Не каждому дано... Продолжение следует

Магда Кешишева
   Рано или поздно каждый из нас задумывается о том, что жизнь конечна, и мысленно совершает экскурс в прошлое, вспоминая свой пройденный путь. Вспоминая всех тех, с кем рядом жил, кого любил, кого уж нет, но кто жив в памяти сердца.
   Задумываемся мы и о том, как мы жили: сумели ли сделать всё, что было нам предназначено, есть ли что - то ещё, что не успели осуществить?
   И, что греха таить, нам так хочется остаться а доброй памяти детей, внуков, друзей, коллег... Ведь мы умираем не тогда, когда уходим в мир иной, а тогда, когда нас забывают. Кто - то(и таких большинство) остаётся в памяти родных и близких, кто - то - в памяти народной, в памяти страны, перешагивая границы, становясь известным далеко за пределами Родины.

   И хочу я поговорить именно о тех, чьи имена, жизнь и дела остались бессмертными а памяти людей. Но не жизнь и дела их вспомнить хочу, а момент ухода а мир иной. Согласитись - достойно жить и достойно умереть не каждому удаётся. Наверное, когда человек сознаёт, что старуха с косой стоит у порога, в его сознании происходят определённые изменения и он ведёт себя неординарно. А, может быть, это - его сущность, которую он умело маскировал при жизни?

   Так или иначе, последние мгновенья жизни уходящего, говорят о нём не меньше, чем вся его жизнь.
   А. Эйнштейн говорил:-"Я научился смотреть на смерть просто как на старый долг
                который рано или поздно придётся заплатить".
   Индийская пословица утверждает: - "Когда приходит смерть, и собака бежит в
                храм".
   Э. Кант убеждён: - "Смерти меньше всего бояться люди, чья жизнь имеет
                наибольшую ценность". 
   Если верить Эпикуру: - "Умение хорошо жить и хорошо умереть - это одна и та же
                наука".
   Немного грубо сказал
   домочадцам ЛюдовикIV: - Что вы ревёте? Вы думали, что я бессмертен?

   Другое дело - Бетховен:- Аплодируйте, друзья, комедия окончена!

   По-джентльментски сказал Артур Конан Дойл жене: - Ты чудесна!

   Нежно - Эрнест Хемингуэй жене перед самоубийством: - Спокойной ночи, мой
   котёнок.

   Наверное искреее высказался Уинстон Черчиль: - Мне уже всё надоело.
 
   А О'Генри велел: - Включите свет, не хочу отправляться домой в темноте!

   Исаак Ньютон не изменил себе: - А что, если подбросить не яблоко, а нож? Он
   упадёт с той же скоростью?

   Давайте отправимся - в далёкое и не очень далёкое прошлое - и вспомним, как знаменитые и великие оставляли наш мир, и к кому из них применимы приведённые выше высказывания.

   Жил в Финляндии известный всему миру композитор Ян Сибелиус. Долгую жизнь подарил ему Всевышний, и Сибелиус прожил её честно и плодотворно. Когда ему перевалило за 90, композитор не мог, как прежде, совершать долгие прогулки, любоваться красотой природы, смехом детей.
   Но в тот тёплый сентябрьский день солнце так щедро согревало землю, птицы так весело щебетали, что старый композитор вышел на прогулку. Он медленно брёл по знакомой улице, здоровался с прохожими и думал о прожитой жизни. 91 - летнему Сибелиусу казалось, что не всё задуманное сделано, и он жалел об этом.
   Неожиданно в небе появились журавли. Они своим курлыканьем привлекли внимание композитора. Он остановился, поднял седую голову и с улыбкой посмотрел на стаю. И тут один журавль отделился от товарищей, подлетел к Сибелиусу, покружил над ним и полетел догонять стаю. Это был знак. Продолжая улыбаться, старый композитор вернулся домой, лёг в кровать, вспомнил журавля, и тихо ушёл из жизни...

   Джон Голсуорси - образец человека с отменным здоровьем, галантный, деликатный, красивый, спортивный, джентльмен до мозга костей, мечтал умереть "в одночасье, а не мерцать печальным слабеющим огоньком в подкравшейся темноте". Когда неожиданно стало ясно, что страшная, неизлечимая болезнь не даёт ему шансов, он - пока ещё был в силах говорить - признался: -"Я не боюсь расстаться с цивилизацией, я боюсь того момента, когда скажу - уже всё, что имел сказал, но придётся ещё ждать, когда смерть подберётся ко мне сзади и скажет: - "Пора, сэр", а я отвечу: - "Вы  шли ко мне очень долго. Вот моя ручка - чернила в ней высохли. Возьмите её и отдайте тому, кому она будет лучше служить".

   Но, когда его настигла полная инвалидность, когда он не мог уже говорить, каким он стал жёстким, обидчивым, с какой ненавистью смотрел на всех, кто искренне хотел ему помочь!...

   Великий Майкл Фарадей в последние дни жизни вёл себя очень достойно. С ним случилось то, чего он больше всего страшился - учёный потерял память. Подолгу сидел он в кресле, устремив взгляд вдаль, любуясь летним многоцветьем. В один из таких дней Фарадея навестил друг: - "Как ты себя чувствуешь, дорогой друг?" Фарадей со светлой улыбкой на лице ответил: -"Я жду"... Он спокойно ждал смерть, которая пришла за ним 5 августа 1867 года. Фарадею было 76 лет...

   У кровати умирающего Пушкина сидел доктор Даль. Поэт сжимал его руку и говорил в полудрёме: - "Ну, подымай меня, пойдём, да выше, выше... ну, пойдём!" Затем, придя в себя, сказал: - "Мне было пригрезилось, что я с тобой лезу вверх по этим книгам и полкам, высоко, и голова закружилась..." Затем широко раскрыл глаза, лицо прояснилось, и Поэт чётко произнёс: - "Кончена жизнь... Тяжело дышать, давит..."
   Это были последние слова великого Пушкина...

   25 мая 1922 года в квартире  Вахтангова было многолюдно. Друзья и актёры стояли ... у постели умирающего Евгения Багратионовича. Это были последние мгновенья поединка с беспощадной смертью. Сознание то приходило, то уходило. И как мужественно вёл себя Вахтангов! Он шутит, смеётся! И окружающие, слыша знакомый вахтанговский юмор, смеются и плачут одновременно.
   Внезапно Вахтангов поворачивается к двери, в которой нет никого, поднимает руку и говорит: - "Стоп!" Он, казалось, хотел остановить смерть. Затем подозвал 13-илетнего сына: - "Сергей, выстоишь?" - "Выстою, папа".
   Довольный ответом сына, откинулся Вахтангов на подушки и замолк...

   Когда Иоахим Мюрат, самый красивый маршал Наполеона Бонапарта, преданнейший ему человек, муж родной сестры императора, был судим и приговорён к казни, он держался великолепно. Своему защитнику Мюрат сказал: -"Это не мои судьи, а мои подданные, они не имеют права судить своего монарха, и я вам запрещаю говорить что - либо в мою защиту!"
  Смертный приговор Мюрат выслушал с презрительным спокойствием. Он отказался завязать глаза при совершении казни, и обратился к солдатам: - "Солдаты, исполняйте свой долг, стреляйте в сердце, но пощадите лицо!" И сам скомандовал солдатам: - "Пли!"...

   Любивший жизнь во всех её проявлениях, Иоган Вольфганг Гёте, великий немецкий поэт и философ, автор "Фауста" и "Страданий юного Вертера", в 75 лет, как мальчишка влюбившийся в 18-летнюю Ульрику Левенцов, прощался с жизнью на 83 году  со словами: - "Свету! Больше свету!"
   Кстати, любовь к Ульрике была взаимной, но не состоялась из - за нерешительности девушки и несогласия её матери. Как печальна, однако, оказалась участь Ульрики, которой Гёте предрёк одинокую жизнь: она умерла девственницей, не познав радостей любви...

   Владимир Мигуля - всеми любимый талантливый композитор, пианист и певец - ничем никогда не болел, не курил и не пил. И почему именно его поразил страшный недуг, который ещё не научились лечить, боковой амиотрофический склероз! В свои 47 лет он  умирал: при совершенно ясном сознании медленно умирало тело...
   Любовь жены Марины, мужественной и преданнейшей женщины, продлила ему жизнь на три года, удивив врачей, которые давали 6 - 12 месяцев.
   Мигуля боролся за жизнь: согласился на операцию без наркоза, которую провели в Германии. Немецкие врачи, поражённые силой духа больного, говорили, что ТАКОЕ может выдержать только русский.

   Не хотел Мигуля причинять боли любимым людям своим уходом, но он, окончивший медицинский институт, со спокойствием врача готовил их к своему уходу... Не щадила болезнь композитора... Когда он не мог уже самостоятельно глотать, сказал жене:
 - Мариночка, началась последняя стадия, ты должна быть мужественной.
   Через 3 года борьбы Мигуля прошептал:
 - Марина, мне осталось дня 3-4, не больше. Знай, если что - то существует на том свете, я всегда буду помогать тебе, детям, вашим друзьям.
   Ушёл Мигуля в 51 год. Ушёл, как настоящий мужчина... Он жил достойно, и достойно ушёл...

   Когда великая актриса и великая любовница Сара Бернар, последнее фото которой предворяет повествование, в 78 лет чувствовала приближение смерти, она распорядилась выбрать 6 самых красивых мужчин - актёров, которые понесут её гроб. У неё спросили, когда она прекратит освещать свою жизнь пламенем любви, она ответила:
  -Когда перестану дышать.
   В свой последний путь Бернар отправилась изысканно и эффектно: на руках  красавцев - мужчин, по усыпанной её любимыми камелиями дороге...

   Как бесславно и омерзительно ушёл из жизни лидер итальянских фашистоа Бенито Муссолини! Он, 61-летний, приговорённый к смерти, даже не нашёл слов для женщины, которая добровольно решила разделить его участь, не остановил её, молодую. Кларе Петаччи, младше него на 27 лет, фанатично ему преданной,  досталась первая пуля, но она продолжала его обнимать...

   Посмотрите, как красиво сказал великий Федерико Феллини, уходя в 73 года в бессмертие:
 - Вот бы ещё раз побыть влюблённым!


   P.S. Боюсь, я утомила вас, мои терпеливые читатели. Отдохнём и продолжим.