Записки рыболова-любителя Гл. 879-880

Намгаладзе
879

С е н т я б р ь  2 0 1 7  г.

1 сентября. Ездили с Сашулей на 16-й километр Серебрянки. Три часа ходили по лесу, набрали по ведру грибов, но, в основном, горькушек и круглоголовых красных сыроежек. Семь подосиновиков всего нашли на их классических местах. Мало грибов.

Письмо Юлии Герц от 1 сентября.

Мы подготовили рекламную кампанию Вашей книги в социальных сетях. Создали рекламные баннеры, которыми Вы можете делиться, приглашать своих друзей и поклонников творчества на ММКВЯ. Рекламные объявления уже проходят модерацию соц.сетей.
Эти рекламные объявления мы будем показывать в социальных сетях вконтакте, Facebook и Instagram с 04 по 10 сентября пользователям, которые будут находиться в Москве рядом с ярмаркой на ВДНХ, а также читателям, которых может заинтересовать тематика Вашей книги.
Вот так будет выглядеть объявление вконтакте (скриншот) http://prntscr.com/gerj6u а вот ссылка на пост, которым Вы сможете поделиться Вконтакте с 04 сентября http://vk.com/wall-66468960_8897Фейсбук и Инстаграм (ссылка на объявление, которое будет показываться в ленте, можно полистать и посмотреть другие форматы справа нажмите кнопку /Показать в ленте новостей/)  http://fb.me/27K1Kt1guH8TSrH кроме того, малоразмерные рекламные объявления пользователи увидят в рекламном блоке фб справа и в мобильной версии
До встречи на ММКВЯ!
Творческих успехов!

Мой ответ ей в тот же день

Дорогая Юлия! В Вашем рекламном объявлении допущена ошибка. Книга посвящена не третьему сроку правления Путина, а правлению Медведева, который был президентом в это время. Поэтому книга и называется "Преемник", хотя фактически правил Путин. Формальному же третьему сроку правления Путина, который заканчивается в начале следующего года, будет посвящена следующая книга, называющаяся "Путинские времена. Том 7.4. Третий срок".

Письмо Румянцева Киселёву от 1 сентября 2017 г. (копии мне, Черноусу, Биненко и Туровцеву)

Витус,
как протекает жизнь в ее остаточной части? Что-то давненько (аж с апреля с.г.)  не выходил на связь с коллегами  по Пленуму. Или сообщать нечего в силу малособытийности  в окружающем социуме? А энтропийные тенденции и состояние здоровья? Еще старик Хэм говаривал: «Счастье – это крепкое здоровье и слабая память». Как провел нынешнее лето?  Неужто, как и прошлое - в экологической смычке города с глухой деревней и полном отказе от огненной воды?
Позволь поделиться с тобой и товарищами по Пленуму некоторыми впечатлениями уходящего лета-2017г (период третьего срока правления Большого Пу).
Обстоятельства в начале августа сложились так, что дочь из Парижа приехала по делам, в том числе на пару дней в Питере. Решил воспользоваться случаем, в 7-40 прыгнул в Сапсан и в 11-30 уже стоял на Невском. Остановились в миниотеле на Фонтанке рядом с Аничковым мостом. Повезло с погодой – было солнечно и тепло.
Не был я в Питере с 2005 года (второй срок Большого Пу). Удивило огромное количество туристов в центре, на Невском не протолкнуться, везде чистенькие едальни, рассчитанные на любой кошелек, зазывалы на всевозможные экскурсии (особенно понравилась «По крышам Санкт-Петербурга»), и огромное количество  судов с туристами  на каналах и на Неве. Вечерами прямо на тротуаре играют группы.  По сравнению с Невским, московская Тверская напоминает главную улицу Пхеньяна, которую я видел еще в период правления гения идей, теории и практики руководства, всепобеждающего стального  полководца, великого революционера товарища Ким Ир Сена. Удивили кондукторы в троллейбусах с рулоном билетов и с сумкой на ремне.  Исчезли и изменились какие-то знаковые для меня места типа ресторана «Чайка» на канале Грибоедова или Приморский на Большом ПС.  Что сделали из Елисеевского, как-то не очень понятно… Нынешний «Север» напомнил «трюм» ресторана «Арагви» во Владике (а уж цены…..!, но народу много). Входя в Кунсткамеру, вздохнул, глядя на вход в ресторан «Старая таможня» (б. столовая Академичка).
После посещения культурной столицы РФ, горячо поддерживаю (хотя я и не питерец) передачу Исакия  (и я бы добавил Петропавловку) РПЦ. Поневоле сравниваешь Мавзолей (куда меня заносило в советское и в постсоветское время) с усыпальницей русских императоров. В первом - в благоговейной тишине и полумраке проходят в один ряд вокруг саркофага и никаких задержек, фото и селфи.  В соборе -  толпы вокруг надгробий и сплошные вспышки и селфи. Тут же туристы утоляют жажду, экскурсоводы зазывают отстающих и т.д. Хорошо, хоть в придел захоронения последнего императора не пускают, можно смотреть только издалека. И жажда денег – вход в собор – 450р (мне – 200). А в Казанский вход свободный. Я бы перестал брать деньги за вход в Исакий, Спас-на-крови, Петропавловку, оставив их в ведении Минкульта. Через месяц они бы завалили просьбами передать соборы  РПЦ. Потому что, как гласит второй принцип Тодда: «Неважно, о чем говорят - речь всегда идет о деньгах». Только в Эрмитаж и музей Фаберже на Фонтанке – мне, как вышедшему в тираж, - бесплатно.
Поездка была и познавательной: примкнув к экскурсии, узнал, что Екатерина Великая при изучении русского языка в слове из 2 букв («щи») делала 8 ошибок ( («schtschi»).
В день отъезда прошел на Метеоре до Петергофа (750/600 р). Издали полюбовался кукурузой Газпрома (напомнила увеличенный Дворец молодежи в Ереване), комплексом в Стрельне.  Вход в нижний парк – 450/250 р. Прошлись по Монплезиру (300 р), нет групп китайцев-итальянцев, тихо, фотографировать нельзя. Перед царским туалетом стоишь удивленным – точная копия советского дачного, только дыра и крышка обиты кожей.
Прошел на самоходной туристической барже по Фонтанке, Крюкову, Грибоедова, Мойке, Зимней канавке, Неве. Проход под мостами высотой 2,3 метра впечатляет.
Пока дочь занималась делами, съездил на Серафимовское кладбище, навестил Старика. До входа на кладбища прошел пешком от метро Старая деревня по Заусадебной улице. Хорошо, что не пошел выяснять где что в администрацию, т.к. по объяснению словоохотливой блокадницы, на урновые захоронения дают только номер участка, который я и так знал -11. Оказалось, что 11 урновых участков два. Оба они находятся прямо за мемориалом жертвам блокады.
Найти могилу Старика оказалось просто, она находится с краю 11-2 урнового участка (если стоять лицом к мемориалу, то справа). Мне кажется, что урновое захоронение – это чисто питерское ноу-хау. Посидел (недалеко скамейка), помянул. Что сказать? Как это у Городницкого? « Все равно на станции конечной /Скоро мы увидимся с тобой».

Другой памятный «мемориал» осмотрел по пути в Петропавловку – бывшая наша общага на Добролюбова. Вновь стоит, но, к сожалению, – новодел, хотя воспроизведены элементы фасада, балконы (правда, убрали вход с угла). Соединена застекленным переходом с 6-м общежитием (тоже новодел). По словам местных жителей – самые дорогие кв.м в Питере.
Здание физфака стоит как новенькое, но  уже без физфака. Так что некуда прислониться физику-пенсионеру и повторить следом за Моней (Кагановичем): «Пощупайте эти камни – они еще теплые,....». Пришли иные времена / Взошли иные имена. В общем, в обратном Сапсане хотелось налить, выпить, и долго думать о тленности. А что я, собственно, ожидал увидеть?
Вспоминается по этому поводу старый анекдот: Человек пришел к сексопатологу.
- Доктор, почему, когда я занимаюсь сексом, в ушах раздается свист?
- А сколько вам лет?
- 70.
- Ну а что вы хотели услышать, аплодисменты?
В наступающий осенне-зимний период собираюсь снова подрядиться  на работу по договору. А может и на решение задачек заочникам-дистанционникам, чтобы мозги не усыхали. Как говаривал Виктор Степанович Черномырдин на заседании совмина: "Надо делать то, что нужно нашим людям, а не то, чем мы здесь занимаемся".
С физическим приветом
                ОЛЕГЪ

2 сентября.

Мой ответ Румянцеву и остальным от 2 сентября 2017 г.

Дорогие Пленумисты!

Очень рад был получить письмо от Олегъа. Жив ещё, курилка, значит. Недавно я видел Черноуса в Апатитах, похудевшего, после комы, но продолжающего публиковать сияния. Надеюсь, и остальные, по крайней мере, живы.
Жаль, что не удалось пересечься с Олегъом в Питере, где я провёл в Сестрорецке июль и август в окружении татаро-немецкой родни. К имеющимся во Франкфурте младшим внуку и внучке вскоре присоединится ещё одна внучка. Догоняем Румянцева!
Сейчас я на работе в Мурманске, но надеюсь вскоре вернуться в Сестрорецк, откуда дистанционно руковожу своими учениками. О себе подробнее не пишу, так как буквально на днях выложу в интернете последние главы своих «Записок».
Самое важное – это моё намерение помочь Навальному, единственному, кого власти боятся. Остальные противники Путина просто его ругают, и он их не боится.
В связи с этим прицепляю послание, в котором я прошу помочь мне или Навальному, или обоим в увеличении выручки от продаж моих книг, которую я хочу передавать Фонду Борьбы с Коррупцией.

Ваш Саня-рыболов, который в июне поймал сёмгу на 9 кг 300 г.

Письмо Ольги Мартыненко от 3 сентября 2017 г.

Александр Андреевич, спасибо за письмо!
Ссылки не все работают, но не важно, я наверное закажу ваши книжки через русский магазин, с озона-амазона сюда все равно не присылают ничего, а магазин из Москвы получает заказы.
И я вас поздравляю с выходом очередных томов, это огромная работа.
С уважением,
Ольга Вячеславовна Мартыненко

Письмо Валеры Долгополова от 4 сентября 2017 г.

Дорогой  Саша,
спасибо за информацию. Думаю, это очень приятно - быть автором столь большого собрания сочинений. От всей души тебя поздравляю.
А вот идея поддержать фонд Навального мне не нравится. Ясно, что у каждого из  нас свой жизненный опыт и взгляды могут расходиться, и все же.....
Всего доброго, Валерий      

Мой ответ ему в тот же день

Дорогой Валера,
спасибо за письмо. Навальный не нравится многим противникам Путина, которых я уважаю. Но власти никого из них не боятся, кроме Навального. А у меня не осталось времени ждать, когда всё само собой рухнет.
Твой Саша

5 сентября. Поздравили с Машей букетом цветов ректора Сергеева с юбилеем (55 лет!).
6 сентября. Ездили с Сашулей с утра пораньше за грибами на Ленинградку к ближайшей стоянке. Но грибов там не прибавилось. А вот иней с утра появился. Погода ясная все последние дни.

7 сентября. Сегодня ездили с Сашулей на 1412-й километр печенгской дороги и ходили вдоль озера Тулпъявр полтора часа в одну сторону, где обычно растут подосиновики и брусника. Увы, подосиновиков нашли всего семь штук, море горькух, серух и сыроежек, немного волнушек и чёрных груздей. На соленье ведра три набрали. Но хороших грибов, как и везде, почти нет. Погода зато отличная.

Письмо Мананы Качахидзе от 7 сентября 2017 г.

Здравствуйте,  Александр Андреевич!

Простите, что я отвечаю только сегодня. Но в Тбилиси приехала  вчера,  была в горах,  где иногда мобильник не работает. Поэтому часто не проверяю почту.
Большое Вам спасибо, что Вы вспомнили нашу группу и хотите сотрудничать с нами. Не знаю, насколько это возможно, так как  между нашими странами прекращены  всякие связи, в том числе, научные. Директор Вашего Института имеет право подписфть  договор с Грузией?
Я  должна уточнить,  подпишет  грузинская сторона этот договор или нет.
Как Вам известно,  Вы  можете обсолютно свободно приехать в Грузию,  но надо уточнить когда,  так как у нас сейчас туристический сезон и в гостиницах  пораньнше надо  забронировать место, а в Амбролаури тем более. Ваше  село очень  маленькое и не думаю, что там можно остановиться у кого-нибудь, если, конечно родственники не живут.
Я узнаю о договоре и обязятельно напишу.
С уважением
Манана

Мой ответ ей в тот же день

Дорогая Манана!
Спасибо большое за письмо. Я не смог ответить сразу, так как только что вернулся из леса.
Ректор нашего университета и руководитель Отдела международного сотрудничества положительно относятся к нашим связям с Тбилиси, и мы планируем деньги на это. Возможно, потребуется формальное приглашение от Вашей стороны, поскольку это не конференция.
Как только мы согласуем с Вами сроки, мы забронируем гостиницу.
Жду Ваших советов.
Искренне Ваш,
Александр

8 сентября. Ездил с утра к КП2, бродил между Ленинградкой и Большим Питьевым озером, набрал ведро грибов с красивыми волнухами и солонухами. Ходить было очень трудно, и грибы были только в отдельных местах, пятнами. Но сбор их был более эффективен, чем накануне.

Письмо Мананы Качахидзе от 9 сентября 2017 г.

Дорогой  Александр Андреевич
Спасибо за Ваше  письмо.
Насчет срока, я думаю лучше всего  период до 10 октября,  так как  если похолодает, не исключено, что  в горах пойдет снег и  Вам трудно будет подняться в Рачу. До 10 октября у нас обычно,  теплая осень.
Как Вам известно, Вам виза не нужна, но, оказалось, что  заключить договор  немножко трудновато. На следующей неделе  уточню подробности  и   сообщу.
С уважением
Манана

Мой ответ ей в тот же день

Дорогая Манана,
 
Спасибо за письмо. Договор о сотрудничестве нужен мне и Мише или Маше для того, чтобы оформить командировку и реализовать запланированные деньги. Мы заинтересованы в расширении круга моих аспирантов (PhD соискателей, включая заочных), поскольку в России желающих заниматься наукой становится всё меньше), и я мог бы читать лекции по физике и математическому моделированию околоземной среды. Но если у Вашего начальства нет желания или возможности оформлять сотрудничество, не беда. Я всё равно поеду в Грузию, но тогда вряд ли этой осенью ("если будем живы"), т.к. сейчас мне трудно взять отпуск. Кстати, я учу грузинский язык и могу читать и писать по-грузински, но стесняюсь пока, и возраст не способствует: забываю то, что выучил уже. Вот что значит - нет практики.
 
Ваш Александр

Добавление от 10 сентября

Дорогая Манана!

Извините, пожалуйста, что беспокою Вас в выходной день.
Мне кажется, что я должен добавить к моему вчерашнему письму следующее. Я с первых дней правления Путина являюсь его противником, о чём свидетельствуют мои книги и сайты, неоднократно блокировавшиеся. Развязанная Россией война против Грузии породила во мне желание обязательно приехать на родину моих предков по отцовской линии и сделать для неё что-либо полезное, пока ещё жив. Это помимо чисто научного интереса к общей с Вами проблеме прогноза землетрясений. Возможно, это полезно знать решающим вопрос о нашем формальном сотрудничестве.
С наилучшими пожеланиями,

Ваш Александр

Ответ Мананы в тот же день

Дорогой  Александр Андреевич
Мне очень неудобно об этом писать, но есть одно неудобство –  подписание договора.
Как Вы знаете, между нашими странами прекращены дипломатические отношения.
Это, конечно, не значит, что запрещены официальные  научные и  культурные договоры. Наоборот,   такие отношения нам, и вообще, грузинской науке нужны как воздух, но оказывается, что в Грузии существует „Закон об оккупации“, т.е. грузинская сторона должна иметь официальное доказательство того,  что  персонально представители Вашей группы, т.е. члены договора и Ваш Университет не сотрудничают с Осетией, Абхазией и Крымом. Эта информация подвергается проверке.
 Кроме этого, сейчас у нас на пороге местные выборы и  все   NGO - ки навострили уши. Поэтому еще больше обострился  вопрос о сотрудничестве с Россией, и на этом этапе руководители  не решаются идти на этот шаг. Конечно, такое напряжение снизится,  но это вопрос времени.
Я стараюсь найти выход  из этого положения сейчас. Посмотрим.
По-грузински: Не теряйте надежды, я сделаю все возможное, чтобы показать Вам Вашу родину.
С уважением,
Манана

Мой ответ в тот же день

По-грузински: Большое спасибо, Манана

Ответ Мананы в тот же день

По-грузински: Батоно Александр
Вы настоящий грузин. Отлично Вы пишете. Ваша родина очень красивая, и я сделаю все возможное, чтобы Вы увидели, узнали и даже полюбили её ещё больше. Если я смогу это сделать, я буду счастлива, потому что грузин очень мало, и мы (вы как достойный сын) не должны терять нашу общую родину.
С уважением
Манана


Мой ответ ей в тот же день

По-грузински: Госпожа Манана
Очень приятно получать Ваши грузинские письма.
Ваш Александр

«Динамо» - «Зенит» 0:0

Ответ Мананы от 11 сентября 2017 г.

По-грузински: Батоно Александр
Большое спасибо. Рада читать Ваши грузинские письма.
С уважением
Манана

15 сентября 2017 г. Вчера «Зенит» победил в гостях македонский «Вардар» 5:0 (Кокорин – 2, Дзюба, Иванович, Ригони). Опальный Дзюба играл с первых минут, Мевля вообще в первый раз выходил и сразу в старте, Полоз играл с Дзюбой и Кокориным, Иванович – не в центре, а на правом краю, в стартовом составе были Нобоа и Краневиттер, вообще отсутствовали Паредес и Дриусси. Играл «Зенит» очень хорошо, любо-дорого было смотреть.
К концу первого тайма Миша появился, приехал из Калининграда. Тут «Зенит» как раз третий гол забил, и всё стало ясно.
16 сентября 2017 г. Ходили с Мишей на встречу с Навальным в сквере на Ленинградской улице, туда же подошли потом Сашуля и Саша Боголюбов. Народу было, несмотря на дождь, две с половиной тысячи, что много для Мурманска.
Навальный выступал без бумажки, громко, уверенно, но довольно сумбурно, прыгая с одного на другое и обещая всем нормальную жизнь и суды для коррупционеров, не смогущих объяснить источники своих богатств. Он против войн, потому что это дорого, а не потому, что убивать вообще нельзя, как это уже отмечали в интернете. Зачем нам в Украину лезть, когда у самих проблем достаточно. Короче, прицепиться есть к чему, да только зачем?
17 сентября 2017 г. Новичок высшей лиги «Тосно» играл в Питере с чемпионом страны «Спартаком». На 29-й минуте судья удалил  центрального защитника «Тосно» Шахова за фол последней надежды, и через несколько минут «Спартак» забил гол. А во втором тайме – второй. Но на 86-й минуте «Тосно» один гол отыграл, а на 90-й минуте счёт сравнял. Это после полутора таймов игры в меньшинстве! Не помню такого…

Письмо Мананы Качахидзе от 17 сентября 2017 г.

Дорогой  Александр Андреевич

Извините, пожалуйста, что мое письмо так опоздало.
Мне очень жаль, но на этом этапе, оказалось, что  я не смогла помочь Вам.  У нас в конце октября выборы и это портит ситуацию  с точки зрения официального приглашения. Еще добавился один неприятный фактор, на сцену вышел наш бывший президент и очень оживились его сторонники.
Надеюсь,  постепенно все утихнет.
Наверно, лучше  будет составить план как можно раньше.
Когда Вы пишете,  что желающих заниматься наукой становится всё меньше,  мне кажется, что Вы это говорите о Грузии. У нас  катастрофическая ситуация,  почти исчезла наша математическая школа, физика и, вообще  естественные науки.
Простите,  что все так   получилось.
Какие  Ваши планы и возможности насчет приезда?
 
По-грузински: С уважением,
Манана

Мой ответ ей в тот же день

По-грузински: Дорогая Манана. Спасибо за Вашу заботу. Я и мой внук Миша можем приехать в Грузию в период с 28 сентября по 10 октября  сроком на 5 дней без науки. Продумываем маршрут.

Далее пишу по-русски, чтобы Вы не думали, что я владею грузинским. Мы ещё ничего не заказывали. Ехать весной - слишком много неизвестности, а я уже не молод.
По-грузински: С уважением,
Ваш Александр

Письмо Мананы от 18 сентября 2017 г.

Дорогой  Александр Андреевич
 
Сегодня узнала, что   в  Университете ИЛИАУНИ  намечается  конференция  в конце сентября.  Вас это не устраивает для командировки? Посмотрите, пожалуйста
http://solar-conference.iliauni.edu.ge/.

Я ответил ей в тот же день

Спасибо, дорогая Манана. Будем изучать.
Ваш Александр.

20 сентября 2017 г.
И это сработало!
Маша Князева с моей помощью слепила служебную записку:


Проректору по НИР
д.соц.н., доценту
Жигуновой Г.В.
в.н.с. НИЛ «КМФПОС»
д.ф.-м.н., профессора
Намгаладзе А.А.

Служебная записка

Прошу направить меня и старшего научного сотрудника НИЛ «Компьютерное моделирование физических процессов в околоземной среде» Карпова Михаила Ивановича в командировку в г. Тбилиси, Грузия для обсуждения возможностей научного сотрудничества и международной кооперации по теме научных исследований, проводимых в НИЛ «КМФПОС», в рамках международной конференции «Our mysterious Sun: magnetic coupling between solar interior and atmosphere», проводимой в Государственном университете имени Ильи Чавчавадзе с 25 по 29 сентября 2017 года в г. Тбилиси, Грузия. В программный комитет данной конференции входят ведущие ученые из США, Германии, Великобритании, Испании, Италии, Австрии, Норвегии, Бельгии и Грузии.
Также в период командировки планируется обсуждение вопросов сотрудничества с научной группой М. Качахидзе, работающей в Тбилисском государственном университете имени Иванэ Джавахишвили, и научными коллективами обсерватории Абастумани.
Предметом сотрудничества являются получение и обсуждение экспериментальных данных о солнечном электромагнитном и корпускулярном излучениях, являющихся входными параметрами численной модели верхней атмосферы Земли (UAM), с который работает наш научный коллектив лаборатории. Проработка этих вопросов является крайне важными для нас научными задачами, решение которых позволит улучшить точность результатов моделирования состояния верхней атмосферы Земли с использованием данной модели. Вторым направлением планируемых обсуждений является прогнозирование землетрясений с помощью ионосферных данных.

К данной служебной записке прикладываю:
описание конференции с ее официального сайта http://solar-conference.iliauni.edu.ge/ (на английском языке);
перевод описания конференции на русский язык, выполненный переводчиком ОНРиМС МАГУ.
20.09.2017 г.

Накануне как раз нас пригласили в отдел кадров подписать заявления о переводе на полную ставку меня (вед.н.с.) и Мишу (с.н.с) с 1 сентября во вновь организуемую Научно-Исследовательскую Лабораторию «КМФПОС», в смете которой предусматривались деньги на международное научное сотрудничество с Грузией, и конференция позволяла командировку на это оформить.
В результате я уже купил авиабилеты из Питера в Тбилиси на утро 24 сентября, а из Мурманска в Питер на утро 23 сентября. И мы забронировали жильё в Гостевом Доме Бабилина.
Вот только с грантом РФФИ перекрытие получается, и нам с Мишей надо до отъезда свою долю (а она главная) отпахать к дедлайну – 27 сентября.

Узнал, что Пивоваров Владимир Григорьевич недавно похоронил жену Наталью Борисовну, а сам страдает Паркинсоном. Передавал мне через свою бывшую замзавкафедрой «Прикладной математики» МГТУ большой тёплый привет.
Приняли к печати нашу главу про модель в монографии, с чем меня поздравил Матиас.

21 сентября 2017 г.
«Зенит» продул питерскому «Динамо» из ФНЛ игру на Кубок России, играя с 9-й минуты в меньшинстве. «Зенит» играл вторым, но не таким уж слабым составом. Правда, трое вообще впервые вышли в основе, и всё защитники: Мевля, Новосельцев и Капленко. Мевля в начале игры привёз удаление, а в первом тайме «Динамо» забило два гола с «участием» Капленко. Во втором Паредес и Полоз счёт сравняли при игре в меньшинстве, а в дополнительное время Капленко за 5 минут до конца игры заработал пенальти в ворота «Зенита», и «Динамо» выиграло 3:2.

29 сентября 2017 г.
Следующий футбольный матч «Зенита» мы с Мишей 24-го сентября смотрели уже в Грузии по плохому интернету. «Зенит» играл с «Краснодаром», занимавшим второе место, и без особых проблем выиграл, забив два гола ещё в первом тайме, доведя тем самым свой лидерский отрыв в чемпионате России до шести очков.
В Питер мы с Мишей прилетели 23 сентября рано утром. Миша из аэропорта сразу отправился в город сдать в ремонт фотоаппарат и купить что-нибудь летнее из одежды и обуви для поездки. А я поехал в Сестрорецк и занялся подбором фотофайлов для Абаноети. Миша, приехав туда же, завалился после еды спать-отдыхать, после чего собирался заняться грантом. Я побрёл по магазинам за новыми очками, папкой для фото и подарками в Грузию (водка и конфеты Коркунова) и потратил на это много времени, так что Миша даже звонил по телефону узнать, где это я пропал. Но, когда я пришёл домой, оказалось, что с грантом так ничего и не сделано. Пришлось заниматься им вечером.
А в шесть утра нужно улетать в Тбилиси, и я всю ночь не мог заснуть. Миша в самолёте спал всю дорогу (три с половиной часа), а я и в самолёте почти не спал. Поскольку трансфер из аэропорта у меня был оплачен, нас в аэропорту встретил водитель, который и доставил нас к забронированному отелю.

Я вернулся к своим «Запискам» уже в другом месяце. Перейдём и мы туда.

О к т я б р ь  2 0 1 7  г.

11 октября. В Мурманск мы с Мишей прилетели из Питера вечером 5-го октября. В Пулково наш рейс из Тбилиси встречала Сашуля, которая притащила из Сестрорецка мешок зимней одежды и туфли мне на смену для Мурманска, а там нас встретила Маша Князева на своей «Судзуки» и отвезла домой.
На следующий день я узнал по телефону от Сашули, что у Власкова умер сын Тимофей от инфаркта, а Андреевы похоронили тётю Веру, мамину подругу.

Вернусь к Тбилиси.
Мы поселились в гостевом доме Мачаидзе «Бабилина» в самом центре города, у театра Резо Габриадзе, в 20-ти минутах ходьбы от гостиницы «Тифлис», где проходила солнечная конференция (рядом с серными банями).
Несравненная Манана Качахидзе опекала нас непрерывно, снабжая советами и указаниями, при том, что педагогическая нагрузка у неё оказалась огромной, и свободного времени было очень мало. Познакомила она нас и со своей очаровательной сестрой Нино, её соавтором по известной нам монографии.
На конференции мы старались исполнить свой научный долг, особенно в свете недавних мощнейших солнечных вспышек, которые, к сожалению, оказались не слишком геоэффективными в плане солнечного ветра и межпланетного магнитного поля, воздействуя на Землю, главным образом, через рентгеновское и ультрафиолетовое излучения. А мы собирались их в гранте РФФИ (если дадут) изучать.
Но, главным образом, мы изучали, конечно, Тбилиси и дорогу в Амбролаури и Абаноети. Собирались было ещё и в Абастумани (высокогорную обсерваторию) съездить, но погода испортилась, дорога сложная, и мы побоялись обессилить себя перед поездкой на маршрутке в Амбролаури.
В прошлый мой научный приезд в Тбилиси в 1980-м году я в старом городе практически не был, ограничившись проспектом Руставели, Тбилисским морем и парком Сталина. А тут всё оказалось в пешей доступности, и мы уж нафотографировали вдоволь.


14 октября 2017 г.
Вставил фото в "Записки" и делаю перерыв в описании поездки в Грузию.
12 октября Альбина родила внучку! Теперь у нас трое внуков и две внучки.
А нашей маме сегодня бы исполнилось 95 лет.

Продолжу описание нашей чудесной поездки.

Итак, мы не поехали в обсерваторию Абастумани, а вместо этого два дня готовили большой фотоальбом для подарка в Абаноети. Туда мы отправились 2-го октября в 9 утра на маршрутке от автовокзала. Из Тбилиси выезжали в дождь, а когда выехали за город, дождь прекратился. Ехали почти пять часов с перерывом на обед у водителей. Нас встретили Цицо, подруга Мананы, и Рати Намгаладзе, мэр Амбролаури. В мэрии нас по-грузински накормили, напоили, и отвезли в запланированную гостиницу к гостеприимному Мераби Джанелидзе.
Передохнув, мы до ужина гуляли по Амбролаури, а на следующий день Цицо перед поездкой в Абаноети повезла показывать достопримечательности окрестностей. Ездили в село Цеси к Храму Богоматери Баракони, построенному в 1753 году в форме креста с прямыми углами, без пристроек, на утёсе у слияния Риони с Лухуни.
После этой поездки пересели в машину к Рати с его отцом Автандилом, главным виноделом Хванчкары, и полицейским Датико, все Намгаладзе, и поехали в Абаноети по дороге вверх сразу за мостом через Риони, напротив Хванчкары. К этому времени начал накрапывать дождик, и дорога, вполне проезжая в сухую погоду, стала скользкой. А вот он – дом предков, где родились отец, его братья и сестра. Дом закрыт, ключи у Зазы, с которым я не смог связаться в Тбилиси. Обошли его со всех сторон, сфотографировались. Миша меня поддерживал, чтобы я не подскользнулся.
Потом пошли к дому Аркипо Намгаладзе, чуть пониже расположенному (дома в Абаноети, все одинаковые, кстати). Этому Аркипо весной сто лет исполняется! Он меня потряс просто своим здравомыслием и свободным русским языком. Ест яблоки и груши! Живёт один, его на зиму только из Абаноети забирают. Участник Керченско-Феодосийской десантной операции, в которой попал в плен Алёша. Его воспоминания об этой операции опубликованы к её 75-летию в грузинском журнале «Ветераны», который Аркипо подарил мне, говоря, что он счастлив, присутствуя при приезде на родину грузина из России. На нас с Мишей и остальные смотрели как на героев.
Посмотрели с верхотуры на Риони и Амбролаури, Мише даже дали стрельнуть пару раз из ружья. Пили и ели, конечно. А потом поехали в Бугеули на винзавод, где нам показали производство и хранение Хванчкары, и опять поили и кормили, а пивший Автандил развозил нас на своей машине по домам.
Выяснилось, что утром ехать на маршрутке в Тбилиси не нужно – полетим самолётом в четыре часа. Места нам там забронированы. С утра после завтрака пошли вдоль Риони по солнечной погоде, а потом Цицо повезла нас на машине Рати сначала на Шаорское водохранилище, а потом в Никорцминду - церковь святого Николая 11-го века, в 14 км к юго-западу от Амбролаури.
В новенький аэропорт нас отвозил и провожал Рати, срок мэрства которого истекал в связи с предстоящими выборами, на которых ему нельзя было баллотироваться. Мераби, конечно, перед этим напоил и накормил нас в последний раз. Мы сели в маленький 15-местный самолётик, чешский, кажется, и через полчаса были в Тбилиси, из аэропорта которого до «Бабилины» добирались более часа. А там нам позвонил Заза, и мы договорились, что он отвезёт нас завтра в аэропорт к нашему дневному рейсу. И приехали Манана и Нино подарить нам альбом с достопримечательностями Грузии. Мы сфотографировались с ними у театра Резо Габриадзе, и пошли в последний раз в нашу харчевню «Заходи, генацвале», точнее, «Присоединяйся, дорогой». Там я регулярно пил по 50 граммов чачи и поллитра разливного вина типа Киндзмареули, пробуя разные блюда.
Наутро нас отвёз в аэророрт на своём новеньком «Мерседесе» Заза Намгаладзе, капитан греческого танкера, сегодняшний хозяин дома предков, с которым не удалось связаться ранее, но знакомого с Милочкой. А по телефону мне звонил Бежан Намгаладзе, отец Гиорги, поведавшего мне в 2008 году о существовании в целости дома предков в Абаноети и приславшего своё фото на перилах этого дома. Бежан дал мне электронный адрес Гиорги в Штатах, куда тот перебрался, и я решил связаться с ним из Мурманска.
Заза проводил нас до выхода на паспортный контроль, и мы расстались с гостеприимной Грузией, очаровавшей нас.

Тем временем состоялись футбольные матчи первенства РФПЛ и Лиги Европы: «Краснодар» - «Зенит» 0:2 (Ерохин, Полоз),  24 сентября; «Зенит» - «Реал Сосьедад» 3:1 (Ригони, Кокорин – 2), 28 сентября; «Анжи» - «Зенит» 2:2 (Кокорин, Паредес), 1 октября.

В Интернете 1 октября появилась статья Алексея Кунгурова «Чем Навальный лучше Путина?» (источник: ehorussia.com), в которой сказано «… На самом деле Навальный – это ни разу не кандидат в президенты, а классический таран, направленный против диктаторского режима…». И эта фраза, и всё остальное – абсолютно правильно. Таран – так таран. Будем помогать. Потому что больше некому. А бойкот – это глупость лирическая. Кто его заметит? Это будет очередной подарок Путину и его компании. Явку, какую надо, такую и нарисуют. Дело в энтузиазме молодых сторонников Навального, его-то и надо поддерживать.

15 октября «Зенит» неожиданно проиграл дома Тульскому «Арсеналу» 0:1, но остался на первом месте благодаря такому же неожиданному проигрышу «Локомотива» в Уфе.
19 октября «Зенит» уверенно выиграл в Лиге Европы у норвежского «Русенборга» 3:1 (Ригони – 3), выставив в основе всего трёх россиян (Лунёва, Кузяева и Кокорина) и выпустив сразу всех пятерых своих аргентинцев.

Пришли симпатичные томики моей последней книжки «Записок» том 7.3 «Преемник» в твёрдом переплёте, не проданные на ММКВЯ. Я отнёс одну в штаб Навального, а две взяли Золотов и Никонов с условием финансовой поддержки фонда Навального. Никонов подарил мне доброжелательную книжку Пивоварова «Мурманск – Апатиты», неважнецки изданную в Севастополе.

Ксюша Собчак подалась в президенты с непонятными целями. Говорит, якобы для восстановления графы «Против всех», и без какой либо политической программы. Оппозиция зашумела, споря путинский или не вполне путинский это проект. Я-то только «за»: «Даёшь конкуренцию!», хотя и отношусь к выборам, как принято, скептически. А уж опозорит их Ксюша, как фарс, или, наоборот, продвинет – дело хозяйское.

27 октября. Белковский, кстати, согласился быть политическим консультантом у Ксении по просьбе Малашенко и самой Ксюши, которых он считает замечательными людьми. И Владислав Иноземцев вроде бы согласен помогать.
Тем временем «Зенит» 22 октября со скрипом сыграл в Москве вничью 0:0 с ЦСКА, отбиваясь в первом тайме и выровняв игру во втором. А на следующий день (23 октября – день памяти моей мамы, умершей 49 лет назад, и день рождения Сашки Чеснокова) «Локомотив» выиграл у «Краснодара» 2:0 и вышел на первое место, обойдя «Зенит» по числу побед. 29 октября они сойдутся в Питере.

31 октября. Пишу уже из Сестрорецка. В Питер прилетел вчера. Успел пересечься с  внуком Алёшей, который накануне, т.е. 29-го октября, присутствовал на матче "Зенит" -"Локомотив", определявшем победителя первого круга. "Зенит" неожиданно проиграл, причём крупно: 0:3, имея подавляющее преимущество в первом тайме. Бывает и такое.
Алёша науку забросил, перешёл в фотохудожники, делает видеоролики, рекламу и т.п., неплохо зарабатывает в своей студии, о чём в своё время мечтал Михаил. Продолжает кавээнить, хоть и без энтузиазма. Вика преподаёт, с детьми занимается на нескольких работах, строят квартиру себе на острове.
28 октября я общался по скайпу с Гиорги Намгаладзе. Видел его жену Ксению (из Николаева) и маленького сына Нико, только начавшего ходить. Гиорги работает в ресторанном бизнесе в Нью-Йорке, куда ездит на машине из Вашингтона, где они живут, чтобы не мучиться с пробками и метро в большом городе.
Читаю книжку Пивоварова "Мурманск - Апатиты", которую мне передал Никонов. В ней Пивоваров пишет: "... К себе на помощь я пригласил проф. А.А.Намгаладзе из Калининграда, который также претендовал на пост директора. Намгаладзе ответил согласием и через несколько месяцев перебрался жить и работать в ПГИ. И хотя в последние месяцы работы на посту директора у меня с ним возникли напряжения, носящие скорее эмоциональный характер, положа руку на сердце, могу сказать, я благодарен Намгаладзе за огромную помощь, которую он оказал мне и институту, работая на посту замдиректора по науке. Каюсь, мне потребовались годы переживаний и раздумий, чтобы прийти к этому заключению. Как писал поэт: все обиды мои годы стёрли."

(продолжение следует)