Кулон

Владимир Морж
1.

Крапуля, 29 фе, 18:77 -> Мария, Step
Знаете, челы, хочу, чтоб вы помороковали вместе со мной. К шнуркам обращаться не буду, всё, что они хотели подумать, они подумали.
Мама, например, утром влезла в голову: «Бабушка тебе оставила в наследство квартиру и всё имущество в ней. Ты бы поехала, пыль вытерла, разобрала файлы. Это твой долг!»
Знаете, что бабушка ушла в мир иной неделю назад. Я, конечно, очень расстроена была, я её любила... И вдруг поняла, что и сейчас люблю. Иногда я с ней думала вместе, но теперь жалею, что нечасто. Но по поводу квартиры – это для меня был шок. Я у неё уже сто лет не была. Да и зачем? Это она к нам в гости приезжала.
Папа тоже мне подумал: «Я там родился, жил, рос, учился. Это не только твоё, но и наше, семейное. Бабушка это оставила тебе неспроста. Ты всегда помни, что это – наше родовое гнездо».
«Где это дерево, где эта ветка, где гнездо?» – подумала я.
Папа только посмеялся. И высветил маршрут.
И тут в голове у меня что-то прояснилось. Будто я сижу за столом, сладко пахнет, а бабушка откуда-то достаёт пирожки и подкладывает мне в тарелку. И ещё там был стакан с чем-то тёмно-красным. Кажется, «копмот». Вкусно было!
А ещё я вышла на улицу из квартиры одна. Бабушка меня поймала. «Не выходи на блакон!»
Я ещё люблю сидеть в тёплой воде в белом корыте. Сверху идёт дождь. Вокруг плавают укти, снолы, зербы и другие сказочные забавные игрушки.
У бабушки было хорошо! Но это было так давно!
Чего я от вас хочу. Чтоб вы поехали туда со мной. Завтра утром. Хотите?

Мария, 29 фе, 19:01 -> Крапуля
Я не смогу. Но ты езжай. Если чего случится, ты сразу крикни, я брошу свои важные дела и приеду.

Step, 29 фе, 19:87 -> Крапуля
Давай послезавтра?

Крапуля, 30 фе, 00:03 -> Мария, Step
А ещё друзья! Ну ладно. Если некогда, если не хотите мне сообщить, что такое у вас важное, из-за чего вы предали нашу дружбу... Это я шучу. Не обижаюсь. Еду завтра утром сама. Вам потом всё отдумаю.

2.

Крапуля, 30 фе, 23:61  -> Мария, Step
Помните эти ужасные столетние дома за рекой? Огромные, из  кирпича жуткого желтого и белого цвета, торчащие посреди этого гадкого вздувшегося серого, что лежит на земле? Да ещё кое-где поросло деревьями и травой? Так вот бабушка жила в одном из этих домов. Чтобы туда зайти, нужно вставить в приёмник специальную железную таблетку.
В этом доме ещё кто-то живёт! Я увидела там при входе в будке из какого-то прозрачного растрескавшегося материала бабку постарше моей бабушки. Она стояла и смотрела на меня. У ней на шее безобразная безвкусная разноцветная татуировка, стекляшка в носу и колечки в ухе и губе и одета она в рваную футболку и драные джинсы. Такие точно сидят на бордюрах у домов, курят и сплетничают в инете.
Она как зыркнет из под длинных накрашенных ресниц! Я таких чудищ еще не видала! Я прошмыгнула мимо и вбежала в какую-то страшную комнату с облезлыми стенами. Туда выходила лестница и ещё одна дверь с кнупками. Эти кнупки надо нажать, чтоб двери открылись. За дверью – маленькая будочка с перилами и стёклами, которые отражают. Я отразилась в этом стекле – испуганная преиспуганная. Тут двери закрылись. Там были ещё какие-то кнупки, но что с ними делать, я не понимала.
Я простояла там несколько секунд. И тут двери опять открылись, и на пороге стояла та самая мымра из будки. У неё тату даже на коленке была, розовая. А ещё я под майкой увидела, что у неё сосок тоже с колечком. Эта тётка меня спросила голосом:
– Тебе на какой этаж?
А я не понимала, чего она от меня хочет.
– Какая квартира?
Это было вообще как разговор слепого с глухим.
– Покажи ключи.
Наконец хоть одно знакомое слово. Я их держала в руке. Эти железки и таблетка для входа были вставлены в стальное колечко, наподобие тех, что в губе у мымры. А ещё с ключами болталась синенькая такая штучка, на которой было написано «78».
– Это четырнадцатый этаж. Нажимай кнопку «14», лифт довезёт. Что за молодёжь пошла! Ничего не знают!
Я поскорее нажала на кнупку «14». Двери не закрывались. Мымра сказала, что когда приеду, ключ надо вставить в замок. Как будто я сама не знаю. Потом сказала, что квартира «78» справа от лифтовой площадки.
И тут дверь, наконец, закрылась, будочка дёрнулась и со скрипом полезла вверх, трясясь и завывая. Я чуть не померла от испуга. Там ещё был экранчик, на котором мелькали непонятные символы, я потом сообразила, что это испорченные цифры. Они показывали уровни! Я в шоке!
В общем, доехала до четырнадцатого уровня, вышла из комнаты с лестницей, повернула направо и увидела три двери в коротком коридорчике. Но никаких замков, представь себе, на них не было! Да и какие замки могут быть на железной двери? Я всё-таки увидела облезлые «78» и подошла. На двери был какой-то крючок и дырка.
Я хлопнула в ладоши. Потом сказала вслух «Сим-сим, откройся». Потом ещё какие-то слова. Но дверь не открылась! Или замок в программе не работал, или я неправильно говорила пароль!
Я уже была на взводе, мне стало всё это приключение надоедать. Я пожалела, что вас со мной нет. И даже решила, что кого-то вызову. И тут я догадалась! Мымра «замком» назвала именно дырку! И в неё как раз влезал железный ключ на колечке! Я всунула железяку в дырку, и опять ничего не случилось. Я вытащила ключ и опять вставила. И заметила, что ключ немножко повернулся. Я стала крутить ключ туда-сюда, в замке что-то щёлкало, а потом дверь приоткрылась. Представляешь, мне её пришлось тянуть руками за крючок, пока не распахнулась!

И тут поняла, что всё забыла. Даже этот запах. Но мысль о бабушке заставила всё вспомнить! Даже запах!
Я  стояла в коридоре, одна стена которого была из стекла наподобие того, что было в будке. Только целое. Даже нигде не треснутое. Там их было аж четыре штуки в высоких рамах. Я знала, что нужно тронуть стену! И тронула одно, и оно покатилось вбок. И за стеклом я увидела какие-то полки, плечики и крючки. Но на них ничего не лежало и не висело. А раньше были бабушкины вещи!
Я закрыла шкаф и свернула направо.
Посреди комнаты стоял какой-то странный стол с кругами. По стенам стояли шкафы. А сверху свисала люстра.
Вот её я сразу вспомнила! Она светила, когда я ела пирожки!
Я открыла один ящик, второй, увидела посуду и поняла, что попала не туда. На всякий случай открыла большую белую дверь с наклеенными смешными фигурками. Оказалось, что это холодильник. Понятно, что тут никаких файлов, о которых думала мама, не могло быть. Я пошла было вон отсюда, но холодильник сказал: «Закрой меня». Как будто сам не мог закрыться! Пришлось все дверцы закрыть. Я подумала, что если они хором будут говорить «Закрой меня», то я оглохну.

В прихожую с отражающим шкафом выходили двери ещё нескольких комнат. Я обошла их все, и в одной из них в нише стоял большой чёрный квадрат, на котором висела записка: «Нюсе».
Тут я опять всё-всё вспомнила: так меня называла бабушка. Но зачем мне этот чёрный квадрат? Рядом с ним лежал ещё какой-то брусок с кнупками. И ещё одна записка «Нажми красную». Я посмотрела на брусок: одна кнупка красная!
Я не дура, сразу нажала.
Оказалось, что это был не чёрный квадрат, а допотопное видео! И там, как на картине, появилась бабушка. Даже не объёмная. Я её сразу узнала. Она сидела в этой комнате на лежанке, смотрела на меня. Потом сказала:
– Нюся. Этот дом твой, ты можешь взять отсюда всё, что захочешь...
– Спасибо, бабушка!..
Но бабушка продолжала что-то говорить, и я поняла, что никакого виртуального диалога не будет. Это было типа тупой лекции безо всякой обратной связи.
– А теперь – главное, – сказала под конец бабушка. – Повторю, что ты можешь взять отсюда всё, что хочешь. Но мой особый подарок – кулон, который лежит в ящике под телевизором...
Так вот что это был за квадрат! Я слышала этот термин, но не знала, что он такой!
– Открой ящик и забери...
Я, конечно, вынула оттуда кулон. Он был из жёлтого металла на длинной жёлтой же цепочке. В него был вставлен тёмно-красный камень. Почти багровый. В общем, это старинная вещь.
Бабушка ещё что-то говорила, пока я рассматривала украшение. Типа, ей кулон достался от её бабушки, а той, подарил её дедушка... В общем, это была фамильная драгоценность. Она ещё сказала, что кулоном можно воспользоваться только один раз, и до сих пор никто в роду этого не сделал. Тут я заинтересовалась: что можно с эти камешком на цепочке сделать?
– Он работает, если найдёт особый ген. А у тебя он есть! Я довольна, что мутация эта сохранилась, и ты – её носитель. Для активации нужно только приложить палец к камню и чётко выбрать место и время...
Бабушка ещё немного говорила, и я поняла, что с помощью этого прибора могу... Но я не буду здесь этого писать.
Давайте встретимся у меня дома в реале завтра после обеда. Пишите, если сможете.

3.

Ребята – Аня, Лена и Вова – собрались вместе в назначенные час и день. Лена и Вова были заинтригованы сообщением Крапули, и ждали объяснений.
Расселись удобно на надувшихся креслах. Аня достала кулон и передала ребятам.
«Посмотрите...»
«Какая прелесть!»
«Старинная вещь. Такой место в музее».
«В музее достаточно лежать копии».
Стены комнаты вдруг стали чёрными, свет померк. Троица теперь сидела в пятне света, который постепенно менял оттенки от красного до жёлтого.
«А теперь думайте главное, – Аня забрала кулон и повесила его себе на шею. И камень вдруг сверкнул. – Я думала всю ночь, но ничего придумать не смогла. Я не знаю, как поступить. И хочу, чтоб вы мне помогли».
Лена и Вова переглянулись.
«Не томи!»
«Бабушка мне сказала, что с помощью этого прибора можно перенестись в прошлое на нужное время и вернуться обратно!» – Аня сделала круглые глаза.
Ребята не поверили.
«Что за чушь!»
«Ты забыла, что это невозможно, и что это давно доказано!»
«Я не знаю, верить или нет. Правда это или нет. Но вдруг это правда?»
«Если бы это было правдой, твои предки давно бы этим воспользовались и даже что-то изменили в прошлом, чтобы наше будущее было лучше!»
«Нет. Камень не тронут. Там проблёскивает искорка, когда прикасается к моей коже. Значит, прибор активен. Как только им кто-то воспользуется, прибор исчерпает энергию, все схемы в нём будут разрушены, и он превратится в обыкновенный самоцвет».
Лена и Вова переглянулись.
«По крайней мере мы сможем попробовать!»
«Если он и не работает, то ничего не случится!»
«Мы просто посмеёмся над доверчивостью моих предков».
«Думаю, что если это и шутка, то очень любопытная».
«Что ты думаешь, мы знаем. И ты права. Очень сложно выбрать то, что можно исправить в прошлом так, чтоб стало лучше и нам, и в будущем».
«Ты размышляла над этим всю ночь и хочешь, чтоб мы тебе подсказали решение сразу?»
«Не прибедняйтесь! Всё, над чем я думала, вам открыто!»
Ребята «помолчали», а потом «заговорили».
«Надо вернуться так далеко назад, чтобы этого кулона не было, – сказал Вова. – Или забрать у тебя ген!»
«Ничего ты не понял! Если кулон до сих пор не сработал, то все твои опасения зряшные. Никто ведь из моих предков не захотел что-то исправить в прошлом!»
«Давайте по порядку! Ты хотела бы что-то изменить для себя?»
«Считай, для своей семьи?»
Аня покачала головой.
«Посудите сами. Все мои предки выжили и в результате родилась я. У меня впереди хорошая работа после окончания учёбы, у меня хорошие родители, хорошие друзья. В нашей семье всё хорошо! И даже если в каком-то прошлом были беды и невзгоды, то мои предки их прекрасно преодолели, и мне желать ничего не нужно».
«Понятно. Может, для тех, кто тебя окружает, есть повод что-то изменить в их прошлом?»
«О, я вспомнила! Помните нашу ссору из-за какого-то реалсина? Мы каждый увидели в нём своё и начали даже ругаться! Кого-то он оскорбил, кто-то увидел в нём искажение истории, а кто-то лишь неудачу режиссёра...»
«И мы доказывали друг другу правоту своего мнения!»
«Рассорились...»
«И долго-долго мирились... А потом оказалось, что спорить было не о чем. Потому что кто-то вне нашего круга думал иначе, вот и всё. Но разве неплохо было бы вернуться назад и сразу всё нам объяснить?»
«Так нельзя! – подумал Вова. – мы углубляемся в частности, в конкретные судьбы, случаи. А нужно смотреть в общем. Разве сегодня на планете живётся плохо? Люди прекрасно смогли преодолеть угрозу уничтожения, избежали голода. Совершили поворот стратегии «человек для экономики»  к принципу «экономика для человека». Все люди имеют впереди перспективу, что обеспечивает социальная структура. Выжили в период похолодания из-за полувека спокойного солнца...»
«Ага. Шпаришь по учебнику истории!»
«Нет, он прав. В общем-то нам, сегодняшним, желать изменения чего-то в прошлом совсем не нужно!»
«А ты не думала, что на Земле могло быть гораздо меньше жертв из-за войн, из-за бездумного разорения планеты ради потребления?»
«Если честно, – промыслила Аня, – то я бы очень хотела, чтобы на планете было меньше страданий, если даже их не получается устранить полностью. Но вот мои рассуждения. Предположим, я, зная, что какой-то тиран затеял войну, которая принесла многочисленные жертвы, перенеслась в его время и убила его. Но что будет дальше – я не могу спрогнозировать. И не будет ли жертв ещё больше?»
«Другими словами, нужна модель для каждого вмешательства в прошлое».
«Да. Я читала книги древних фантастов об этом. Но уже они понимали, что количество переменных при вмешательстве будет настолько велико, что самая лучшая модель не будет работать, и что необходимо отслеживать результат воздействия, чтоб будущее не стало иным, не запланированным».
«Ну и давай отслеживать!»
«Нам не хватит на это энергии. Ну и плюс к этому: у меня только один прыжок в прошлое и один возврат. Эта задача невыполнима».
«Тогда, можно ведь не нырять очень глубоко в прошлое? Вот, например, медики бьются над проблемой продления жизни. А если, например, найденные сегодня решения подкинуть нашим предкам. И тогда уже нашим поколением задача будет решена!»
«Я думала над этим. Хочу, чтоб человечество открыло тайну бессмертия. Чтоб каждый человек стал вечным... Но если бы это было уже реализовано, то нас бы тут не было! Дети стали бы не нужны!»
«Я просто привела пример. На самом деле информацию предкам можно передать из любой области знаний!»
«Это опасно. Ты уверена, что эти знания будут применены по назначению?»
«Нет, не уверена...»
– Дай мне посмотреть на кулон! – вслух сказал Вова. Аня взглянула на него, помедлила, сняла цепочку и протянула. Вова вдруг резко сжал пальцы Ани, и она вскрикнула. Она порезалась о металл. Даже капелька крови выступила и замазала кулон. А Вова тут же выхватил у неё украшение, положил на ладонь, закрыл глаза и что-то зашептал.
Аня потребовала аптечку, и когда она вылезла из кресла, вставила и вынула оттуда заживлённый палец. Аптечка исчезла, а Аня повернулась к друзьям.
Вова растерянно смотрел на камень. Он никуда не перенёсся. И его план не сработал.
«Ты захотел это сделать сам? Глупый! Прибор слушается только меня. Посмотри, искорки нет! Он дезактивирован твоей выходкой!»
– Прости! – смутился Вова и протянул кулон.
«И куда ты захотел перенестись?»
Вова покраснел.
«Тебе понадобилась моя кровь чтобы прибор тебя принял за меня?»
– Да, – тихо-тихо вымолвил Вова. – Если мы не можем что-то менять в прошлом значительного, то хоть тебе чуть подправить...
Аня подержала кулон, покачала его маятником и опять повесила его на шею. И вдруг искорка в камне опять сверкнула.
«Я же сказала: в моей жизни всё хорошо!»
«А в прошлом году ты упала, а теперь тебе не разрешают заниматься акробатикой... А в этом году получила отрицательную отметку, и учитель...»
«Какой ты ещё ребёнок! Представь себе, я охладела к акробатике. Да и не моё это занятие. А на счёт отметки, так это такая ерунда! Я вдруг поняла, что отметка – устаревший стимул учиться. Что мне уже этот стимул не нужен. Что я прекрасно обойдусь без него!»
«И поэтому бросила заниматься?»
«Нет. Это был эксперимент: заставит ли отметка меня относиться к предмету более ответственно? Получилось, что не она меня заставила исправиться. Я сама это могу делать гораздо эффективнее!»
Ребята «замолчали».
«Да, задала бабушка тебе задачку!»
«А если просто перенестись в какой-то загадочный момент истории, посмотреть, что там случилось, и вернуться?»
«И ничего там не трогать?»
«То, что мы там окажемся, это уже воздействие...»
«Жаль, что мы не сможем стать невидимыми».
«А если туда послать микроскопическую камеру? Пусть всё запишет и вернётся!»
«Не думаю, что аппарат разберётся, то он фиксирует в памяти или нет. Современные подглядывающие аппараты настроены на наше время. Его нужно будет перепрограммировать. А если мы сами не знаем, как это сделать? Нет начальных условий для задачи».
– Куда не кинь, везде клин! – заявил Вова.
«Что это означает?»
«Это древняя поговорка, покопайся в памяти, найдёшь!»
«Кстати, идея подсмотреть хороша! Аня, тебе ведь очень хочется увидеть, как жила твоя бабушка?»
«Это глупо. Тратить единственную возможность проникнуть в прошлое, чтоб увидеть бабушку и себя, поедающую пирожки, – не слишком ли идиотское применение прибора?»
Аня встала с кресла, прошлась по комнате, выращивая по пути цветы, деревья так, чтоб друзья оказались на полянке в лесу. Кресла превратились в пеньки. Щебетали птицы.
– Я поняла. Мы ещё слишком молоды, чтобы найти применение этому прибору. Мне нужно повзрослеть, набраться знаний, стать думающей и понимающей. Хорошо, что мы тут собрались и это поняли... А давайте покатаемся на досках по лесным тропинкам?
– Давайте! – ребятам эта идея очень понравилась. Они вскочили, преобразовали одежды для спорта, стали на доски и полетели по лесу. Шум, гам, смех...

4.

Бабушка в ином мире только рассмеялась.
Время воздействия не наступило. И наступит ли вообще?

Октябрь-ноябрь 2017