8 советов, которые кого-то однажды спасут

Наталья Маевская
8 советов, которые кого-то однажды спасут в бизнесе или в жизни.. Добыто кровью. Читать весело!

Делюсь нескромным опытом с молодыми предпринимателями. Дать совет может каждый дурак, а принять и воспользоваться – редкие. Читать книги с советами – дело невеселое, потому что там много «воды», и многое кажется знакомым. Только читать нужно. Ведь если хоть одну малюсенькую фишечку внедрить, она тут же приносит прибыль и удовольствие! Учтите мои ошибки, мои синяки заработаны честно.

Уныние - грех. Или Жизнь как чудо

В паспорте написано, что мне 56 лет. И паспорт у меня не поддельный. Правда, есть там неточность одна. Родилась я 22 декабря, а мама решила подарить мне не только жизнь, а и праздник, на год меня подмолодила и записала 1-ое января. Ок, праздник – так праздник! Буду жить в празднике.

Не знаю, какой Иртыш сейчас на берегах поселка Майский в Казахстане, но в 60-ые с высокого берега, на котором жили мы, рассмотреть плывущую внизу лодку можно было, а сосчитать людей в ней – никак. На крутом обрыве Иртыша стоял грузовик, с верхом наполненный арбузами. И пока бабушка расписывалась в документах за полученный для магазина полосатый товар, мне, пятилетней и любопытной, разрешили поскакать на этих арбузах. Когда раздался страшный, но не громкий, а сдавленный рев земли, спасать меня было поздно. И этот звук стихии – последнее, что я запомнила. Произошло вот что. Откололся вдруг огромный участок берега до самой дороги, на которой стоял самосвал. Грузовик наклонило, борта отстегнулись под тяжестью нескольких тонн арбузов – и вместе с ними в реку унесло и меня.

Никаких МЧСов у нас в степи не было. И как меня извлекали, я понятия не имею. Спасла меня мамина ответственность при выполнении любого дела. Накануне она сшила мне красивенный сарафан в ромашках, а оборку пришила тесьмой в три ряда. Когда в реку катились арбузы, я повисла на остром глиняном уступе, зацепившись этой тесьмой. Внизу – водоворот, омут. Берега в дырках и неровностях от ласточкиных гнезд. Не думаю, что ласточки меня там сутки клевали, но сняли с уступа изуродованное тело.

И когда я услышала шепот мамы и бабушки, очнувшись в больнице, я с ужасом поняла, что красивой мне не быть уже никогда, а умной - придется. Все зажило как на собаке, остался шрам в незаметном месте, но все равно в школу меня отдали в шесть лет. Ну, чтобы умной становилась скорее. И еще бабушка шептала тогда, что жизнь надо понимать как чудо, и что уныние – самый большой грех, от него все другие происходят. Что такое уныние, я не понимала и не понимаю до сих пор, за что большое спасибо бабуле и позже – Эмиру Кустурице.

Мой первый совет молодому предпринимателю и просто человеку: никогда не унывать, не сдаваться. Не все красивые люди – умные, но все умные – красивые. Вот такое чудо!

А можно не врать?!

Ребенку сказали, что врать нельзя. Ребенок понял. Не думайте, что такие простые фразы пролетают мимо детских ушей. В детстве мы верим каждому слову авторитетного человека. Бабушка отправила в магазин за молоком и хлебом. Я шла через железную дорогу, луг и озеро, ловила бабочек, рассматривала пойманную красноперку в ведре у рыбака. И я потеряла свой красивый красный кошелек.

Вернулась, расплакалась, а бабушка сказала, что врать нельзя, что вот сейчас пройдет по этой дороге и проверит. И она почапала со мной моими тропами. И в траве лежал мой спаситель. И теперь бабушка плакала и извинялась. А у меня с тех пор всегда кошельки красные. И я, конечно, как все, иногда вру для дела. Но потом все оборачивается против меня, и никогда ложь не спасение.

Я размещаю на сайте реальные фотографии наших номеров в гостевых домах, я управляю сетью гостевых домов АПАРТ-СИТИ, кому нужно жилье в Минске - пожалуйста сюда ooo.apartcityminsk.ru). Да, где-то видны пятна на ковре или обоях, где-то девчонки накосячили, заправляя кроватки, посуда не такая, как в пятизвездочных отелях, искусственные ковры… Но вы видите на картинке то, что увидите завтра, забронировав у нас номер. Я не делаю 3D-фото и не превращаю маленькую комнату в феерические, непонятного размера апартаменты. И никто не скажет, что обманули его ожидания. А отсюда рождается доверие – главный триггер в отношениях с потенциальным клиентом. Упаковка товара или услуги – дело наиважнейшее, но в красивой упаковке должен быть добротный товар.

А в жизни ведь все точно так, как в бизнесе. И наоборот. Пожалуй, самый удачный проект по упаковке и продаже «товара» – моё третье замужество. Я была так влюблена, я настолько четко понимала, что вот ОН и есть мой самый настоящий и на всю жизнь. Что ни в коем случае я не испорчу его жизнь, а сделаю ее настоящей и хорошей, и преграда размером в пятнадцать лет казалась фигней – я ведь чувствовала себя такой же молодой и такой же перспективной. И я смогла сделать предложение, от которого мой «покупатель» просто не мог отказаться. И первое, важное, что сказал мне будущий (и теперешний) муж – «Ты научила меня быть самим собой и никогда не врать, я жил до этого не так, был другим. Не подвозил попутчиков, не все рассказывал о себе, в мой дом не ходили друзья, потому что это не нравилось моей второй половине…»

Услугу, правда, нужно постоянно модернизировать, упаковку-то уже выкинули и забыли. И тут у меня прокол, а в жизни сейчас тоже какой-то раскольчик… ну, просто я чувствую себя сейчас автомобилем «Победа». Надежный, крепкий еще, но все-таки, не те скорости, тюнинг через двенадцать лет совместной жизни требуется, а как-то не до себя. «Клиенту», наверное, хотелось бы если не гелендваген, то хотя бы просто новьё какое-то… Но я ж помню совет первый – не унывать! Ну, да, автомобиль я раритетный, редкий, но… Или на СТО и – полное преображение во внешности и в отношениях, или ждать коллекционера и настоящего ценителя в гараже. Не на свалку же меня, такое чудо!

Все у нас нормально, не переживайте. Но просто нормально – это ж ненормально, будем работать.

Почему быть собой и не врать выгодно? Есть люди, их много – такие, с которыми ты давно и долго, но ни фига не знаешь о человеке. Где живет, с кем живет, чего хочет, чего боится, что за птица рядом с тобой. И вот, если узнать какую-то тайну – уже его совсем просто уколоть, убить, запугать, шантажировать. А когда о тебе все и всё знают, ты неуязвим. Не представляю сплетен и интриг вокруг себя – я ж вот все и сама о себе говорю, все известно. Обсуждайте – мне фиолетово! А почему фиолетово, сейчас расскажу.

Общественное мнение? Фиолетово!

 Общественное мнение, страх перед толпой, комплексы… Это все имеет место, конечно. И пренебрегать, вроде, нельзя. Но это такой тормоз порой в достижении цели, такой барьер на пути к своей мечте. Маргарет Тэтчер, чтобы преодолеть страх перед публикой, рассуждала так: передо мной много людей, но они – не одно целое, не механизм, в этой толпе просто много разных людей, каждый из них – один на один со мной сейчас. И я его одного не боюсь. Я поговорю с ним. И она выбирала в этой толпе пару приятных глаз и обращалась уже к этому человеку. Так делают актеры, певцы, многие, кому приходится выходить на поединок с толпой, с большим количеством людей. Все небезгрешны, все просто человеки, у каждого есть свои проблемы, свои взлеты и падения. Не надо бояться и все время держать в голове мнение других. Предполагаемое мнение.

Я всегда слушаю мнения, я их коллекционирую, но если чего-то хочу, мне глубоко безразлично, что по этому поводу будут говорить окружающие. Первый и главный поступок наперекор был классе в восьмом. Когда мое сочинение по английскому учительница моя Ирина Константиновна подняла на смех. Гадчайшая, скажу вам, тётя, с ужасным произношением. Я, ученица сельской школы, отличница, но девочка из деревни, вдруг замечтала, видите ли, стать учителем английского! Представляете, как при такой училке-злыдне можно было вообще полюбить предмет! Она сказала, что наша дорога – поднимать хозяйство сельское, а не лезть, куда не положено. В наш иняз тогда конкурс был как в Москве в МГИМО, со всего СССР приезжали дети дипломатов, министров, секретарей ЦК разных партий. Я поступала четыре раза! Меня бы взяли и в третий, но мой живот уже не позволял сесть за парту, и меня послали рожать в надежде, что на этом моя настырность накроется медным тазом.

Фигушки! В четвертый раз я заполняла анкеты, а вокруг стула ползал маленький Сашка, мой старший сын. Чтобы все-таки поступить, я отучилась прилежно на курсах английского в Доме офицеров – там были самые лучшие и самые дорогие курсы. Два года по четыре раза в неделю я штудировала учебник Бонк. Ох, как этот учебник помогал мне потом, когда по вечерам давала уроки английского гражданам, успевшим продать квартиры, пошить баулы и собравшимся быстрее уехать из нашего хаоса 90-ых. Теперь зато друзей у меня в Америке и Израиле – хватает, можно ехать.

Каждый раз нам кто-то подсказывает, выходить ли замуж или разводиться, рожать детей или лучше пока сделать аборт, за кого голосовать, как правильно думать и жить. Общество, я тебя не боюсь! Святые могут бросать камни – вперёёёёд! Да нет святых… у каждого в шкафу по скелету, в тумбочке по запасной челюсти, в кармане – фига. Есть цель – двигайтесь, общественное мнение изменится в вашу сторону, если не топчетесь по головам, а деликатно проходите мимо тявкающих мосек. Вы же Слон и главный герой в своей истории, ахаха!

Мне много советов дают в бизнесе, я слушаю, они часто помогают. Но никто не знает положения вещей лучше меня в моем деле. Года четыре назад начались кризисы в недвижимости, потом финансовый, потом опять падение цен в аренде жилья. У меня все посыпалось, полетело в тартарары, появились долги, суды и вся эта ужасная ситуация. Дома опустели, все брони отменялись одна за другой, даже россияне-соседи испугались курса доллара и не приехали к нам. В Новый год в трех коттеджах у нас осталось четыре случайных гостя. Аренда, налоги, зарплаты… с чего платить, что делать… жуть и cry-cry-cry… реальный был край!

Все прочувствовали кризис, но все в разной степени. Мой юрист Юра дал совет дельный – все бросить, совершить несколько маневров и срочно делать ноги куда-то за рубеж. Мол, все умные люди в такой ситуации делают так. Я думала ровно пять минут, ответила, что это не мой путь, что мне нужна репутация. Не мне лично даже, а фирме моей, я хочу, чтобы о нас знали – тут все честно, тут не обманут. «Апарт-Сити» – это компания со знаком качества. Чего бы мне это ни стоило.

Некоторые долги фирмы, вопреки всякой логике, я взяла на себя, на физлицо. Юриста, само собой, поменяла. Зачем мне предатель под боком. Мне был важнее гораздо авторитет фирмы, а не мой личный. Я себя реабилитирую позже, а дело загубить нельзя. И вот только сейчас могу сказать, что – слава Богу, слава Богу, слава Богу… я справилась, мы выстояли и мы приобрели море лояльных клиентов, постоянных и уже таких родных наших гостей из Беларуси, России, всего мира. Можно даже сказать, что мы развивались именно в кризис – работали на износ и гораздо продуктивней. И много учились!

Кризис – это всегда путь вперед, это обновление, это время для медитаций, для самообучения и анализа. И для устранения нечестных конкурентов. Упасть в яму – не значит упасть. Выбираться всегда интересно. Понаблюдайте за собой в такие моменты. Станьте участником спектакля – вы сидите в темноте в последнем ряду, а на сцене происходит действо, и вы там, на сцене, в гуще событий. Вы что делаете сейчас? Плачете, сопли вытираете? Ну-ну! Ни в коем случае – впереди будет новое и интересное! Пожили богато – поживите бедно, пожили бедно – поживёте скоро богато. Повесьте табличку над входной дверью в доме и офисе «Так будет не всегда!» и увидите – каждый раз вы будете по-новому думать о смысле написанного. И иногда захочется табличку сорвать, а иногда она поможет выжить.

Учиться, учиться и еще раз учиться!

Школа, ВУЗ – это все для всех и это уже обязательная программа для каждого. Получив диплом, я, как и многие, выдохнула и выкинула тетрадки. Учиться, учиться и еще раз учиться – это закончилось, теперь – работать, работать и еще раз работать, ура.

Так как мне всегда хотелось не то чтобы много работать, но иметь больше других – ездить на такси, путешествовать, покупать дефицитные шмотки – работ у меня одновременно было в прежние времена несколько. Даже учась на дневном отделении,

; по ночам шила и втихаря продавала платья, брюки, пальто,

; после учебы или по ночам ходила сторожем по двору дома инвалидов,

; имела пару учеников как репетитор обязательно и постоянно,

; убирала в общаге, в которой жила с сыном,

; на главпочтамте по ночам посылки сортировала,

; преподавала английский по вечерам первой волне отъезжающих «туда».

Не знаю, как это было возможно, но это было. И это познакомило меня с жизнью.

Кризисов в моей жизни было несколько. Это было ужасно. Один из них был такой, что за меня боялись родные. Но я-то помнила, что жизнь – это чудо, а уныние – самый большой грех. И еще, я всегда верила и буду верить в Бога. Вера мне реально помогала и помогает. Но я уважаю и атеистов – каждый человек волен ДУМАТЬ. В один из таких серьезных кризисов, когда просто всякая работа остановилась, я познакомилась ближе с великим Интернетом. Надо же было хоть у кого-то спросить совета. Узнать, где взять денег просто на еду для себя и детей. Сначала я пыталась уйти в свои мысли и… вязала, вязала, вязала.

Нервы не успокаивались. Всей семье на зиму были заготовлены шапки и шарфы. И я отправилась с вопросом к всемирной паутине. Вопрос привел меня на сайт Школа Жизни точка ру. Там платили $1 за статью-совет объемом в 1500 знаков. Я решила, что запросто сейчас по десять баксов в день заработаю. И отправила пробный совет, потирая ладошки. Я же в школе сочинения писала лучше всех, как образец их давали другим. Вааще фигня!

Каково ж было мое изумление, когда статью мою приняли и сильно похвалили, но при этом отправили на доработку! Редактор практически каждое предложение отметил красным из-за моря ошибок. Блин, блин, блин… как стыдно, как стыдно… Что делать?

И я пошла в поход за грамотным русским! Читала, писала диктанты, вспоминала правила, штудировала Розенталя. И уже следующая статья прошла почти на ура, парочка замечаний. И мне пришли первые денежки. Ага, я поняла – я попала в нужное русло, но по $1 за статью… вряд ли заработать можно. На вопрос, писатель ли я или копирайтер, на другом уже портале, я ответила, что, мол, ну да, пописываю, но просто как любитель, для души. У меня попросили ссылку на мои рассказы или статьи. Завал и позор! Нет у меня ни одного рассказа! Нафига вот я наврала?

И я села писать свой первый рассказ «Арбузные семечки». Под утро отправила, разместила на проза.ру. Вот моя авторская страничка: http://proza.ru/avtor/vesnyanka2007. Утром обнаружила первые и уж слишком какие-то подозрительно восхищенные комментарии. А надо сказать, все Козероги такие – если их хвалить, из них просто вулканом прёт энергия и желание творить дальше. Если ругать и критиковать – вулкан тухнет. На время. Не вообще, не навсегда. Не дождётесь. Так ведь, товарищи Козероги?!

 Ну и все – началась новая жизнь моя. Творческая, приятная. Российский журнал «Люблю читать» публиковал в каждом номере мои рассказы первыми в течение двух-трех лет, а платил совсем даже неплохо, за повесть небольшую я получила однажды около 360 долларов.

Но все равно это было не то. Ну, это же просто баловство, хобби, для души. А душа, она же не станок, не производит каждый час продукт, готовый к продаже и покупаемый. Иногда полную ахинею и фигню производит. И я собрала других пишущих и желающих иметь дополнительный заработок и создала школу копирайтинга, потом – биржу. И мы уже писали и сдавали ежедневно сотни статей для миралинкса, продвигали многие российские сайты своим грамотным копирайтингом, неймингом. Профессия интересная, но для того чтобы стала реально прибыльной, нужно было уйти в нее с головой и только этим заниматься.

А поскольку деньги были нужны реальные и прямо сейчас, я отправилась попробовать себя в недвижимости. В каждом агентстве я быстренько сканировала схему работы, понимала, что можно работать по-другому, и с первых дней делала в разы больше сделок, чем делали другие. Если подробно – много писать, рассказывать интересно, но долго. Скажу только, что заработала и построила дом под Минском. Но… Мне надоело. Много нюансов, много рисков и непорядочности со стороны работодателей в этом бизнесе. И в тот момент, когда уже реально стошнило от домов и коттеджей, случился очередной кризис. И – слава Богу. И работы как раз в агентствах не стало. И я опять перед монитором – что делать?! В тот кризис я издала четыре сборника рассказов, мои книги продавались в книжных магазинах Минска, они есть во многих библиотеках, меня критики оценили довольно высоко. И всё. И спасибо тому кризису.

А тут муж – мой главный читатель и критик – перестал читать рассказы. Видимо, и его стошнило… Умерла очень близкая подруга Галя, вогнав меня в депрессию надолго… Я просто однажды вошла в скайп и увидела завешанное зеркало в ее американском доме, людей в темном, услышала приглушенный шепот, Галины вещи, сложенные кучей на кровати, свечку и рюмочку. Это была смерть в прямом эфире. Меня это убило. Почти физически. Прилетала в мой сад странная птица. Я сидела у окна на кухне, курила… А птица просто смотрела на меня человеческим, умным и грустным взглядом. Прощалась, думаю. Я ходила в недостроенную церковь в наших Колодищах, плакала и просила Господа об одном – помоги не терять интерес к жизни, выведи из депрессии. На депрессию надо выделять максимум неделю. Все, что дольше – болезнь. Нельзя.

И вот я опять перед монитором – опять ищу, опять думаю о том, что надо как-то пережить тяжелые времена. А раз заняться нечем – надо использовать время в свою пользу, поучиться, может, чему-то.

Если чего-то ищешь – оно само к тебе спешит. Вы же в курсе?! В три часа ночи приезжает молодой человек с красивым именем Анисим с подругой Лизой и с бутылкой шампанского. Рассказать нечто! И его прёт! Он просто как сумасшедший рассказывает про какую-то бизнес-молодость, про какие-то супер-тренинги, которые дорогие, но, бл…, круто, круто, круто!!! И они как раз в Минске, и ты, мол, обязательно там должна быть. Но только надо взять с собой стул – мест нет вааащще, ни одного!

Как идиотка, с табуреткой в багажнике еду утром в немецкое представительство. Реально трудно было куда-то пристроиться, но села, слушаю. И думаю, как и все: секта, что ли, полоумные, что ли… Два мальчика-миллионера московские скачут по сцене, кричат, говорят непринятые на публике тут, в Беларуси, слова: мудак, говносайт, подними жопу с дивана… В общем, суть я уловила, но когда поняла, что сейчас начнут склонять к покупке какого-то курса, а денег у меня на два дня еды, ушла со своей табуреткой.

Но! Уйти-то ушла, но полезла в интернет искать инфу про них. Кто такие, чего хотят, чему научат. И поняла, что ушла зря. И тут же онлайн купила курс и отправилась учиться. Можете представить, как на меня смотрела группа, возраст которой от 18 до 25! Но вы же помните, ЧТО для меня общественное мнение?!

Коротко о том, что приобрела:

; Научилась делать сайты, сама теперь творю, экономлю на сотруднике и на продвижении минимум $1500.

; Сделала лучший результат по Беларуси – используя стратегии, которым научили, заработала $19600 за 2 месяца.

; Поскольку надо было открыть бизнес с нуля – открыла именно с нуля новый бизнес – хостелы и гостевые дома. В кошельке было на старте $90.

; Поняла В ПРИНЦИПЕ, что такое бизнес.

; Поняла, что самообразование – главный двигатель жизни. Завела себе за правило каждый день/ночь смотреть новости бизнеса на youtube, читать книги-советы, изучать конкурентов, ловить новые стратегии и даже маленькие фишки-приемы.

; Научилась сама проводить тренинги в компетентной области – копирайтинге.

; Поняла, что бизнес – это интересная игра, а не просто зарабатывание денег.

; Поняла, что нужно заниматься только тем, что тебе интересно, во что вкладывать душу хочется. Как только это превращается в гонку за долларом, надо бросать.

; Поняла, что надо чаще отдавать и отдавать легко – только так и к тебе вернется. И вернется гораздо больше вложенного.

И вот когда в очередной раз попалось предложение от некоего Павла Гительмана ПОИГРАТЬ – решила, что за такие небольшие деньги можно и рискнуть. Предполагала, что «вода» будет, но что это можно пережить спокойно, если узнаю хотя бы что-то новое. Иногда мальчики 13-летние толковее дают уроки на ютьюбе, чем умудренные коучи с бородами.

И – ура! Игра «Уволить маркетолога» – это очередная точка опоры лично для меня! Несмотря на то, что мне увольнять некого, что реклама сегодня полностью у меня отключена потому, что надо искать новые коттеджи под гостевые дома (нам просто некуда селить людей), я имею шанс на новое продвижение не только моего бизнеса, но и себя самой как личности. Павел крут, он молодец, он поднял с дивана заплесневевших от рутины несколько сотен предпринимателей. И сейчас они точно «дадут стране угля»!

Резюмирую многабукафф: Люди, учитесь, несмотря на свой возраст. Гораздо приятней на пенсии делать сайты, писать статьи или давать уроки бизнеса, чем мыть подъезды или работать вахтером в какой-то будке при заводе или (не приведи Господь) в бизнес-центре!

Don’t come back to USSR – оттуда нечего брать (для бизнеса)

Развал Советского Союза я не приняла и не поняла, как и многие. Почему на самой большой единой территории нельзя было просто начинать новые экономические отношения, зачем делиться на удельные княжества, это же всегда регресс, а не путь вперед.

Однако смириться пришлось всем, и из этой новой ситуации надо было искать выгоды и свои пути развития. Наконец, прекратилась уравниловка в зарплате, каждый мог открыть свое дело. И как только это стало понятным, я уволилась с внешнеторговой фирмы АО «Атлант», куда была принята, как и все, по блату, и куда попасть простым смертным не очень-то было дано. В отделе кадров на меня выпучились в недоумении – командировки за рубеж переводчиком, работа на контрактах с ведущими западными фирмами, возможность подзаработать на командировочных, привезти тряпок, йогуртов, пива в банках, технику, машины из Европы… как можно было просто по своей воле уйти в неизвестное?! Ушла.

Подсмотрела в Германии работу брачных агентств и уже через пару недель открыла свое, первое в Беларуси агентство. И все шло супер как хорошо, за год я сделала одиннадцать пар. При этом, тогда не было ни компьютера, ни интернета, ни вайбера, ни-фи-га!!! Честно и красиво сложились пары. И они до сих пор существуют. Надеюсь. Но потом девушки начали заниматься фигней, а у меня телефоны стали прослушиваться. И поняв, что красота превращается в новый бизнес, я немедленно закрыла бюро сватовства. Потом были магазины, книжные ярмарки, медицинские услуги, курсы разные… Но поскольку работать цивильно умели только единицы, а некоторые просто воспользовались моментом и научились правильно и много тырить, чтобы потом сбежать за океан, все малые бизнесы по разным причинам быстро рушились. Все было не то, мы все хотели капиталистических отношений, но за плечами у каждого был советский подход к работе.

Надо было учиться. А учиться не у кого. Вот и прокладывал каждый свой путь вслепую, методом проб и ошибок. А это очень длинный путь. Даже если у тебя креативный подход к делу, попробуй-ка собрать команду людей, у которых есть желание, знания и такой же творческий порыв. Все привыкли работать, помня одно – день зарплаты. Сколько времени прошло с 1917-го – сто лет – а до сих пор подход к работе у большинства советский.

С сожалением делаю свой собственный вывод, практически ежедневно общаясь с теми, кто пришел по вакансии «администратор гостевого дома» – многим работа нужна, первый вопрос – о зарплате, а дальше – ноль, пустота… И образование высшее – ни о чем. Просто – люди с дипломами и желанием где-то как-то перекантоваться, чтоб получить зарплату.

Когда говорю, что у нас подход нестандартный, капиталистический, жесткий, что можно заработать 300, а можно, если постараться, и 800, на лицах тоска и непонимание. Лучше стабильно 300, чем что-то делать, вкладывать душу в чужой бизнес. То есть, понимание четкое у людей – это ж не мое, оно мне надо?!

Есть исключения, есть! Есть текучка, и она будет ровно до тех пор, пока коллектив не станет семьей. Я четыре года шла своим умишком к тому, чтобы платить зарплату за реальный вклад в общее дело. И сейчас в прямом эфире онлайн мои сотрудники наблюдают за тем, как я раздаю красные, синие и черные флажки за каждое их движение на смене. Зашила подушку – плюс к зарплате, есть отзыв в книге – плюс, есть пост в инстаграме с правильными хэштегами – плюс, помощь коллеге – плюс, есть видеотзыв – плюс, наварила борща гостям – двойной плюс. Каждый может видеть, считать, обсуждать, спорить – к концу месяца уже понятно, что кто-то сильно старался и получит в три раза больше того, кто просто «охранял» дом. Я лично общаюсь в соцсетях с проживающими, я доступна 24 часа в сутки, любое замечание или пожелание выполняется просто немедленно. Нам нужен авторитет! Нас должен знать каждый, кто ищет жилье в Минске.

Когда в гостевой дом «Жасмин» (https://youtu.be/p7GtY_VozzA) зашел мой средний сын Илья, который сейчас живет в Польше, и сказал: «Ничего себе! Как тут классно, я бы тут жил!», я поняла главное – делать бизнес нужно так, чтобы не стыдно было предложить услугу своим родным. Сейчас, вот к этому дню, мне точно не стыдно. Мы убираем двухъярусные кровати, покупаем толстые, удобные матрасы, меняем мебель, скоро кофеварки купим… планов – море, и мы переходим на уровень «качество». И уже не стыдно называть цены, а главное – если нужно, их повышать.

Клиент ходит не за самой услугой, а за тем, из чьих рук ее получает. Если ваш мастер вдруг перейдет работать в салон, расположенный в другом конце города, ведь вы же стопудово поедете стричься к нему, не так ли?!

Вывод главный: твой клиент – твой друг, брат, мама, забота о нем должна быть реальной. Когда я вижу, как прощаясь, гости обнимаются с администраторами, я просто готова пищать от удовольствия – я все делаю правильно! А критика и негативный отзыв – отличная возможность задуматься и все исправить. И даже вернуть нелояльного.

Деньги пахнут, а риски все – мои!

Не согласна я с тем, что деньги не пахнут, что все равно, как заработать, если заработать можно много. Вот сейчас мы выбираем новый коттедж для работы. И коттеджей – хоть косой коси. Особенно подходят нам огромные, уютные «дворцы» с множеством спален и огромными гостиными, столовыми, кухнями – такие в наших элитных поселках строят цыгане. И сдают они эти дома недорого и надолго. Но я категорически не работала и не работаю с цыганами. Поскольку я выросла практически в центре табора (все соседи были цыганами) – за слова свои отвечаю.

Эпоха, когда цыганки гадали на наших вокзалах и торговали помадками и китайскими кофтюльками, давно прошла. Рассуждаем просто: дома по 1000 м2 и более с золочеными горшками и перилами, с дорогой мебелью и каменным забором вряд ли построить может нигде ни разу не работавший человек. Значит, эти деньги добыты на поле горя других людей. И я не хочу ни копейки помочь заработать этому национальному меньшинству. И на таких деньгах можно построить только несчастье, а не бизнес. Деньги не просто пахнут, они сильно разнятся – стоит иногда принюхаться. Приношу извинения театру «Ромэн» и низко кланяюсь.

Деньги любят движение. Отдаешь – тут же получаешь, закопал – потерял, одолжил – попал в кабалу, взял кредит – попал в кабалу государства. Пригласил инвестора или соучредителя, партнера – конец самостоятельности в решениях. И всегда будут тёрки: кто-то больше вложил денег или сил, кто-то больше работал, кто-то ошибся в расчетах, кто-то не ожидал кризиса, девальвации, деноминации, у кого-то сдали нервы, кто-то просто решил все бросить и свалить из этой страны, кто-то кому-то перестал доверять. Я прошла через это. Я сделала много ошибок. Делаются они мигом, а исправляются годами, нервами, кровью. Естественно, что многие-премногие скажут, что я дура и не права. Но! Я ведь тут с точки зрения мелкого предпринимателя и только про ЛИЧНЫЙ опыт. Вдруг, кто-то сейчас остановится и задумается. И это ему поможет. Я буду рада, если кому-то мои слова пришлись в тему.

Что сильно отличает предпринимателя от непредпринимателя, знаете же?! Правильно – умение рисковать. И вот сейчас все мои риски – это мои риски, все удачи – лично мои, все провалы и крахи – увы, мои, винить некого. Я точно предприниматель – я без рисков и неоправданных порой надежд жить не могу, меня прямо тянет провести очередной business-test!

Зато я сама отвечаю за деньги. Я, правда, женщина неправильная и предпочту новому платью новый гаджет, новой прическе – оплату какого-то урока в интернете. Да и не до себя, когда детей куча мала. Одному – за учебу, другому – куртку, третьему, четвертому, пятому…

Вот если выиграю в этом конкурсе деньги за свои истории – покупаю красивое платье, делаю прическу и прикольную фотосессию под названием: «Главное – не участие, а победа!» Я сильно не согласна с этой губительной фразой – главное не победа, а участие. Все наоборот. Надо растить лидеров, а не пассивный запас.

Любовь продвигает бизнес

Помню, как из окна поезда я с ужасом смотрела на лес. И думала, замечая в зарослях елей дома, что это ужасно страшно – жить в лесу. Кроме казахстанских степей я не видела других пейзажей. Там все видно до горизонта, там ковыль плывет как море, там солнце огромное, а небо ночью такое низкое, что звезды можно потрогать руками.

А тут – страшно, страшно… все время льет дождь, вот уже несколько суток пасмурно за окном вагона. Я вжималась в мамину грудь и думала, зачем меня увозят в такое темное и мокрое… Я скучала по своим подружкам, казашкам и немкам. А тут ни одной Гули, Розы, Нелли, Клауса… Все было чужое. Белорусский язык казался очень сложным, абракадабрским, я ничерта не понимала. Меня даже освободили от изучения беларускай мовы, о чем я радостно сообщила родителям. Мама на следующий же день пошла и внесла решительные правки в это дело. Она сказала, что надо любить эту страну и этот город, теперь он наш навсегда.

Я живу в деревне в лесу! Я обожаю Минск, этот гордый, спокойный и такой душевный и гостеприимный город. Я видела много стран и городов. Они прекрасны, они не так просты и понятны, как наш Минск. Но Минск – это дом. Это – спокойно ночью можно гулять по улицам, это – свежий воздух от моря зелени в городе и за ним, это – прохожие, готовые помочь, подсказать, подвезти, поднести. Я люблю свой город и свой народ.

 И любой народ вокруг – мой! Россия – тоже моя, ведь я человек русский, чем очень горжусь и гордилась всегда. Мои предки из Сибири, с Алтая. Есть такой город – Бийск. И есть село Сростки, и мой отец учился с Шукшиным, как я понимаю. Школа там была одна, а они - одногодки. Не было у моего бати домашнего обучения! И я почитала Шукшина и подумала, что я тоже должна буквы складывать в мысли, хотя бы пробовать.

И на Украине я тоже жила. И что-то она меня попугивает сейчас. Мы пели всю жизнь украинские песни, как-то все любили друг друга, как-то не понимали тогда разницы – кто казах, кто русский, кто украинец. Историю я знаю настолько плохо, что когда появились в Минске автомобили россиян с надписями «Крым наш!», я что-то не сразу въехала, в чем прикол – он всегда был наш, вроде. Общий. Мой даже. Там же Чехов творил! Причем тут вообще Украина, какие делёжки…

О чем я тут? Ах, да – о бизнесе и политике. Предприниматели, люди, не лезьте в политику глубоко – займитесь семьей, друзьями и своим делом, которое будет приносить пользу другим и себе. В моем понимании – это самый верный путь изменить Мир. Пусть десяток правителей планеты думают, что это они делают политику, «делают» нас. На самом деле все в наших руках, нам просто надо быть рядом, быть вместе и помнить, что мы и есть Мир, и каждый из нас – участник жизни Планеты.

В наших гостевых домах живут мирно, вместе ужинают и жарят шашлыки русские и украинцы, казахи и белорусы. И они не говорят о политике, понимая, что она ни причем, когда вокруг мирно. И все пре-крас-но говорят на нашем пре-крас-ном русском языке!

А любовь к своему городу, стране и народу помогает продвигать бизнес – ведь мы можем показать вам такой Минск и такую Беларусь, которую вы сами не увидите. И вы обязательно приедете к нам еще не раз. Какие трогательные впечатления об увиденном в Минске, в Бресте рассказывали нам женщины из Туркмении! Папы-молодцы из России постоянно 9 мая везут сюда своих сыновей, чтобы показать Брестскую крепость.

Москвичей я обожаю – неожиданно для меня, гости из Москвы самые непритязательные, некапризные и доброжелательные, они очень любят Минск и нас, белорусов. И у меня даже есть пожизненная скидка для москвичей, небольшая, но приятная – 10%. Мне кажется, что москвичи воспринимают Минск как бабушкину деревню – они сюда подышать на выходные приезжают. И всегда удивляются тому, что Минск старше Москвы, ахаха!!!

Как можно вообще не побывать однажды в Беларуси, я не могу понять?! Эта страна – чудо, тут такие туманы, тут такие поля и сказочные, совсем не страшные леса, замки, классные, добрые люди, чистенькие города и прекрасные дороги без пробок. Все – в Минск! Жильё у вас уже есть, как понимаете!

Благотворительность и бизнес

Подаете ли вы людям с протянутой рукой? Подавайте, если есть у самого в кармане. Если при этом мораль считаете нужным прочитать – не подавайте.

Отчисляете ли вы иногда на лечение ребенка или котенка? Конечно, не сомневаюсь – иначе бы вас тут не было!

А замечаете ли, что когда отдаете – тут же к вам приходят какие-то незапланированные деньги? Вот только не надо думать, что Бог послал. Совпадение! Потому что если думать, что вернулось как вознаграждение – перестанет работать это правило. Иногда нужно просто помочь, потому что можешь и чувствуешь – если не ты, то и некому. Что я усвоила лично из темы благотворительности – помогать нужно максимально адресно, без посредников. И не думая о том, точно ли это поможет нуждающемуся.

Когда делаю платежи в банке и вижу объявление о помощи ребенку, редко могу отвести глаза – уже щемит и давит, и забываешь о том, что как-то всё впритык и не до помощи, вроде. И просто делаешь перевод и со спокойной душой идешь дальше работать. Ну, хоть как-то, хоть как-то…

Рассуждают многие и часто на эти темы: о больных людях, о бродячих животных, о детях в детских домах. Однажды мы так же развели «розовые сопли» ночью летом на нашем хуторе у костра. Наши детки-милашки скакали вокруг родителей, мы с друзьями пили вино и водочку, жарили шашлыки, рассказывали анекдоты, обсуждали бизнесы и очередной кризис. Ну и как-то повсхлипывали, вспомнив про детишек, у которых нет таких замечательных мамочек и пап, как мы, про детдомовцев заговорили. И стали как-то даже придумывать, чем бы помочь этим сиротам – одежды отвезти бы, игрушек бы, конфет бы… ну, черте что, в общем.

Это был какой-то мой час, наверное. Луна, видимо, меня отрезвила для правды-матки. И я сказала, что все это – болтовня и чушь. Что помогать надо реально – нас тут много, и у нас все хорошо, не голодаем, как бы… Давайте просто возьмем по ребенку и поможем встать на ноги.

 Все замолчали, а потом – понеслось! А какая у него генетика, а кто его родители, а чем он тебе отплатит когда из него вырастет не то, что ждешь. Ну, вот так на рынке щенка выбирают: порода, история, награды родителей, стоимость, прививки.

Мне просто шутя сделали вызов – мол, если ты считаешь, что вот так просто это можно сделать – вперёд! Мы с мужем переглянулись, потом еще день пошептались, а в понедельник уже рассматривали картотеку в центре усыновления и начали проходить медкомиссию, психолог с нами по часу пообщался на предмет нашей нормальности.

Два сына у меня есть, решили взять маленькую девочку. Через неделю у нас был пропуск в пять детских домов – там было много маленьких девочек. Решили объехать всю Беларусь, всех посмотреть, потом дома всё обсудить, выбрать на семейном совете по всем критериям – ну и уже начинать действовать. Удочерять.

Старший Саня с невесткой, второй 12-летний Илья, мы с мужем – всей семьей отправились на задание не для слабонервных. Я коротко, не волнуйтесь. Я – только суть. Решили начать с самого дальнего от Минска, отправились в Новополоцк.

Дети отдыхали. Был тихий час. Нас пригласили в игровую комнату и привели заспанную девочку. Пухленькую, нескладную какую-то, кучерявую. Она улыбалась во весь рот, смущенно потирая глаза. Мы поговорили, подарили книжку и конфеты, как-то неловко было уходить, но уже все выслушали заранее от заведующей про родителей, которых она и не видела, так как была оставлена в роддоме с травмами и весом в полкило. Ну и пошли, чувствуя себя сильно нехорошо. Девочку увели, она плакала тихо. Вышли на крыльцо, постояли, поговорили.

«Послушайте, надо брать. Кто еще ее возьмет? Ей тут быть вечно». Девочка была так похожа на меня маленькую. Такая же угловатая, нескладная, в общем – страшненькая как я в детстве. Все дружно решили, что не будем выбирать, забираем Ленку, она наша. Вернулись к заведующей, чем ее удивили нешуточно. Стали оформлять какие-то бумаги для суда. И тут в дверь засунула нос бабушка-сотрудница с вопросом – мол, как поняла, Ленку нашу берут – во, чудо! А Пашку не? Пашку не надо показывать? Заведующая брыськнула на бабулю, бабуля закрыла дверь.

Ого – поворот! Что за Пашка? Оказывается, у Лены есть брат, они двойняшки! Ничего себе…

Через год узнали, что есть у детей еще и старшая сестра! Теперь мы все вместе. Теперь все наши, а не ничьи. Теперь мы точно богатые. Мы прожили вместе 12 лет, мы все уже давно кровные и неделимые. И мы не знаем, как сложится наша жизнь дальше, но то, что наши дети достойны достойной жизни – однозначно. А дальше… цыплят считают по осени. Причем, по глубокой осени. Даст Бог – детьми мы будем гордиться.

С тех пор, следуя нашему примеру, двое друзей усыновили по ребенку. Потом пошло-поехало – за 3 года 27 детей были устроены в семьи реально волшебным образом. По наводке, так сказать. Адресно. Впрочем, это уже совсем другая история.

Причем тут бизнес?! Да ни причем. Просто после 19:00 в детском доме закрывается столовая, и дети не могут укусить яблоко, пососать конфету, покапризничать в кроватке с мамой, послушать бабушкину сказку. Обычно как раз в это время мы, бизнесмены, обсуждаем дела с партнерами в ресторане, думая о продвижении бизнеса.

Представь себе:

Отныне солнца нет.

Застыли родники, пожухли травы,

А ты - живешь

И не имеешь права

Поверить,

Что отныне солнца нет.

Не веришь ты,

Но видишь

Солнца нет.

Как страшно знать,

Что нет на этом свете

И той звезды,

Что в горький час осветит

Твою дорогу радостей и бед.

Да, солнца нет!

Темно в твоих очах.

И сердце начинает гулко биться,

И, ветром опахнув,

Ночная птица

Скользит неслышно около плеча.

Ни молнии. Ни радуги. Ни зги.

Лишь вороны с проворным криком вьются,

Да суетно

Во мраке раздаются

Недобрых дел жестокие шаги.

Вся грязь и ложь повылезли наверх.

Над вечной правдой вызрела неправда.

Ты спрашиваешь:

- Что же будет завтра?

И слышишь той неправды жуткий смех.

Ты убедился

В том, что солнца нет?

Но есть надежда,

Убедившись в этом,

Вернуть земле хотя б частицу света,

Что дал тебе когда-то солнца свет.

Ну, где она?

Похоже, растерял.

Растратил свет

Еще при свете солнца.

И там, где было яркое оконце,

Зияет черной пустоты провал.

Но все ли растеряли искры свет,

Что сердцем,

Словно кремнем, высекают?

Не все!

Ты видишь - искры возникают,

Им нет числа,

Как и названья нет.

Фантазия...

Но ты, мой друг, пойми,

Что солнце

Лишь до той поры пребудет,

Покамест на земле

Он дорог людям

Тот свет,

Который сделал их людьми.

И ты огонь души своей не тронь

До той поры,

Пока не пригодится...

И возникают

Предо мною лица

Людей,

Что не растратили огонь.

А. Иванов