Не каждому дано... Конец

Магда Кешишева
   На двух аукционах "Сотбис" - в 2019 году две ЕГО картины были проданы за 60.6 и 68.9 миллионов долларов США, а в 2015 году  картина "Лежащая обнажённая" стала собственностью некоего поклонника, заплатившего 170.4 миллиона долларов на аукционе "Кристас".
   Это - сегодня, а когда - то  автор указанных полотен, талантливейший Амадео Модильяни, не понятый и не принятый соотечественниками, пытался продать свои работы - прохожим, на улице, и посетителям кафе -  за гроши, чтобы не умереть от голода.

   Молодой художник - в 35 лет, измождённый, седовласый, с выпавшими зубами и нездоровым блеском глаз- выглядел древним стариком. Когда обеспокоенный его состоянием друг сказал его подруге, что Амадео серьёзно болен и надо его спасать, молодая женщина ошарашила его реакцией. Она спокойно ответила:- "Он гений и ангел, и он обязан умереть. Тогда все поймут это". Жуткие слова, но так оно и вышло.
   А умер Модильяни в госпитале для нищих от туберкулёзного менингита.
   Ему было 36 лет...

   Королева Англии Елизавета I Тюдор, королева - девственница, леди полиглот,  интересующаяся точными науками, женщина высочайшей риторической культуры, правившая Англией 45 лет, обожаемая англичанами, окружённая блестящими мужчинами, отправившая на эшафот королеву Шотландии Марию Стюарт, в минуту смертельной болезни оказалась обычной женщиной.
   1603 год. Англия в трауре - умирает одна из могущественнейших королев, королева Елизавета. В скорбном молчании окружили ложе умирающей подданные, епископ и лучшие врачи Европы. Присутствующие прислушиваются к прерывистому дыханию умирающей.

   Вдруг королева открывает глаза и, превозмогая боль, тихо произносит:
 - Один день жизни... я отдам... всё королевство.
 - Мадам, вы торгуетесь с богом, - холодно отвечаеи епископ.
 - Нет, я умоляю медиков.
   Один из врачей берёт слабую руку Елизаветя и отсчитывает последние удары пульса, затем обращается к умирающей:
 - Я не могу отнять у вас права на надежду, но для несбыточной мечты у вас осталось слишком мало времени, Ваше Величество.
   Через несколько минут королева Англии скончалась... 

   Как умирала шотландская королева Мария Стюарт лучше Стефана Цвейга никто не писал. Кто посмеет конкурировать с Цвейгом?! Скажу одно: Мария так тщательно готовилась к "последнему выход", так  всё до мелочей продумала - цвет плаща, платья и покрывала, длинные, до локтя, огненного цвета перчатки, сафьяновые сапожки, прозрачный, тончайший батистовый платок, отделанный золотой каёмкой.
   Как она гордо, бесстрашно держалась, как ступала, как смотрела на палачей, оставаясь до конца королевой!

   А вот палач подкачал: первый удар пришёлся не на шею, а ударил по затылку, второй глубоко рассёк шею, и только третий отделил голову от туловища...

  В своих записях нашла я великолепный очерк Эрнста Маркина "О, как убийственно мы любим...", в котором, помимо прочего, описаны последние мгновенья жизни Фёдора Ивановича Тютчева(именно его фото я поместила в начале повествования). Рассказывает Иван Сергеевич Аксаков:
 - Ранним утром 1873 года лицо его приняло какое - то особенное выражение торжественности и ужаса;  глаза широко раскрылись, как бы вперились в даль, - он не мог уже ни шевельнуться, ни вымолвить слова, - он, казалось, весь уже умер, но жизнь витала во взоре и на челе. Никогда так не светилось оно мыслью, как в этот миг... Через полчаса вдруг всё померкло, и его не стало... Он просиял и погас...

   Кто знает, может быть, встал перед взором уходящего поэта образ той, которую он любил - образ великолепной Елены Александровны Денисьевой. Это была "одна из самых печальных, самых возвышенных и самых горьких любовных повестей человечества", как пишет Маркин.

   Автор справедлив: то, что заставило Тютчева перед уходом просиять, нам не узнать. Но что - то ведь увидел поэт ... И умер он так, как жил - он просиял. Трус, завистник, палач не просияет перед смертью...