Река

Юрий Баранов
Целый месяц сидел рядом с Ринатом Аминовым.    Шла наша курсовая переподготовка в Тюмени. Ринат скучал по дому,  по своей семье, на выходные уезжал за сотни километров в свою Аксурку, а по возвращению, в свободное от занятий время,  однажды   по памяти  нарисовал  мне карту  тех мест..
 
Аксурка стоит на одной из  иртышских излучин в Вагайском районе.   Жирными точками  он  обозначил места, где весной токуют косачи,    где  осенью строят свои   хатки ондатры. 
 
-Я живу на левом    берегу реки,- рассказывал  Ринат,- а на правом,  напротив нашего села, возвышается  гора Уба. Это часть возвышенности, которая тянется сюда от Тобольска и Абалака. С одного из ее козырьков  любят отправляться в полет дельтапланеристы из разных городов России.  Тайга у нас  начинается в двухстах метрах от  домов. В ней  есть  грибы, ягоды, кедрачи. Летом  собираем   в лесах  землянику, голубику, чернику, осенью кедровый орех и клюкву. Излишки сдаем заготовителям.

 Иртыш рядом,  и поэтому  грех не быть  рыбаком. Бывает, снасти  проверяешь, смотришь,  лось мимо плывет. Кто-нибудь из рыбаков шуткой крикнет: «Кидай, ему   на рога    сети, Ринат!».

Дед мой любил охотничать.  Бывало,  лаек  из дома выпустит и  пока дойдет до леса, они уже где-то лают, значит, медведя, или лося ему держат.
В одном  месте в  Иртыш   впадает   маленькая речушка. Она вытекает  из  озера Карабалык, что в переводе на русский означает  черная рыба. Такой рыбой мы  называем  линя.   

В 1972 году, когда мне было всего шесть лет,  недалеко от  этого озера утонул  мой отец Рахматул.  Это произошло с ним  во время рыбалки  и матери пришлось  поднимать  детей одной, а было  нас у нее пятеро. Я по мере своих возможностей всегда стараюсь помочь ей.

Однажды довелось поохотиться и на медведя. Это  был скотинник, который задрал  совхозную  корову  и спрятал ее в лесу.  Охотился я на него вместе со своим  другом Нургали  Абдулиным  из засады, в  местечке Биктюра.  Лабаз  делать не стали. Просто спрятались   за кустами,  а мишка  обошел  нас и почуял опасность.  Добыть зверя не удалось.
 
  5 лет тому назад  купил себе моторку. Она стала моей любимой помощницей. Ко мне часто приезжают гости из Тюмени и с севера. Угостить их у меня всегда есть чем.

  на фото В. Бычкова
Р.Р. Аминов на Иртыше