Познай себя

Любовь Аве
Учась в школе с математическим уклоном, мимоходом коснулась прелестей языка программирования бейсик. В отличие от английского языка, с которым у нас был неравный брак с постоянным выяснением отношений (изначально я изучала немецкий, но в связи с переездом и отсутствием в школе немецкого, не спросив моего согласия, меня принудили вступить в связь с английским, что и явилось причиной моего явного и неявного сопротивления), с бейсиком же сразу были выстроены партнерские отношения: мы договорились о краткосрочном взаимовыгодном сотрудничестве, которое заключалось в том, что в течение двух лет я не нарушаю его базовый алгоритм работы "если-тогда-иначе", а он не требует от меня "вечной любви". После грецкоореховых задач из учебника Сканави бейсиковские задачки были семечками.
Незаметно пробежали два года наших отношений и настал финальный банкет, на котором мы с бейсиком, станцевав последний танец, должны были разойтись в разные стороны. Вопрос выбора танца даже не стоял перед нами. Только танго! Танец, в котором нет ведущего и нет ведомого, танец, в котором оба партнера раскрывают все самое сокровенное друг в друге, танец, в котором ты ощущаешь своего партнера как самого себя.
Сама подготовка к танцу была настолько увлекательной для меня, что я позабыла обо всем остальном. Все остальное сразу же показало свое "фи", на которое директор школы, а по совместительству моя мама, вынуждена была применить превентивные меры - подготовка стала строго лимитирована по времени.
Несмотря на это, мой экстаз становился только сильней. Была разработана драматургия танца: прелюдия, перипетия и развязка. Все шло по канонам драматического действа, определенного еще Аристотелем. Для подготовки прелюдии в ход пошла чеканка, висевшая в моей комнате, на которой был запечатлен профиль красавицы Дульсинеи, миллиметровка, на которой мама ваяла расписание уроков, простой карандаш и мое терпение, благодаря которому я кропотливо рассчитывала каждый миллиметр своих многочисленных па. Основная часть танца была сплошной перипетией, состояла из немыслимых поворотов сюжетной линии. И неминуемая развязка - вердикт, не подлежащий обжалованию.
Настал, как мне казалось, день моего триумфа. Была проведена жеребьевка, исходя из расположения компьютеров, по которой мое выступление было последним. Все станцевали в рамках приличия, без каких-либо экзерсисов. И вот за моим компьютером восседает судья - учитель информатики в окружении тех, кто уже свободен для вольностей; оценка выставлена и ничего не сдерживает быть самим собой. Возгласы изумления от портрета Дульсинеи, который плавно вырисовывался по спирали, сменились звонкой тишиной, нарушаемой звуком нажимаемых клавиш. Основная часть танца - вопросы психологического теста "Познай себя", который был разработан мной лично, не давали пути к отступлению, ибо были построены не по общепринятому алгоритму. Я уже не помню все вопросы, но среди них был следующий: "На экзамене, к которому ты не совсем подготовлен, тебе достался билет, который ты учил. Твой ответ засчитан и поставлена отметка "отлично", какими будут твои действия:
1. Обрадуешься, что пронесло.
2. Примешь как должное.
3. Признаешься преподавателю в неполной компетентности по предмету.
4. Испытаешь неловкость от завышенной отметки.
От вопроса к вопросу напряжение нарастало. Как и положено в танго. И вот кульминация - вердит, который проявлялся на экране словно из тумана: "Единственные знания, которые бесценны - знания себя. Никто не вправе, кроме тебя самого, решать, какой ты на самом деле. Пройдя этот тест, ты стал немного больше знать о себе". Почти, как мне казалось, зловещая тишина была прекращена звонком, спасшим всех нас от неловкости момента.
Мой внутренний триумф имел привкус внешнего фиаско и стал важным уроком для меня: честность - бремя и не всегда его нести по силам человечьим.
Ну, а кто сказал, что в танго всегда случается хэппи энд, но страсть без честности в нем невозможна - это аксиома.