Неисповедимы пути Господни. Г. 8. Традиции. Ч. 2

Ирина Христюк
              НЕИСПОВЕДИМЫ ПУТИ ГОСПОДНИ.
      
           ГЛАВА  ВОСЬМАЯ. ВЕКОВЫЕ ТРАДИЦИИ.
 
                ЧАСТЬ 2. СВАДЬБА.
      
       Осень – грустное, но невероятно красивое время года. В Молдавии она -  особенная. Это нечто очаровательное и божественное. Невозможно охватить всё многообразие осенних цветов: розы, астры, георгины от белой до красно-цветовой гаммы – цвЕта кармин, шарлах, амарант, бордо. А разнообразие красок и форм хризантем оранжевых оттенков – махагон и беж, желтых - лимонный, песочный и шафран; фиолетовых – оттенка лаванды и фуксии! А роскошные рудбекии, внешне напоминающие ромашки!  А золотарник - северная мимоза! Благодаря мягкому климату у нас не только осеннее цветение пестрит насыщенными красками, но и самые красивые листопады. Даже граница между летом и осенью – бабье лето -  по-особенному яркая и заметная. Она словно впитала в себя наиболее ослепительные, сочные, насыщенные и мягкие краски, соединила тепло и сочность лета с флегматичностью и уютом осени. И, конечно, наша осень - это изобилие фруктов, овощей, ягод и грибов.

        Издревле в Молдове осенью играли свадьбы. Это - время, когда заканчивались полевые работы. Выращен, собран и переработан урожай. Делу - время, потехе - час. Именно осенью начинались те самые потехи – свадьбы и крестины. Осенняя свадьба в золотых красках листвы, когда уже нет изнуряющей жары, когда на праздничном столе разнообразие овощей, фруктов и молодое вино, когда самой природой созданы великолепные возможности для отдыха – что может быть милее и сладостней?!

        В начале осени к родителям обратилась молодая пара - Петя Продан и Маруся Михайленко, собравшаяся пожениться, с просьбой быть нанашками на их свадьбе. У Пети были ещё три брата. Мама, тётя Маня, одна тянула лямку и отца и матери. Трудные испытания выпали на её долю, но будучи ещё совсем маленькой, я запомнила, какие верные и мудрые слова, запавшие мне в душу, она толковала:  «Когда дети розумни — отцу-матери венец, а дети плохи — отцу-матери конец».

        В нашем селе проживают, в основном, украинцы, но есть небольшая часть русских, молдаван, цыган и других национальностей. Между собой говорим на украинском языке, в школе – на русском, государственный язык – молдавский. Если честно, не сладко приходится, но мы уже давно научились уважать друг друга, культуру и обычаи всех населяющих. Живя двести тридцать лет бок о бок, переплетаясь семьями и обогащая друг друга своими устоями, мы становимся  добрее, терпимее и душевнее. Имеются уже свои, веками выработанные сельские традиции, сочетающие многие культуры. Неизменно одно -  никто и никогда не гулял свадьбы во время поста, потому что это - большой грех.

         Традиционно свадьба в селе начинается со сватовства. Жених вместе со  взрослым родственником, который, по обыкновению, будет играть на свадьбе роль «старосты», то есть следить за порядком и исполнением обычаев, приходят к родителям невесты, чтобы попросить её руки. Если родители и невеста согласны, через неделю-две следует помолвка. Её обычно проводят в доме невесты. На помолвку приходят только самые близкие родственники с обеих сторон, которые являются свидетелями договора. На ней обговаривают дату свадьбы, предлагают посажённых родителей, выбирают музыку, блюда, решают долю участия гостей и вклад родителей в организацию свадьбы.

          Самыми почитаемыми на свадьбе являются невеста, жених и посажённые родители. Быть на свадьбе посажёнными - большая честь и ответственность. Поэтому, когда пришли приглашать родителей, рассудительная мамуня Аника, порадовавшись за детей, сразу сказала:

  - Соглашайтесь, дети, нехорошо отказывать, потому, как грех отталкивать от себя  людей. Кто-то тратился и вас повенчал, теперь вы должны свой долг отдать.
 
         Тётя Маня пришла в наш дом с двумя калачами и вручила моим родителям. Они приняли, что считалось согласием. Отныне новобрачные стали для них финами. В дальнейшем нанашки будут являться наставниками молодой семьи, а те в свою очередь должны прислушиваться к их советам.

         Молодые, их родители и нанашки стали готовиться к свадьбе.
Приглашать на торжество близких родственников, друзей, кумов, соседей и знакомых положено с вином. Обычно это делают родители или молодые. Нанашки же своих гостей приглашают сами. Когда одного из родителей молодых уже нет в живых, соблюдают правило: утром, в день свадьбы, жених с невестой идут на кладбище, чтобы символично пригласить на мероприятие. Таким образом, они отдают дань уважения памяти своих предков.

         С утра, в день свадьбы, в доме невесты, проходит обряд одевания. Это единственный момент сельской свадьбы, которому положено быть грустным. Одевают невесту, обычно, сёстры, подруги или близкие родственницы. Исполняют печальную песню, рассказывая будущей жене о том, как ей будет плохо без семьи, как тяжело быть хозяйкой и как горька замужняя жизнь (сейчас уже редко выдерживается эта часть обряда).

         Этим же утром в доме у жениха проводят ритуал «прощения», когда жених просит прощения у родителей и получает их благословение.

         Затем староста с дружбами (друзьями жениха), повязанными, как правило, большими и красивыми носовыми платками на левой руке, с музыкой идут к посажённым родителям, где их усаживают за стол. С тостом за здравие и счастье, приглашают высоких гостей на высокую свадебную должность. Потом нанашки со своими гостями, дружбами под свадебный марш оркестра отправляются к жениху, где у ворот их встречают родители жениха с калачами, перевязывают полотенцами и усаживают за стол. В самом начале застолья две дружки прикалывают им свадебные искусственные букеты с лентами. Отведав угощения, нанашки с женихом, староста и дружбы под свадебный марш шествуют в дом  невесты.

         Первым делом у ворот невеста и жених обмениваются калачами, идёт словесный театрализованный «торг», чей калач лучше, затем один из калачей разламывают на части и все неженатые и незамужние стараются получить кусочек, как знак счастья. У дома невесты родители с вином и красиво сплетённым калачом встречают жениха и его сопровождающих. Калач родители высоко поднимают, жених и его приглашённые, проходят под ним. Невеста встречает жениха, выливая перед ним воду, что символизирует плодородие во всём. В доме у невесты проводят «прощение невесты», она встаёт на колени перед родителями, просит прощения и благословения выйти замуж, прощается с родным домом. Родители благословляют и под руки ведут её к свадебному столу, где уже сидят все гости, и передают в руки жениху. Дружки прикрепляют свадебные букеты жениху, нанашкам и перевязывают старосту вышитым полотенцем. Все гости усаживаются за «стол невесты». После трапезы встают из-за стола, берутся за руки и выводят невесту под соответствующую мелодию на общий танец - танец невесты, где она с женихом исполняют свой первый танец. Их окружает круг молодежи. Когда жених уходит с невестой из дома, её мама бросает им вслед пшеницу и конфеты, чтобы жизнь их была сладкой, а дом – полной чашей. Невеста, чтобы не случилось, не должна оборачиваться к дому, чтобы не вернуться сюда.

         С музыкой и со всей свадебной процессией, направляются к загсу для регистрации брака. По пути, перед молодыми, взрослые и дети выливают воду, как символ плодородия, а жених рассчитывается с ними деньгами. После того, свадебный кортеж отправляется к жениху, родители невесты и её женатые родственники не идут с ними, а собираются у невесты дома и приходят после полудня.

         Родители жениха ждут «свадьбу», то есть свадебную процессию с женихом и невестой, дома, встречают молодых с калачом в руках, угощают молодых и посажённых родителей вином и пряниками. Гости проходят через ворота или порог дома под калачом - священным символом богатства и чести. Мать жениха берёт один конец полотенца и перекидывает полотенце через молодых, захватывает второй конец так, чтобы они оказались в полотенце, и заводит их в дом. После этого всех приглашают за «главный стол».
Начинается всё с прохода посажённых родителей и молодых к «столу посажённых» с горящими свечами, которые помещают в калачи. Во время застолья играет музыка, едят, пьют, произносят тосты, следят за тем, как горят свечи, по ним  «судят», какой будет жизнь молодых в будущем. После холодных закусок выходят на пару часов потанцевать. Очень популярными являются вальс, танго, «хора», «молдовеняска», полька, мазурка и др. Но ни одна свадьба не обходится без «басмэлуцы» - танца с платочком. Этот танец весёлый и очень романтичный. Гости заводят хоровод, и один из мужчин (парней) с платочком в руках танцует в кругу. Его обязанность – выбрать приглянувшуюся женщину (девушку), набросить ей на шею платочек, нежно вытянуть в центр круга и танцевать с ней столько, сколько захочет, но не долго, так как остальные мужчины и женщины тоже хотят быть выбранными. После танца мужчина расстилает платочек на полу, встаёт на него коленкой и целует наклонившуюся женщину в щёчку, присоединяется к хороводу, оставляя за избранницей возможность выбрать другого партнера.
Публика отдыхает и с интересом следит за танцующими…

        Пауза заканчивается, староста снова приглашает всех за стол.
Поварихи, зафартушенные, с ухканьем и частушками приносят голубцы. Это очень весёлая процедура.
 
        Немного погодя начинается омовение рук – ритуал начинается с момента, когда жених выливает воду на руки посажённых родителей, а невеста дарит им полотенце, чтобы вытереть руки. Потом посажённые родители выливают воду на руки молодых и дают им полотенце. Дальше начинается ритуал повязывания –   родители невесты дарят посажённым родителям и родственникам жениха подарки. Вместе с самыми близкими родственниками они под музыку, пританцовывая, с подарками в руках, так чтобы все видели их, кладут подарки на стол.
Посажённых родителей повязывают красиво вышитыми и обвязанными «гурбуцикой» полотенцами, которые преподносят на двух калачах. Кроме полотенец вручают и другие подарки. Детей посажённых родителей тоже одаривают. Вслед за ними подарки нанашкам и сватам преподносят и родители жениха.

         Начинается ритуал «дарения». Сначала посажённые родители даруют молодым, как правило, самый значимый подарок, затем родители жениха, родители невесты, близкие родственники и, наконец, все остальные. Каждый из гостей подходит к молодым, выпивает стопочку вина, пожимает руку, произносит пожелания и одаривает молодых деньгами или подарком.

         Опосля идёт подсчитывание денег – все гости садятся за стол, а посажённые родители и молодые уходят считать деньги, возвращаются и сообщают всем, сколько молодые собрали денег и благодарят всех за подарки. Садятся за стол. Родственники жениха танцуют, взявшись за руки вокруг столов, чтобы поддержать веселье на свадьбе. Подают остальные горячие блюда, а в конце пиршества - бабу, «плакию» (сладкую рисовую кашу) и чернослив - те, которые символически означают завершение трапезы. Вслед за этим, в сокровенный переход ночи в рассвет, начинается ритуал «раздевания невесты».

         Оркестр исполняет особую, грустную, мелодию. В раздевании невесты участвуют только женщины. Жених сидит на стуле, ему на колени кладут подушку, на которую сажают невесту. В это время посажённая мать снимает с головы венок и фату и надевает на одну из дружек, «чтобы та скоро вышла замуж». Снимают цветок с груди жениха и прикрепляют на грудь неженатому парню. Девушка и парень, которым передали атрибуты молодых, танцуют, а посажённая мать вручает подарки молодожёнам: невесте - передник, платок и посуду, а жениху – рубашку.  Могут быть и разные дополнительные подарки. Остальные женщины также подносят подарки молодым и кладут деньги за отворот платка на голове невесты. Потом посажённая мать угощает всех присутствующих вином и тортом. В некоторых случаях это выполняют новоиспечённая жена и муж. Это ещё называют «сладким столом» невесты.

         Ближе к утру «благодарят музыкантов». Их сажают за стол, угощают и производят с ними расчёт.

         Спустя некоторое время молодые, их самые близкие родственники с «дарами», то есть подарками для нанашек, под весёлые мелодии оркестра, пританцовывая, с калачами и подарками идут к нанашкам. Там их приглашают за стол и угощают. Засим все расходятся по домам до вечера, до пОправки.

         Ближе к вечеру близкие, родные и те, кто по какой-то причине не смогли присутствовать в первый день, приходят в дом жениха. Согласно старым украинским традициям второй день проходит в веселой атмосфере. В качестве главных виновников торжества выступают ряженные - подставные парень и девушка, переодетые в молодожёнов. Гости громко веселятся, пляшут, поют
песни …

         У молодой пары – первых финов – Петра и Марии родилось четверо детей: Миля, Люба, Андрей и Ваня.

         Второй раз отец с матерью венчали Петра Чебана и Анну Ротарь. Они вскоре развелись. Пётр женился на Марии Еладий из соседнего села Гиждияны. У них родилось трое мальчишек – Лёня, Вася и Гена. Анна вышла замуж за вдовца Илью Руснака. У него уже была дочка Валя, и родились совместные дети – Алина и Витя. Всех детей мои родители крестили, как главные нанашки.

         Конечно, со временем какие-то элементы традиций отпадают, привносятся новые, что-то приживается, что-то забывается. Кто-то расписывается и венчается в день свадьбы, кто-то до того, кто-то венчается после свадьбы, но, в основном, все стараются обычаи соблюдать, несмотря на то, что редко гуляют свадьбы дома. В основном – в ресторанах, в барах, кафе, домах семейных торжеств и т.д.

         Традиции развиваются и векуют для того, чтобы новые поколения, изучая их, жили ими, хранили их и, как отражение наших чувств, душевных порывов и переживаний, передавали своим потомкам. И пусть эта великая река памяти будет всегда живой, говорливой, чистой и полноводной. И, дай нам Бог, чтоб никогда не обмелела. Пусть всегда сияют счастьем и радостью глаза моих  земляков.

         Но счастье и несчастье, к сожалению, смешиваются, и кому что достанется, никто не знает, ведь они на одном полозу* едут…


 11. 2017.

Продолжение следует.

 
 **   **   **

*гурбуцика – вязаные крючком кружева из белых ниток.
 
*полоз –  деталь саней.

-----------------------------------------------

На фото:

Слева: первые фины родителей – Пётр и Мария Продан.
Справа: вторые фины – Пётр Чебан  и Анна Ротарь, мои родители, я (справа) и моя двоюродная племянница Миля Савчук (слева).