нет, он не о человеке.  Он всего лишь о дворняге, которая своей добротой и преданностью  несравненно  выше своей патологически жестокой  хозяйки,нравственное уродство  которой особенно отталкивает, потому что проявляется  как дикая бессмысленная жестокость по отношению к  беспомощному и такому верному существу!

       Что делает человека злым, бесчестным? Только ли неудавшаяся жизнь, ненормальное окружение, дурное воспитание?  У героини рассказа «Пердюмонокль» все складывалось  в ее пользу. Бывшая партаппаратчица с солидной пенсией, педагог по образованию, натура властная, «подалась  в волонтеры», определилась  помогать в церкви. И вместо замаливания собственных грехов, сопутствующих  ее бывшим профессиям, стала наводить порядки на новом поприще. Под видом благочестия эта ханжа сначала потихоньку вредила, потом дошла до откровенной подлости, стукачества.
     В этом  рассказе, как, впрочем, во многих других,  авторская позиция не  выражается открыто. Писатель  заставляет  своего читателя думать. И в этом, на мой взгляд, главное. Как он это делает?  Да всем ходом  повествования, стройной композицией, с помощью заголовка,  неожиданно включенного анекдота, портретной характеристики, которая помогает увидеть истинный характер человека. А иногда короткого,  с горькой иронией вывода, как в данном рассказе: «Грамотная старушка, педагог по образованию. Что тут еще скажешь?»

      А сказать можно одно: сколько их, «переменивших оперенье», пришедших якобы к Богу, а следовательно,  к правде, любви и свету,  на самом деле ни о какой совести и правде не имеющих понятия и только вредящих хорошему делу в силу привычки и непомерной гордыни! 
     Давно как-то я спросила у одного  умного батюшки, привлекшего  мое внимание до сердца доходящими проповедями и  преданным, бескорыстным служением людям  :
    - Скажите, отец Тихон, а какая самая плохая черта в характере человека?
    - Гордыня, конечно же! - ни секунды не раздумывая, ответил он. – С нее начинается все самое страшное  на земле!.

       Об этом подумалось  при чтении рассказа с символическим названием «Бездна». Он  о бездне бездуховности, гордыне и  силе любви, способной творить чудеса. Сюжет передать непросто, настолько спаяны все части. Да и пересказывать работы Кочерженко   невозможно. Их надо читать и читать, читать и перечитывать, читать и думать, думать: «Да почему же  люди становятся  нЕлюдями?»   Может, дело в нашей  обывательщине, в равнодушии, в страхе? Или настало время, когда рубль  стал  божком, которому  кланяемся все ниже и ниже? Или  растеряли мы свои мозги и  покорно внимаем желтой прессе и всему, чем пичкают нас  все средства массовой информации, отвлекая от чего-то  главного? Чтобы понять это, надо сначала ужаснуться,  увидеть себя со стороны, спросить, а человек ли я сам? Способен ли на добро и правду?  Ужаснуться  и начать что-то менять в себе!

      Скатилась в бездну бывшая  выпускница МГУ философского факультета,    героиня рассказа «Вошь ничтожная». Скатилась отчасти по своей слабости,  но не только поэтому. Я,  чтобы утвердиться в своем мнении, дала  почитать этот рассказ  семнадцатилетней девушке-выпускнице,  попросив  передать свое впечатление несколькими предложениями, как на ЕГЭ.. Вот что она написала: « Это рассказ о временах развала СССР, когда   появились олигархи, новая «интеллигенция» .  А люди, живущие по совести и правде, оказывались невостребованными. Оставшись  одна,   без     всякой поддержки, героиня  сломалась, начала пить.  Была Надежда Викторовна Малинина, потом стала Надькой. А потом…  «Вошь ничтожная, чего ее жалеть?»  -  скажет одна старуха.  Никому  оказались не нужны ее знания, незаурядный ум».

       Вместе с моей юной читательницей мы увидели в этом рассказе  и проблему равнодушия окружающих  Надежду   людей (а может, и злорадство, ведь как-никак она дочь бывших обкомовских работников, живших по особым законам), и  несусветную жадность родственничка, способную   погубить все живое в человеке, и непременную расплату за зло. Мы ощутили боль писателя за человека.

      Эта боль  видна во всех произведениях Кочерженко. Они тревожат нашу совесть, потому что правдивы.
 
      Художественный мир Владимира Кочерженко  очень разнообразный. И характеры своих героев он выписывает так,  что ты их видишь воочую. Писатель радуется, когда открывает человеческое в человеке .

     Вот Антон Бауэр, двадцатичетырехлетний  водила-профессионал, которого ценили в солидной транспортной фирме за  надежность, безотказность и скромность. Рассказ о нем  называется «Гори оно все ясным пламенем».  Это история о том, как Антон спас от верной смерти человека и поплатился за доброту. Зарекся потом на веки вечные   лезть со своей помощью.

    Очень  правдивый рассказ, и я предвижу ставшую расхожей пословицу: «Не делай добра – не будет зла». Только кажется мне,  что  скорые на оценку читатели в данном случае ошибутся. Обида и досада пройдут, но Антон  не  станет  равнодушным, бессердечным человеком. Закваска не та!

     Здесь и батюшка, сумевший полуразрушенный храм за короткий срок неустанным трудом  и  с помощью хороших людей  восстановить  и сделать местом просветления души прихожан.
   
     Здесь и дед Андрей Митрохин («Не было бы счастья»)  рассказывает  о своей необычной женитьбе и незаметно подсказывает, в чем оно, истинное счастье: « С Галькой мы  пятерых мужиков нарожали, во внуках уже путаться начали…» Читаешь и  почему-то не сомневаешься, что мужиками его дети выросли настоящими  и внуков взрастят, как надо.

     Вы познакомитесь  с подвижниками- врачами, умеющими  лечить не только современными препаратами, но и добрым словом, способным  помочь пациенту обрести веру в себя и успешно бороться даже с детским параличом.

     Как  отвратительно выглядит на их фоне современный унтер Пришибеев, спокойно  перенесшийся в ХХ1 век. ("И Мартын с балалайкой")
 
      Особо хочется отметить язык писателя и неподражаемую манеру повествования. Раскованное, свободное слово, богатство  выразительных средств, интонации, диалектизмы и даже  вульгаризмы  - все это присуще  народному языку. Потому  и запоминаются и меткие характеристики героев,  и искренность,  и чуткость  писателя, который убежден, что зло несут  люди, стоящие далеко от правды, а без нее точно не проживешь!

      А еще я думаю о том, что   настоящий писатель не может проходить  мимо острых тем. Надо понимать мужество тех авторов, которые  не замалчивают  наших недостатков, а «любят Россию до боли сердечной»  и этому учат своих читателей.
 
      Сейчас много говорят о национальной идее.Ее можно увидеть за строками произведений  В.Кочерженко:  «Не уходить от правды, а взращивать ее всеми средствами и в  душах наших, и в детях, и внуках наших, и  в стране в целом».

      Как Вам, уважаемые читатели,  такая  идея? Воплощение ее в жизнь потребует  напряжения духовных и физических сил всех и каждого А это и есть патриотизм, который  будет не только на словах.

      Надо спешить, пока наши души не  омертвели, пока не скатились в бездну.
Очень надеюсь, что произведения  Владимира Кочерженко будут читать не только на прозе ру. На своей страничке он однажды написал: «Ищу человека!» Мы, читатели, нашли его в лице  мудрого, многоопытного, правдивого писателя и верим, что на наших полках  появятся его  книги , способствующие  возрождению  морально-нравственных ценностей: Доброты,Милосердия, Правды.