Фотожурналисты как мамонты - исчезают

Виталий Борисович Иванов
В конце октября 2017 года в Союзе журналистов Красноярского края прошло заседание его правления, где, в числе прочих, обсуждались предварительные условия ежегодного творческого конкурса. Именно тогда я впервые и предложил убрать из номинаций ту, в которой определялся лучший фотокорреспондент. Всеобщей поддержки это не встретило.
Вероятно, я был косноязычен и не смог объяснить коллегам, что в средствах массовой информации Красноярского края уже практически нет фотожурналистов. Люди с фотоаппаратами есть, а фотокорреспондентов в самом лучшем понимании этой профессии, увы, практически нет. Те же, что остались, либо уже получали это звание прежде, либо своим творчеством явно не дотягивают до современного уровня журналистской фотографии. Так какой смысл определять лучшего из череды посредственностей? Зачем самим же организаторам творческого состязания занижать планку, поднятую в прежние годы?
Через несколько дней в том же Союзе открылась персональная фотовыставка Владимира Яковлевича Медведева. Много лет он был связан с Фотохроникой ТАСС и Агентством Фото ИТАР-ТАСС сначала в Казахстане, а позже здесь, в Красноярском крае. Володя – профессионал самого высокого уровня, воспитанник классической ТАССовской фотографии. У него за плечами огромное количество командировок, выставок и книг. Придя на работу в ТАСС, он, бесспорно, вошел в элиту советской фотожурналистики. Вошел и многие годы оставался в ней. До тех пор, пока не уволился из Агентства и не занялся иной деятельностью. Но не об этом сейчас речь…
В своем выступлении на открытии выставки Дмитрий Голованов, председатель местного отделения Союза журналистов России, сказал, что своими фотографиями Владимир Медведев высоко поднял планку выставок, организуемых Союзом. И это так…
Однако та экспозиция повергла меня в уныние. И об этом я сказал, когда мне предоставили слово. Подняв эту самую планку, Володя поставил огромную и жирную точку на местной фотожурналистике. На мой взгляд, не понимать это может только человек, далекий от фотографии в средствах массовой информации.
Теперь по порядку. Прощание с профессией началось еще в конце 1990-х годов, когда в Красноярском крае был «похоронен» фотоконкурс «Горизонты Красноярья», проводившийся в свое время Союзом журналистов, управлением по печати и редакцией газеты «Красноярский рабочий». Причина банальна – отсутствие средств для поощрения победителей.
И это не слова. На стыке веков я дважды пытался организовать конкурс под названием «Сибирь: пресс-фото». Не могу передать словами степень унижения, которое испытывал, бродя по фирмам, банкам, учреждениям и просто состоятельным людям с «протянутой рукой».
Второй щелчок по носу я получил вместе со своим коллегой Владимиром Сковородниковым летом 2002 года, когда мы решили показать в залах Союза художников нашу выставку «Неизвестная Сибирь», которая до этого демонстрировалась в Париже.
Народ на выставку пошел, а вот руководители – те, от кого зависело развитие творческой фотографии в крае, не смогли. Ну, или не захотели.
Правда, одного чиновника мы все-таки затащили. Пробежав, в буквальном смысле, по залу, он обозвал нас молодцами и умчался в длинные «коридоры власти». Однако мы успели поведать ему нашу озабоченность развитием фотожурналистики в крае и попросили устроить встречу с губернатором. Он пообещал.
На том все и закончилось.
Чего мы хотели от губернатора? Во-первых, предполагали поговорить о создании в Красноярске краевого Государственного архива кино и фотодокументов. Места, где в специальных условиях могли бы храниться личные архивы коллег, ушедших из жизни.
Дело в том, что потомки фотожурналистов не знают, как правильно хранить и использовать фотонегативы, оставшиеся им в наследство. Какое-то время они берегут эти фонды, но в конечном итоге просто выбрасывают их за ненадобностью и невостребованностью.
А ведь это история края и страны. Наш краеведческий музей в свое время брал негативы у авторов и платил за это. Но брал выборочно, руководствуясь скорее исторической значимостью события, а не художественной ценностью кадра. Это все-таки музей, а не архив или галерея.
Краевой Государственный архив тоже не является специализированным учреждением по хранению фотопленок, хотя некоторое количество негативов там есть. До середины 70-х годов прошлого века фотопленки были чрезвычайно горючими, и для их хранения нужны особые условия.
Во-вторых, красноярская фотографическая школа не на последнем счету в стране. Но ни один губернатор ни разу не встречался с фоторепортерами и членами Союза фотохудожников России.
Да что губернаторы! Ни один руководитель краевой и городской культуры не делал этого, чтобы обсудить насущные проблемы. А ведь многие из нас активно представляли и представляют Красноярский край на всевозможных отечественных и международных фотоконкурсах и фотовыставках. Однако когда край отмечает очередную круглую дату своего образования, никто не предлагает нам организовать экспозицию по его истории.
В свое время была даже идея сделать многотомную книгу «История Красноярского края в фотографиях», где каждому автору предполагалось отвести десяток страниц и дать право самому выбрать определенное количество снимков, рассказывающих о людях и событиях. А вот о событиях 1920-60-х годов рассказали бы музейные фонды.
Идею не поддержали.
Сегодня подобное уже невозможно. Авторов нет в живых. Строить же подобное издание на музейных запасниках, значит, заведомо снизить эстетическую составляющую книги. Более того, с 90-х годов прошлого века систематического приема негативов не было вовсе.
В начале 2000-х годов мне был передан фотоархив Виктора Иосифовича Тарлюка, который с 1949 года более полувека возглавлял Красноярскую детскую железную дорогу. Ту самую, что в Центральном парке. Он ее не только возглавлял, но и активно фотографировал.
И этот архив ныне у меня. В свое время я пытался передать его в Красноярский краеведческий музей или в музей Красноярской железной дороги. Вполне резонно сотрудники музеев предлагали мне описать негативы. Но я не могу этого сделать, ведь я не всегда знаю, что снято на тех пленках, хотя некоторые завернуты в газету и на них сделаны надписи рукой Виктора Иосифовича. Короче, при таких условиях мне было отказано в приеме пленок.
И музейщиков упрекнуть нельзя. По-своему они правы. Нет у них специалистов, занятых сохранением фотоархивов. Оттого сегодня навсегда исчезли архивы многих и многих фотожурналистов, работавших на территории Красноярского края в самых разных средствах массовой информации, в том числе и на телевидении. В 70-е годы там была такая должность. Ее занимал Анатолий Токарь, который позже перешел работать в «Красноярский рабочий».
Не стану перечислять имена всех мастеров фотографии, закончивших свой земной путь. Начни я это делать, список получится достаточно объемным. Дай Бог, чтобы их архивы еще хранились у родственников, друзей, знакомых…
А потом началась эра цифровой фотографии. Тут тему архива я даже затрагивать не хочу. Для его создания требуется огромный и мощный сервер. А его просто нет. Скажу только, что с момента появления цифровых камер, фотография стала массовой.
Почему? Да потому, что результат фотографирования виден сразу. Не надо добывать химикаты, проявлять пленку, печатать фотографии... Полагаю, что именно тогда определенная часть увлеченных фотографией и решила, что теперь для создания шедевра не требуются основополагающие знания. Камера делает все сама, а что не сделает – исправит «Adobe Photoshop» или иной компьютерный фоторедактор.
Примерно в этот момент где-то в недрах краевой власти приняли решение ликвидировать в редакциях районных газет должности фотокорреспондентов. Логика решения понятна: содержание фотокора обходится много дороже, чем содержание обычного корреспондента. Надо покупать дорогие фотокамеры, объективы, вспышки, штативы, лицензионные компьютерные программы... И так в каждую редакцию.
Но без иллюстраций газета выходить не может. Выход нашли быстро – купили цифровые и далеко не лучшие камеры, которыми и начали пользоваться все сотрудники. С этого момента профессия фоторепортера стала исчезающей.
Сегодня фотокорреспонденты работают в штате нескольких газет: «Городские новости», «Заполярная правда», «Наш Красноярский край», «Таймыр», «Заполярный вестник», «Красноярский железнодорожник»... Возможно, есть еще 2-3, которые я не упомянул.
Возьму на себя смелость утверждать, что в значительной степени упал и профессиональный уровень нынешних фотокорреспондентов. В этом я убедился совсем недавно, когда работал в зале периодических изданий краевой научной библиотеки.
 Причин тому несколько. Во-первых, зачастую у редакторов и ответственных секретарей нет понимания роли иллюстрации в газете. Они воспринимают фотографию как дополнение к текстовому материалу, оттого из изданий практически исчезли добротные фоторепортажи. И совсем нет в них фотоочерков. Некому их снимать. Не умеют. А современные руководители СМИ принимают за фоторепортаж большое количество снимков с одного события. Это глубокое заблуждение. Если хотите, невежество. Журналистская фотография развивается по своим правилам и законам. А в редакциях зачастую и не знают особенностей фотоинформационных жанров, коих, как известно, несколько: фотоинформация, фоторепортаж и фотоочерк. И у каждого свои требования и правила.
Во-вторых, в редакциях теперь нет редакторов по иллюстрациям. Судьбу фотографий зачастую решает обычный верстальщик. Представить подобное в федеральных изданиях просто невозможно.
В-третьих, нет профессиональной учебы фотокорреспондентов. Кого учить-то, если нет самих учеников? А те, что еще есть, «варятся в собственном соку».
 В начале 2000-х годов я обращался к руководителям журналистского образования в Сибирском федеральном университете с предложением начать обучение студентов фотографии. Речь не шла о подготовке фоторепортеров. Мне казалось, что потенциальные редакторы и ответственные секретари должны уметь отличать хороший снимок от плохого, уметь отобрать иллюстрации, понимать в кадрировании и прочее. Мне ответили, что в этом нет необходимости. И добавили, что профессия-то умирает.
Очень может быть, что на базе СФУ так оно и есть. Может быть, именно поэтому еще с десяток лет назад на краевых журналистских конференциях редакторы районных газет стали говорить о низком качестве подготовки студентов-журналистов. Районки, где кадрами не избалованы!
А вот на факультете журналистики Московского Государственного университета имени М.В. Ломоносова есть целая кафедра фотожурналистики и технологий СМИ. И работает она там с 1962 года.
Как однажды заметил мне мой столичный коллега, когда я рассказал ему об этом: «Вам виднее. Вы живете в центре России. К вам понимание приходит на четыре часа раньше, чем в отдаленные уголки страны. В такие, как Москва».
Итак, в районках ликвидировали фотожурналистов. Раздали сотрудникам цифровые «мыльницы», но никто не объяснил им, что есть свет, композиция, зачем на фотоаппарате столько кнопок и настроек, вообще, что такое фотография. В результате эти сотрудники получают знания в социальных сетях, где качество иллюстраций весьма и весьма сомнительное.
И вот на этом фоне Союз журналистов края хочет вручать награду «Лучшему фотокорреспонденту»!
Смысл данного шага?
Если есть потребность поощрять тех, кто пытается фотографировать для средств массовой информации, то номинацию можно назвать «Лучший иллюстратор» или «Лучший фотолюбитель», но никак не «Лучший фотокорреспондент». Либо определять победителя не по газетным публикациям, а по итогам фотоконкурса, для участия в котором приглашаются штатные и внештатные сотрудники газет и журналов. Причем, снимки на конкурс присылают не авторы, а издания. И уже по его итогам проводить отчетную краевую выставку.
Однако полагаю, что это предложение останется нереализованным, так как проект видится мне достаточно дорогостоящим. А у Союза журналистов Красноярского края, как я понимаю, лишних денег нет.
И последнее. Кажется, Владимир Ленин сказал, что история пишется объективом. Это бесспорно так, даже если бы данные слова принадлежали любому другому человеку.
Сегодня все в большей степени ориентированы на телевидение и интернет. Время такое. Человек с фотоаппаратом на мероприятиях воспринимается как пережиток прошлого. Но вот недавно мне надо было найти материал о событии, которое случилось в крае в середине 1990-х годов. В газете я его нашел достаточно быстро и легко. Найдут его и мои потомки. А вот в интернете телевизионный сюжет на эту же тему отыскать не получилось. Не сохранился…
К чему я это? Газеты пока выходят. Теперь у них есть еще и сайты. Там и там размещаются добротные текстовые материалы, а вот фотографии…
По ним и будут судить следующие поколения о том, как мы жили. Но сделать выставку они уже не смогут. На сайтах размещают фотографии в низком качестве. А архивы в редакциях зачастую не сохраняют. Нет и краевого архива кино и фотодокументов.
Вот так и живем…


Виталий ИВАНОВ,
Член национального Творческого Союза
«Фотоискусство».

22 ноября 2017 года