Астрид. Шанхай

Елена Драгунова-Пашкеева
  В центре бывшего французского квартала Шанхая, на пересечении Nanchang Road и Maoming Road, стоит высокий элегантный дом, увенчанный изысканным шпилем. Это восьмиэтажное здание в стиле арт-деко было построено в 1933 году по проекту русского архитектора Владимира Федоровича Ливина-Гольденштедта и изначально называлось апартаменты «Астрид». Современные жители называют его башней Наньчан. Заказчиком здания была китайская корпорация Wing On, владеющая  несметным количеством недвижимости в Шанхае.
     Владимир Федорович прибыл с семьей в Шанхай в 1922 году и основал свою архитектурную фирму. В основном он получал заказы от известных иностранных фирм, таких как  C H Gonda и Eastern Asia Architects and Engineers, благодаря чему многие из его работ остались анонимными. Но несколько архитектурных вложений в облик Шанхая все же сохранили имя Ливина-Гольденштедта. В 1930 году по его проекту был построен комплекс жилых домов  King Albert Apartments, в котором жили состоятельные иностранцы и богатые русские эмигранты.
    О личной жизни Владимира Ливина-Гольденштедта в Шанхае известно не много.Его семья проживала по адресу 261 Route Amiral Courbet. В июле 1938 года они с женой Анной Владимировной и дочерью Ириной посетил Дайрен, в июле 1940 года Циндао. В 1945 году семья Ливиных дважды пыталась покинуть Шанхай, но не удалось. По сохранившимся эмиграционным документам удалось выяснить, что в 1956 году Владимир Ливин с супругой Анной прибыли из Копенгагена в Нью-Йорк. Анна Владимировна Ливина умерла в Нью-Йорке в возрасте 89 лет.
    В семье архитектора жила племянница Ливина Нина Павловна, старшая дочь родного брата Павла Федоровича Ливина. В 1941 году она работала стенографисткой в компании Builders & Traders Ld. В Шанхае Нина Павловна вышла замуж за известного архитектора В. Штифельмана, а в 50-х годах семья с малолетним сыном Алексеем вернулась в СССР. Их трудную жизнь в Шанхае и нелегкое возвращение на родину в своей книге описывает сын В. Штифельмана от первого брака Олег Штифельман в книге "Крошка из Шанхая".

     Одно из первых упоминаний имени Владимира Федоровича Ливина-Гольденштедта встречается в акте передачи русского консульства России в Шанхае в июле 1924 года генеральному консульству СССР . В находящемся в АВПРИ Акте от 24 июля 1924 года сказано: « в 3 часа пополудни Приемочная комиссия в составе уполномоченного НКИД Союза Советских Социалистических Республик в Шанхае Р.О. Элледера, представителя Центросоюза М.А.Сугака, секретаря Представительства В.Д. Чистякова и делопризводителя В.А.Жевровского, при участии архитектора В.Ф. Ливина, прибыли в здание бывшего Генерального консульства на предмет приемки означенного здания от китайских властей, представители коих для сдачи здания, инвентаря, архивов, денежных сумм были: старший секретарь комиссара по иностранным делам провинции Цзянсу и делегат по передаче здания бывшего Генерального консульства г. Чэн Шигуан и секретарь комиссара по иностранным делам провинции Цзянсу и делегат по передаче здания бывшего Генерального консульства г. Чжоу Дин.» . АВПРИ. Ф. 312. Оп. 2. П. 5. Д. 2. Л. 1-6-6.
     Судьба Российского Генконсульства в Шанхае оказалась трагичной.  Построенное заслугами В.Ф.Гроссе здание было самым красивым дипломатическим учреждением России за рубежом. Но в связи с революцией, все принадлежащие дипломатические учреждения царской России были закрыты и переданы в руки новой власти. Генконсульство в Шанхае постигла такая же участь, и к моменту передачи здание находилось в плачевном состоянии.

      В 1925 году Владимир Федорович принял участие в конкурсе по строительству мавзолея Сунь Ятсена, который  умер в Пекине в начале 1925 года. 5 мая того же года Комитет устроил конкурс архитектурных дизайнеров, с целью отобрать лучший проект для строительства мавзолея. В газетах разместили рекламные объявления для привлечения лучших архитекторов не только Китая, но и зарубежных. Дизайн мавзолея должен был придерживаться древне-китайского стиля, и кроме того, строение не должно было превышать в затратах более 300 тысяч юаней. Всего на конкурс предоставили свои работы более 40 архитекторов. Собравшийся в Шанхае 20 сентября 1925 года комитет выбрал проект Лу Янжи, китайца по происхождению. Место для строительства было выбрано в Нанкине у подножия горы Зирдиж. Строительство началось в январе 1926 года, и вскоре  после окончания работ Лу Янжи умер.
     Представленные в 1925 году на конкурс проекты Владимира Федоровича Ливина-Гольденштедта заняли 5, 6 и 7 места…

     Лучше всего о жизни архитектора рассказывают созданные им архитектурные сооружения. Вернемся к одной из самых ярких работ В.Ливина-Гольденштедта апартаментам Астрид. В свое время это многоквартирное здание было очень престижным, особенно благодаря преобладанию однокомнатных квартир, удобных как для проживания, так и для работы. Несмотря на высокую арендную плату, большинство жильцов были русские эмигранты разных профессий, в основном врачи. Многонаселенное здание позволяло им расширять профессиональные связи, чем обеспечивало работу. Прислуга жила в заднем  крыле. Само здание имеет три парадных подъезда с лифтами и углубленными балконами.
     В 1935 году на первом этаже разместился офис самой известной русской фотостудии «Жорж» (George Photo Studio). Хозяином студии был русский эмигрант Георгий Оджагян.
     Высокое здание Астрид со всех сторон окружено низкими домами, в свое время приютившими эмигрантов разных сословий, благодаря чему этот район до сих пор называют Нахаловкой.

      В наши дни Астрид это архитектурное сооружение с множеством мелких предприятий и частных квартир. Поржавевшие от времени окна, грязные стены в длинных тусклых коридорах, оббитая за годы напольная плитка и скрипучий лифт создают атмосферу запустения. Здесь можно увидеть забитые досками двери нежилых помещений, облетевшую краску со стен, гниющие полы и горы мусора.
     Но дух общего распада и пренебрежения государственным жильем не в силах скрыть изящность арт-деко особенно сохранившуюся в элегантных дверях с классическим геометрическим рисунком и в изысканных оконных решетках. Восемь этажей горчичного желтого фасада на вершине здания увенчаны орнаментом, передающим мотив восходящего солнца и  украшены утонченным шпилем, завершающем колонну.
     На крыше Астрид не слышен шум Шанхая. Здесь тихо и с высоты восьмого этажа хорошо видны густо-зеленые окрестности города. Развешанное по всей крыше на  веревках белье из прачечной слегка парусит под прохладным ветерком. Отсюда виден Шанхай с его бурлящими улицами, спешащими прохожими, несущимися автомобилями и  пролетающими над кронами деревьев птицами.