Христианские святыни озера Неро

На фото автора - вид на одну из смотровых башен с флюгером-защитником "Трубящий ангел" наверху;   вид на озеро Неро сквозь бойницы крепостной стены Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря;   вид со смотровой площадки юго-западной угловой башни монастыря на озеро Неро и Остров Рождественский;   на фоне храма в честь Димитрия Ростовского; Ростов Великий, Ярославская область.

 

Покидая границы города Переславль-Залесский, казалось, что более красивое место в Ярославской области уже невозможно встретить. Но мы ошибались.

Встреча с озером Неро и его белокаменными соборами на берегу превзошла все ожидания!

Осеннее лазурно-голубое небо в небольших кучевых облаках отражалось в водах Неро, придавая ему ещё больше величия. Расположенное на равнине, неглубокое, оно выглядело овальным зеркалом.

Колёса нашего авто затормозили у главных, Святых, ворот Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. Высокие белокаменные стены на фоне синего неба в лучах полуденного солнца выглядят мощно! Как старинные оборонительные сооружения, хотя возведены были лишь в конце 18 века.

На огромной площади перед входом в монастырь на лотках местные мастера выложили свои удивительные по красоте и разнообразию поделки.

Украшения из ростовской финифти - этот вид художественной росписи по эмали, известный ростовским мастерам с 18 века, пришёл на Русь из Византии. Финифть - от греческого "светлый, блестящий камень", выполняется специальными красками на основе стекла с добавлением окислов различных металлов и закрепляется обжигом. Законченный вид, как ювелирному изделию, придаёт витиеватая оправа, скань.

Гончарные изделия из глины, расписные свистульки и фигурки работы костромских мастеров. Глина в окрестностях озера для поделок не годиться, она называется сапропель, при высыхании приобретает серый цвет. Но как источник минеральных солей хороша, потому уже с древних пор используется в земледелии как естественное минеральное удобрение.

Всех размеров и видов звенящие колокольчики - это тоже работы ростовских мастеров.

Эти промыслы нам хорошо знакомы, поскольку в начале 2000-х мы занимались популяризацией и возрождением русских народных промыслов, под названием "Русский фольклор" издавали календари.

От той красоты, что лежала на лотках, было невозможно оторвать глаз. Что там какие-то золотые ювелирные магазины и бутики!

Колокольный звон, известивший об окончании службы, вернул в настоящее. Пора было познакомиться с историей и архитектурой монастыря, его святынями.

В солнечных лучах белоснежные храмы с зелёными куполами-луковицами, характерными для древней Руси, сверкали позолотой. Дорожки, выложенные тротуарной плиткой, многочисленные клумбы с невероятной красоты цветами - всё казалось настоящим раем! Ох и ах! других слов не находилось.

В противовес этой ухоженности вспомнилось запустение Переславль-Залесского, бывшего Горицкого монастыря, который находится на балансе не Епархии, а города. В стенах которого располагаются отдельные экспозиции местного краеведческого музея. И лишь одна не отреставрированная действующая церковь на территории.

Глаза разбегались от разнообразия красок и стоящих вплотную друг к другу великолепных по архитектуре храмов.

Здесь необходимо сказать насколько слов об истории возникновения монастыря.

Так получилось, что рядом с построенным в конце 14 века Яковлевским монастырём, уже стоял построенный на 150 лет ранее мужской Спасо-Песоцкий монастырь.

В 1271 году его основала княгиня Ростова — Мария. После смерти мужа Василько в битве с татарами на реке Сити в 1238 оду, она сама управляла Ростовским княжеством. Считается, что она была единственной женщиной, писавшей на Руси летописи.

Так и стояли рядом два монастыря почти 400 лет. По указу Екатерины 2, они объединились в один. От названия одного взяли «Спасо», от другого — «Яковлевский» и ещё добавили «Димитриев» — имя святителя, прославившего этот храм. При этом Свято-Песоцкий, хоть и был наиболее богатым и более старым, был приписан к Яковлеву монастырю.

В наши дни от этого древнего монастыря сохранился лишь Свято-Преображенский храм, который немного обособлен и располагается рядом с Яковлевской обителью. С площадки смотровой башни мне удалось сделать снимок и его, пока не отреставрированного. В окружении огородов и теплиц.

Как же на этом месте оказался Яковлевский монастырь, и кто дал ему имя?

История эта напоминает историю с Епископом Муромским, Василием Рязанским, которого тоже изгнали горожане. И который на своей мантии приплыл против течения по Оке в Старую Рязань.

Так и епископ Ростовской кафедры Иаков, который за заступничество перед князем за осуждённую на смерть женщину был приговорён к изгнанию из города.

Исход его сопровождался чудесным событием. Выйдя на берег озера Неро он бросил на воду свою архиерейскую мантию, осенил её крестным знамением, и, как на плоту, поплыл  по воде.

Увидя это чудо, горожане одумались и просили вернуться. Святитель Иаков обратился к народу со словами примирения и поучения, но вернуться на кафедру не пожелал, предпочёл остаться в уединении.

Вскоре на месте, куда его выбросила волна, он построил келью и храм в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. А покровителями обители стали родители Богородицы, Иоаким и Анна.

После своей земной смерти в 1392 году Иаков был канонизирован. Долгое время Яковлевский (тогда Зачатьевский) монастырь был бедным и малоизвестным.

Своим расцветом и популярностью этот монастырь обязан Ростовскому митрополиту Димитрию (в миру Даниил Саввич Туптало). Известный духовный летописец и подвижник был назначен в Ростов в 1702 году по личному указу Петра 1.

Ценивший образованных людей, Пётр 1 вызвал его в Россию для занятия митрополичьей кафедры. На протяжении 20 лет святитель Димитрий трудился над составлением книги жития святых. Ему удалось показать такие нравственные идеалы, на которых в последующие столетия воспитывались многие поколения православных людей.

Двум добродетелям, милости и любви, он отводил главное место в своих проповедях: "Я должен вразумлять бесчинствующих, утешать малодушных, заступаться за немощных и быть долготерпеливым ко всем. Я должен любить добрых, злых же наказывать милостиво, заботиться об общей пользе, всем тщательно искать спасения и о всех молиться".

Свой завет он исполнил, управлял мудро и справедливо, никогда не прибегал к чрезмерным суровым мерам.

Похоронить он себя завещал не в кафедральном Успенском соборе Кремля, где в течении многих веков погребали ростовских владык, а в Яковлевской обители. Которая по тем временам была на окраине города и не считалась значительной.

Но именно здесь себя завещал похоронить святитель Димитрий, поскольку именно этот монастырь посетил первым на ростовской земле - он находился на пути его следования из Москвы в Ростов Великий.

Зайдя тогда, в марте 1702 года, в Зачатьевский собор, он указал на юго-западный угол храма и произнёс: "Се покой мой: здесь вселюсь во век века".

Через 50 лет при ремонте пола были обнаружены его нетленные мощи. Весть об этом чуде разнеслась в народе по всем местам, сюда стали приезжать паломники, чтобы поклониться мощам святителя Димитрия.

Так, жители Темерницкой крепости, что на Дону, после паломничества в Яковлевский монастырь, в честь нового святого решили переименовать своё поселение-крепость, и назвать её в честь святителя Димитрия Ростовского.

Слобода вокруг этой крепости стала называться Ростовской. А позднее, там возник город Ростов. И, чтобы не было путаницы с именами городов, к его названию стали прибавлять «на Дону». Так и возник Ростов-на-Дону. А в центре города стоит памятник святителю Димитрию.

Приобретя такую известность благодаря святителю Димитрию, монастырь стал получать большие пожертвования от знатных особ. На средства графа Николая Петровича Шереметьева, например, в конце 18 века возводится огромный Димитриевский храм.

Сама императрица Елизавета Петровна преподнесла серебряную раку и одежду из золотой парчи для мощей святого Димитрия.

В Ростовском музее хранится реальная книга, в которой описано более 300 удивительных, доказанных врачами, фактов исцеления людей у нетленных мощей святого митрополита Дмитрия.

Вдоль белокаменных стен монастыря сегодня установлены баннеры с описанием заслуг богатых купцов, известных при царском дворе особ, перечислявших большие средства на строительство и реконструкцию храмов.

Тогда же были возведены и стены укреплений с башнями, приобретшие современный вид.

Правда, после Октябрьской революции монастырь закрыли, он использовался как склад. Но в 1996 году восстановлен в статусе монастыря и предан Епархии. Потому здесь сегодня такая чистота и порядок.

Поистине, место отдохновения души!

На юго-западной угловой башне сегодня устроена смотровая площадка, к которой ведёт узкая лестница из старых дубовых ступеней. Если не смотреть вниз, под ноги (которые от страха высоты подгибаются), то, оказавшись на башне, можно насладиться красотами окрестных мест.

Во всю ширь раскинулось озеро Неро, синее-пресинее, в котором, как в зеркале, отражается небо. Видимо, потому такой эффект, что озеро неглубокое, дно в водорослях, илистое. Максимальная глубина его 3,5 метра, а средняя около 1,5. При этом слой ила составляет около 20 см. 

И, хотя озеро считается самым большим в Ярославской области (площадь его превышает даже площадь Плещеева озера), ни как источник пресной питьевой воды, ни как место для купания, озеро не годится. 

Берега его топкие, поросшие камышом да тростником, а ещё рогозом, мелким ивовым кустарником. Что придаёт озеру таинственность. И не напрасно.

До сих пор, со времён татаро-монгольского нашествия, в этих местах ходят легенды о кладах на дне озера. По некоторым данным считается, что именно здесь мог быть древнерусский город Китеж, ушедший на дно. Поперечные отложения на дне озера, сходящиеся к центру, можно считать гранями воронки, в которую город всосало. Но это всё предположения, пока не имеющие доказательств.

А пока же озеро приглашает гостей города на прогулку по его ровной, гладкой поверхности на плоскодонных лодках, и рыбаков. Ведь озеро всегда славилось знатными щуками, во множестве обитающими среди прибрежных зарослей.

В старину, говорят, местным рыбакам даже разрешалось ловить рыбу сетью, к царскому столу. Но только сельчанам, пришлым рыбакам разрешалось ловить только на удочку.

С площадки башни открывается вид и на противоположный берег, где сегодня и расположился современный город. А между ними, на расстоянии около одного километра - выступающий над гладью озера Рождественский остров.

Камень-останец, сегодня остров посреди Неро, кусок скалы доледникового периода, почитался древними обитателями здешних мест. Здесь, до прихода славянских племён в 7-8 веках, жили финно-угорские племена меря, бывшие язычниками. Китеж, что может означать "камень", племена меря, озеро Неро - всё это неразгаданные загадки, дошедшие до наших дней.

Стоит ли искать на них ответ - покажет время. А пока я только вглядывалась в даль озера Неро через округлые бойницы Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.


Продолжение - "Ростовское чудо на берегу Неро" - http://www.proza.ru/2017/11/20/2213


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.