Вклад с процентами или погадала цыганка

Александр Апальков-Курский
       «Человека сейчас прямо не найти, у которого ничего не сперли».
    
       М. Зощенко «Воры»

      
       *  *  *      
      

       - Не, ну я не могу с тебя! Ну как это обманули?! – недоумевающее и важно спрашивал Иван у своих собеседников, когда речь заходила о том, что кто-то кому-то доверился и того облапошили до нитки, – Ну а куда ты смотрел? Да я б его прям за руку, да и вытрусил бы из него всё с потрохами! – негодовал он.
       Как и всякий из нас Иван Пьяных был уверен, что это кого-то можно обмануть, но только не его! Всего-то делов: смотри в оба, да держи ухо востро! И тогда вора можно будет даже изловить, схватив его с поличным! Ведь, исходя из своих собственных представлений, каждый думает, что этого злоумышленника видно издалека: сразу можно узреть хитрое, ехидное лицо, крадущуюся походку, вороватый взгляд – бери его за шкибон и в каталажку!
       - Мне бы он попался! - подытоживал  Иван.
       И судьба не заставила долго ждать.

       Возвращаясь с командировки из Ростова, заехал он на придорожный рыночек. В покупках не нуждался, но привлек его красиво выставленный товар, на что и бывает рассчитано в таких случаях. Как пройти мимо, когда перед тобой с импровизированных витрин зазывно сияют светофором красок различные фрукты-овощи, коричневеют горки орехов, тут же расставлены красочные поделки для дома, для дачи, над головами висят разномастные веники для бани, янтарём желтеют банки с медом и, конечно, что радует глаз любого мужика, светящаяся на солнце вяленая и копченая рыба. Вот и Иван, увидев знакомые гирлянды разнорыбья, тормознул свой КамАЗ, пустив на торговые ряды облако пыли. Хоть от машины он и не собирался далеко отходить, но взял с собой бумажник со всеми документами и деньги, коих было у него аж тридцать пять рублей – в восьмидесятые годы это была неплохая сумма. «От греха подальше», - думал он.
       Иван, надо сказать, вообще был человеком внимательным и осторожным. Он всегда был уверен, что не попадется ни какую «удочку», и поэтому денег из рук не выпускал, а машину закрывал на ключ даже в родном дворе, который населяли такие же работяги, как и он. Во всем у него был порядок. Он отличался твердостью своих поступков, достаточной заботливостью о себе и своем имуществе и разумной осмотрительностью. Поэтому и позволял себе иметь чуть завышенную самооценку и изрекать критические суждения об отдельных нерасторопных гражданах.   

       Пройдя вдоль рядов, он приценился к разного рода товарам, останавливаясь у самых аппетитных экземпляров, и рассматривая их на предмет цена-качество. Продавцы наперебой расхваливали свой товар, призывая купить то или это. Ивану все нравилось и много бы чего он взял, но за качество дорого платить не хотелось, а дешевизна не отвечала качеству. Тем не менее, чтобы не уронить свой авторитет серьезного покупателя и показать гарантированную платежеспособность он держал деньги на виду, зажатыми в кулак, небрежно обнажая углы купюр с цифрами различного достоинства, вплоть до фиолетовой с Лениным двадцатьпятки. Важно пройдя туда-сюда и ничего не выбрав, он уже подумывал под каким благовидным предлогом удалиться от продавцов, как вдруг услышал:
       - Давай погадаю, золотой!
       Прямо перед ним стояла неизвестно откуда появившаяся цыганка. Смуглое лицо и улыбающийся золотыми зубами рот не сулили ничего плохого.
       - Давай три рубля. Не бойся, вдвойне верну! В руке их буду держать, а ты мою руку будешь держать. Все тебе расскажу: как зарабатываешь ты эти деньги и куда тратишь, какое добро тебя ждет, какие беды грозят, как уберечься от них – все расскажу.
       Иван не верил цыганам. С детства знал, что они воруют вещи и обманывают людей. Но ему даже интересно стало! Он был уверен, что грядет обман, но и вот же он, случай! Сейчас он разоблачит и выведет на чистую воду нечестную цыганчу! Тем более что и свидетелей полно, и руку он ее держать будет.
       Кроме этого на задворках сознания колыхнулась корыстная мысль, что трешка вернется шестью рублями.

       Оглянувшись по сторонам и не увидев ничего подозрительного, Иван решил рискнуть.
       - Погадаешь, говоришь? – интигующе и со скрытой хитрецой спросил он, - Ну погадай, погадай…
       Он разжал пальцы и, всматриваясь в наличные, хотел выбрать наиболее потрепанные рублевые купюры, чтоб если уж и лишится их, не так жалко было.
       - Давай все, - ловко схватила цыганка деньги.
       Иван не ожидал такой прыти и, ошалев от вмиг опустевшей ладони, дернулся за деньгами. Но увидев их все перед собой на растопыренной пятерне гадалки, успокоился. Он мог бы их забрать, цыганка как бы не препятствовала, но не стал этого делать, чтоб не подумали, что он в самом деле испугался.
       Торговцы с интересом смотрели на мастерски разворачивающийся развод случайного простофили.
       - Держи мою руку, - предложила цыганка и сжала рубли в кулаке.
       Иван в нерешительности взялся за ее запястье и крепко его сжал. Понимая, что подвох может быть и в другом, тут же наготове держал и вторую свою руку.
       - Ох, нелегко ты зарабатываешь свои кровные, сокол мой! - начала ведунья, - И не доплачивают тебе много, рубиновый! А работаешь ты хорошо!
       Самыми лестными словами хвалила она парня! Глядя на его свежую тельняшку, рассказывала, что служил он в армии, говорила, ощущая мозолистую руку, что тяжелая у него работа, обещала процветание, успех и достаток… Ивана это успокоило и подвоха он пока не чувствовал.

       Внезапно гадалка наклонилась к руке, дунула в кулак и тут же его разжала, оборвав предсказание. В руке ничего не было. Иван глазам своим не поверил. Как?! Куда подевались деньги, ведь он держит ее руку, а за второй смотрит. 
       - Эй! Эй! Где деньги? – возмутился он.
       - А деньги – в кармане у тебя.
       Отпустив руку цыганки, Иван поспешно сунул руки в карманы.
       - Нету тут никаких денег, отдавай обратно!
       - Как же я отдам, ты сам держал мою руку, - спокойно возразила цыганка, - Да не волнуйся милый, появятся они и даже удвоятся! Не успеешь домой доехать, как появятся!

       Шаря по карманам и вороша в их углах крошки табака, Иван судорожно пытался найти пропавшие деньги и не мог сообразить, что ему дальше делать. Поняв, что надо все же требовать возврата пропавшего, Иван поднял взгляд к цыганке, но той уже и след простыл. Пытаясь найти поддержку у свидетелей, он оглянулся на торговые ряды.
       - Возьми помидорчиков в дорогу, - с иронией предложила ему грудастая баба.
       - Да… Это… Вы же видели? – спросил он ее. - Она ж украла у меня деньги, - растерянно развел он руки в сторону.
       Баба неопределенно пожала плечами.
       - Забудь! – донеслось ему от соседней точки.
       Делать нечего. Потоптавшись на месте и не веря в произошедшее, Иван на ватных ногах пошел к КамАЗу. Надеясь, что цыганка ошиблась насчет карманов, он посмотрел за козырьком над лобовым стеклом, в бардачке, привстал, глянул под собой – не сидит ли он на семидесяти рублях – денег не было.

       По дороге, как ни осматривал Иван карманы и машину, денег не только не удвоилось, но и не появилось вообще. Осознав, что его нагло обманули, он все же надеялся на чудо и периодически запускал то одну, то другую руку в карманы, но чуда не происходило...
 
       - И ты представляешь, только: «Фу» - дунула она на кулак и – нету денег! - печально рассказывал он мужикам неделю спустя, машинально шаря руками в карманах штанов.      


       Ноябрь 2017 г.