Остров на Байкале. Часть 2

Анатолий Просняков
Фото автора: байкальский вид.

   Прогулка
 
- Сегодня уже поздно, мы только опробуем лодку, - ответил он. – Дни сейчас самые долгие. Если хотите, можете остаться. Ты же сам говорил, что едете отдыхать, а не рыбачить.
Дядя Леша убеждать умеет.
- Да ладно, прокатимся, Ванек, ты как?
- Да я только за, с дядей Лешей надежно, - ответил сын.
Мы сели в лодку. Сын, разувшись, толкнул ее и заскочил через борт. Дядя Леша доверил ему весла. Минут десять удалялись от берега. Алексей рассказывал.
- Во-он у того мыса меня понесло горняком. Сумел зайти за берег, в полосу затишья. Потом тащил лодку волоком, по пояс в воде. Могло и унести. А все из-за того, Ванек, что не было мотора. На этой лодке проблем не будет. Хариус там крупный идет.
Двигатель завелся почти бесшумно. Алексей решил сделать круг, не удаляясь далеко от берега, затем у мыса сделать несколько забросов. Снасть у него всегда с собой. По его рассказам, там кишит хариусом. Что такое рыбацкие рассказы, мы знаем, но тоже не терпелось увидеть сказочное место. Нос лодки приподнялся от скорости – Алексей решил показать ее возможности. Сын присел в центре. Я сидел на носу спиной к движению и глядел на удаляющийся мыс. Мыс стал покрываться дымкой и исчезать. Я проморгался – действительно исчезал. Сын смотрел вперед. Я оглянулся: впереди была сплошная пелена тумана.
- Дядя Леша, там туман! – крикнул сын. Алексей сам заметил неожиданный туман и сбросил газ, чтобы не делать резкого поворота. Нос лодки присел, она продвигалась по инерции. Волна расходилась от нее в обе стороны.
- Непонятно, откуда туман, - сказал Алексей. – Сейчас пойдем к мысу.
Он прибавил газ, стал разворачиваться влево. Мы уже были в сплошной пелене тумана. Двигатель не стало слышно, и я решил, что Алексей его заглушил.
- Стойте, - крикнул сын. – Впереди земля! Остров!
Сын всегда улавливал на расстоянии мелкие нюансы, поэтому первым находил гриб в лесу, или земляничку, которую собирал для сестренок, или быстрое движение за ветками зверя, учуявшего человека. Я ничего не видел впереди. Волнения на воде не было, и не было оснований для беспокойства. Надо развернуться и выйти строго в обратном направлении – до берега было километра два. Алексей глядел внимательно на воду. Я понял его: лодку продолжало нести прямо, словно по течению.
- Видите, земля! – повторил сын. – Папа, гляди!
Я повернулся, опершись коленями на сиденье.
Впереди что-то темнело. Туман не был сплошным, а состоял из каких-то объемных клочков сизой полупрозрачной дымки, поэтому сквозь нее иногда проглядывало нечто массивное.
- Да это берег, - решил я. – Видимо, мы в тумане…
Алексей отрицательно кивнул.
- Нет, мы не могли так быстро вернуться.
Сын внимательно глядел вперед. Лодка уткнулась в берег, покрытый до самой воды зеленой травой. Впрочем, трава летом и должна быть зеленой, но обычно байкальский берег покрыт камнями и мелкой галькой, так как мощная волна слижет и почву, и любое растение. Вода в Байкале даже летом не бывает теплее десяти градусов. Некоторые мелководные бухты на Малом море или в бухте Песчаной могут прогреться градусов до восемнадцати, но это в самую жаркую пору, в начале августа. Есть еще феномен Северного Байкала, где вода нагревается местами до тридцати градусов из-за мелководья. Но мы-то были в местах, где глубина озера достигает полутора километров. Создалось впечатление, что мы попали в какой-то южный водоем, спокойное озеро, где трава свисает прямо в воду. Все выскочили на берег. Алексей шагнул в воду с борта и оказался по пояс в воде: берег круто уходил вниз. Однако успел выбраться, не залив высокие рыбацкие сапоги. Лодку тут же затащили на землю. Мы с сыном смотрели на Алексея: что он скажет? У сына были присказки на тему дяди Леши: «Папа, верь дяде Леше, он не подведет». На этого человека вполне можно положиться. Но сейчас и он призадумался.
- Давайте пройдем по берегу в обе стороны, - предложил Алексей.
- Может, не стоит расходиться, а, дядя Леша? – спросил сын.
- Надо узнать, где мы. Вы идите туда, а я пройду в эту сторону, - махнул Алексей. Сын поглядел на меня. Было понятно, что он хочет прогуляться туда же.
- Да ладно, я здесь погляжу, - предложил я. – Иди, Ванек, с дядей Лешей. Только идти в одну сторону не больше пяти минут, потом возвращаемся к лодке – будем решать.
Мы поглядели на часы. Была половина шестого вечера.
- Папа, через десять минут! – крикнул сын. Я махнул в ответ рукой. Не хотелось отпускать его, но сын всегда стремился к самостоятельности. Даже когда мы бывали в лесу вдвоем, он исследовал место один или, как он всегда выражался, «в одного», находясь от меня на расстоянии слышимости.
Пройдя метров двести, не заметил ничего примечательного: ни деревьев, ни кустарников, ни скальников, характерных для небольших островков на Байкале. Всюду был однотипный травяной покров. Туман так же покрывал эту землю, поэтому я не решился продолжать исследование и повернул обратно. Одинокая лодка находилась на своем месте. Сквозь туман не проникало солнце, хотя ощущалось, что сверху идет свет, словно сам туман светился. В такой атмосфере было не очень уютно. Поглядев в нос лодки, обнаружил газовую плиту и мысленно сказал: «Ай да, дядя Леша, ай да сукин сын!». Алексей – большой любитель Пушкина, знает несколько поэм наизусть, поэтому пушкинские слова для него как бальзам. Спички всегда в кармане, как обычно – в полиэтиленовом мешочке. Как только плита загудела синим огоньком, поставил на конфорку котелок с водой.

Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2017/11/15/1320