Первые уроки на флоте

Александр Финогеев
Ну, вот и закончена Краснознаменная ордена Ленина Военно- медицинская академия имени С.М.Кирова.

Две маленькие звездочки, примостившись на каждом плече  молодого    военно-морского    врача, являлись пропуском в новый, продолжительный этап жизни. Жизни тяжелой, неизвестной, но очень почетной. Быть защитником Родины!

Короткий отпуск и поезд мчит меня на юг, в сердце Черноморского флота – Севастополь
.
Желание быть героем-подводником не увенчалось успехом. Все хотят быть героями! Все хотят быть подводниками! Но лодок не хватает. Я становлюсь надводником и направляюсь на должность начальника медицинской    службы    БПК    (большого    противолодочного   корабля) «Сообразительный», который стоит в ремонте в городе корабелов, Николаеве.

Приняв должность, я месяц «катался, как сыр в масле». Ем, сплю, пью, что-то делаю и командование меня будто не замечало.

Флотская жизнь имеет свои особенности и законы. Здесь нет окон, потолков, лестниц и порогов, так привычных для обывателя, зато есть иллюминаторы, подлолоки, трапы и комингсы. И таких вот премудрых слов, введенных еще Петром I – тысяча. Этого, конечно, не дает медицинское образование, этому уже учит флотская жизнь.

Врач, закончивший столь престижный ВУЗ, может все, начиная от подшивания свиной печени и замены мозгов от примата к homo sapiens и кончая выдавливанием прыщей.
Как выясняется, тут такого и не требуется. А начинать нужно с элементарного, - с обучения хождению по кораблю, где комингсы (пороги) высоки и ты, по началу, сбиваешь свои голени до кости, пару-тройку раз до искр ударяешься головой о проемы в тамбурах. И наконец, привыкаешь пригибать голову и поднимать ноги.
На флоте свой лексикон. Здесь нет дебильного армейского чинопочитания, здесь люди просто уважают друг друга. Это не касается ни коем образом лейтенантов. Эти особи находятся еще в стадии своего развития.

Тут очень редко офицеры обращаются друг к другу по званию (исключение составляют, естественно, политработники, у них это один из не утраченных рудиментов, ну да не о них речь сегодня), а только по должности или по имени отчеству.
На флоте любима нецензурная брань. Но ругаются как-то по- доброму, с какой-то, что ли, иронией.

И уклад жизни особый.

Все это, естественно, накладывает отпечаток на специфику жизни, совместной жизни, которая рассчитана на 7-12 минут боя. А потом, не спуская флага и открыв кингстоны, корабль тонет со всем экипажем.

И форма морская заставляет быть красивым, ухоженным и, обязательно, культурным.
Флотские офицеры очень и очень эрудированные люди, имеющие свое высокое понятие о чести, о долге и качестве, выполняемой ими работы.

Сделал плохо – плохо всем, а то и гибель.

Кают-компания на корабле, это не только помещение для приема пищи и проведения офицерских собраний. Именно здесь формируется коллектив, складываются первоначальные взаимоотношения, которые затем поддерживаются и сохраняются до тех пор, пока корабль не идет на слом.

Старший в кают-компании – старший помощник. От него, собственно говоря, и зависит атмосфера, царящая в офицерском коллективе, складываются взаимоотношения в нем.
Безусловно, что привилегией здесь пользуются те, у кого на погонах больше  звезд.  Они  тут  потенциальные  лидеры.  И  все  же:  выполнение общего дела, на ограниченном корпусом корабля пространстве, делает коллектив единомышленным. Посему грань между различными категориями, начиная от матроса и кончая командиром, не велика. Здесь от каждого, от выполнения им своих служебных обязанностей, зависит жизнь корабля и всего экипажа в целом.

За приемом пищи в кают-компании всегда организованно шумно. В это время о службе, обычно, не говорят. Идет пустой разговор с обязательным подтруниванием молодых офицеров, которые еще не обладают правом голоса.

Я сижу тихо и впитываю в себя, вместе с пищей, все, что происходит вокруг.
Обычно «пожилые» офицеры, после принятия на грудь закуски, обращаются к вестовому, - Вестовой! Мне первое с «маслом» принеси. Так на флоте именуется кусок мяса с костью.

Слово «масол» мне не очень понравилось. И я решил ввести новый сленг по этому поводу, - Вестовой! Мне тоже завтра принеси первое с костью.

- Хорошо, товарищ лейтенант. Обед шел своим чередом.

Забрав у меня тарелку из-под салата, вестовой подошел к окну раздачи пищи и сказал, - Доктору первое положи.

Раздался дикий хохот.

Я посмотрел в сторону вестового. Он нес тарелку борща, в которой лежало огромных размеров ребро без единого кусочка мяса.

- Ты что принес? – меня коробило от негодования и унижения.

- Вы же сами, товарищ лейтенант, вчера просили принести первое с костью. Я принес.

Ну что можно было ответить? Нововведение не прошло.

Как я уже упоминал, уклад жизни здесь тоже особый.

Прибывший на корабль офицер или мичман обязан «прописаться». Прошло недели две моей службы.

Вдруг, среди ночи, когда защитник мирно спал, с шумом открылась дверь каюты и пьяный командир БЧ-4 (связи) Юра Андреев бесцеремонно расталкивает меня,- Лейтенант! Вставай!

- Сейчас буду бить, - мелькнула первая мысль. - За что?

- Ты думаешь прописываться?

- Да, - говорю я, смутно соображая, как это делается.

- Так, давай, «прописывайся»!

- Как! Ведь сейчас ночь! Паспортный отдел закрыт! Он ухмыляется,- У тебя «шило» есть?

- Нет.

- Одевайся!

Я покорно спускаюсь и натягиваю форму.

- Пошли.

- Точно будут бить, - не покидает меня эта мысль, и покорно следую за капитан-лейтенантом.

Мы идем по коридору и входим в каюту начальника РТС (радио - технической службы). А там – дым коромыслом, и в полном и в переносном смысле этого слова. Стол завален яствами и окурками. Над всем этим возвышается трехлитровая банка спирта.
Все присутствующие офицеры, а их человек семь, уже достаточно пьяные.

- Вот, привел доктора, не хочет «прописываться».

- Я хочу, но как? – голос испуганно дрожит. Раздается пьяный смех, оживление.

- А очень просто. Накрываешь стол и приглашаешь офицеров.

- Но у меня нет спирта.

- А это нас меньше всего волнует. Покупай водку.

- А как же я ее пронесу через КПП завода?

- А вот это нас совсем не е…т. Садись к столу.

- Да я не пью.

- Садись, если приглашают.

Я сажусь. Мне наливают в стакан спирт, слегка разбавив его водой, я пью.

- Ну, будем считать, что ты «прописался».

- А в Гвардию ты собираешься вступать?

БПК «Сообразительный» был Гвардейским кораблем, названный в честь своего предка, который во время Великой Отечественной войны прославил себя подвигами и не имел при этом ни одного убитого  на борту.

- А как? – снова лепечу я.

- А точно так же.

Мне снова наливают стакан.

Слава Гриднев скручивает со своего кителя Гвардейский знак и погружает его в, помутневший от воды, спирт.

Я пью. И тут же этот знак красуется на моей груди.

Так я становлюсь полноправным членом экипажа и принят в Гвардию.

А водку я все-таки пронес через КПП. И стол накрыл. Но это была просто пьянка.

Прошел месяц моей тихой, спокойной райской службы. Командир корабля Жилин Александр Васильевич, офицер крученный, деловой, как бы между прочим говорит мне,
- Доктор! Представьте-ка мне амбулаторию к смотру.

А во всяком флотском мероприятии есть свой ритуал, узаконенный Уставом, различными наставлениями и руководствами.

В амбулатории сделана приборка, все расставлено и уложено, и я браво докладываю,
- Товарищ командир! Амбулатория к смотру готова.

Командир спускается и идет на мое заведование. Открывает дверь и, ни слова не говоря, закрывает ее и уходит.

Я ничего не понимаю. Бегу к служивым.

- А ты двери шкафов открыл, ящики выдвинул?

- Нет.

И вот вторая попытка.

Все чисто, выдвинуто, уложено. Снова доклад. Командир входит в амбулаторию.

- Товарищ командир! Амбулатория к осмотру готова!

Поверхностный осмотр глазами, целенаправленный подход к ящику с иммобилизованными шинами. За ними пыль. И снова молчаливый уход.

Здесь уже становится не по себе.

И снова протирка каждой шхеры, каждого уголочка. Ну, вроде все. От блеска чистоты рябит в глазах.

И снова доклад.

И снова, ничего не говоря, командир идет в амбулаторию. Тут уже хочется писать в штаны.

- Красножок, - обращается командир к моему санинструктору, - выдвини нижний ящик.

- Он выдвинут, товарищ командир.

- Я сказал, полностью выдвини его.

Ящик покидает свое родное место. А под ним, Боже, чего там только нет.
Мне уже хочется не только писать, но и какать. И снова молчаливый уход.

Три дня все вынималось (я даже и не предполагал, сколько в  этом
маленьком помещении может быть укромных мест), мылось, выбрасывалось.

Четвертый подход.

Я поднимаюсь в каюту командира. Он лежит на койке.

В моем голосе слышна дрожь и на глазах наворачиваются слезы.

- Доктор! Ты понял что-нибудь?

- Так точно, товарищ командир!

- Ну иди, занимайся.

- А вы когда придете?

- Будет время, приду.

Больше он в амбулаторию не приходил.

Это был первый урок привития мне добросовестного подхода к своему делу. Наверное он дал больше, нежели если бы на меня кричали и применяли какие-то другие, предусмотренные для этих целей Уставом, санкции.