Неоправдавшиеся ожидания-2

Михаил Бортников
Продолжение. Начало здесь - http://www.proza.ru/2017/11/12/1375.

Не собирался я продлевать своё повествование, и так, по моему мнению, перегруженное техническими терминами и деталями. Но в последние дни ещё немало припомнил я подробностей того злополучного рейса. Будет ли это интересно, не знаю, но продолжу.


Вспоминаю своё первое пробуждение на "Адриатике" и ранний телефонный звонок капитана.

- Чиф, что с пароходом происходит? Почему у нас дифферент на нос? Разберитесь, пожалуйста! Грузовые операции закончены, лоцман заказан на восемь утра.

Спускаюсь в машину, в которой ещё и не ориентируюсь пока. Вахтенный второй механик, постарше меня возрастом, громко ругаясь по-гречески, показывает мне черновой вахтенный журнал, в котором он записывал полученные команды с мостика.

05.05 - принять балласт в пятые танки левого и правого борта.
05.42 - стоп приём балласта. Начать выкачку балласт из форпика.
06.27 - стоп балластный насос. Начать перекачку из форпика в пятые танки.

- Что-то я не пойму, Секонд, - спросил я, - почему столько разных команд за час?
- Да потому, что кретина прислали старпомом. Был русский, было всё нормально. Он понимал, как контейнера грузить. А этот малака* грузил по каргоплану, вот и загрузил так, что на нос завалились.
- А балластом нельзя выровнять?
-  Так этот мудак  сам не знает, чего хочет! У нас же половину клапанов вручную открывать надо, и у каждого свой характер! Только настроил схему, насос включил, а он уже другую команду даёт. Га-мо-то*!
 
Я взял подмышку журнал и поднялся к капитану.
- О, чиф, ты вовремя. Я как раз звоню бывшему стармеху. Посоветуйся с ним, как  пароход скорее выровнять. Нам уходить пора.
- Мне-то о чём советоваться? Второй механик выполняет команды старшего помощника. Бывшему старпому надо звонить. Посмотрите, какие указания мы с мостика получаем! Мы их выполнять не успеваем!

Через полчаса судно волшебным образом выровнялось. Капитан позвонил в Одессу, и по совету старпома  переставил десяток контейнеров с носа на корму с помощью  берегового крана.

В следующем порту мы завалились на четыре градуса на левый борт. Но мало-помалу старпом пообтесался, и понял, что грузовой план - не догма, надо и самому мозгами шевелить. Судно наше не было построено, как контейнеровоз, изначально, и балластная его система даже в идеальном состоянии не предназначена была выравнивать крен, образовавшийся от неправильной загрузки.
 
Контейнера грузились в шесть трюмов, на палубу и на крышки грузовых трюмов. Шестой трюм давно уже не служил рефрижераторным. Контейнера в него грузились только по центру, и вокруг оставалось много свободного места, где можно было найти множество полезных, и не очень вещей. Мы называли этот трюм "кладбищем погибших кораблей", и лазили по нему, как по свалке, выискивая то проволоку необходимую, то швеллер, то двутавр.

К  концу второй недели пребывания на "Адриатике", я составил и отправил в компанию "Голденпорт" письмо, описывающее реальное положение дел в машинном отделении. Пунктов в нём было штук двадцать, и ни к одному из них нельзя было придраться. Что-что, а бумаги писать я умел, жизнь научила.

Требования мои были разнообразны. Они касались состояния механизмов, трубопроводов, материально-технического снабжения и недостатка рабочих рук. Я писал, что кроме штатных механиков необходима квалифицированная ремонтная группа, которая будет освобождена от несения вахты и займётся восстановлением разобранных механизмов.

И вот, по приходу в Турцию, а добрались мы туда, несмотря ни на что, благополучно, на судно прибыли сразу шесть украинских механиков, двое - вместо двух греков, третий механик вместо ничего не подозревающего Володи, и  трое - в ремонтную группу.

Второй механик, Михаил Зорьян, впрягся в работу сразу, причём с улыбкой на лице не расставался. Нарадоваться я на него не мог. Анатолий, новый третий, тоже своё дело знал, но по натуре был нытиком, полной противоположностью Мише. Самой характерной чертой Андрея, четвёртого механика, была ужасная медлительность. Собираясь в туннель трубопроводов, чтобы открыть клапан, он пять минут одевал клеёнчатую робу, меня уже колотить начинало.

С ремонтной группой дела обстояли похуже. Нет, количественно прибывшая дополнительно группа выглядела солидно, но вот что касается качества... Володя, самый старший по возрасту, долгое время работал в конструкторском бюро, и успел позабыть, как гайки крутить. Двое других, напротив, были молоды и опыта ремонтных работ не имели вовсе. Мне бы больше подошла пара слесарей-судоремонтников, но об этом уже поздно было сожалеть.

Начали с восстановительного ремонта одного из воздушных компрессоров. И очень правильно поступили, только-только его собрали, как пусковая система главного двигателя дала сбой, и сжатого воздуха потребовалось больше. Начал заедать золотник главного пускового клапана. Дизель пускался нормально, но отсечки воздуха после пуска не происходило, и он с шумом из баллонов уходил под плиты. Давление резко падало.

Но швартовку отменить было невозможно, мы к тому времени уже шли по каналу в Равенну. Пришлось поставить человека на запорный клапан воздушного баллона. Он открывал баллон одновременно с сигналом машинного телеграфа и закрывал его сразу же после успешного пуска. Так и пришвартовались. Неисправность Миша нашёл и устранил быстро.

Перебирать цилиндро-поршневые группы главного двигателя времени не было, а необходимость в моточистке была. И вот, в очередной заход в Пирей, компания прислала на борт бригаду судоремонтников. Подняли они крышку носового цилиндра, вытащили поршень, сняли кольца с него, поршень помыли и почистили. Больше ничего сделать не успели, с мостика начали слесарей торопить.

Одели новый комплект поршневых колец, поставили поршень на место без обмеров. А полагается и втулку цилиндра в разных плоскостях замерить, и зазоры колец в замках и в канавках сделать. Я уж не говорю про переборку сальника поршня. Ну, слесарей не упрекнёшь, они что успели, то и сделали, дальше уже наше дело.

Пока на малых ходах с лоцманом шли, всё вроде нормально было, но как только стали обороты повышать, такие звуки из цилиндра понеслись, что пришлось останавливаться. Реально страшно!

Что это может быть такое? Болты крепления головки поршня работяги не трогали, но и крепость их крепления тоже не проверяли. Форсунка так сильно льёт, топливо детонирует? Очень сомнительно, и звук не характерный, но лучше проверить. Решили, что Миша с Петровичем форсунку снимут и проверят на стенде, а я в подпоршневую полость нырну на всякий случай, больше-то ничего в голову всё равно не пришло!

Получаса нам хватило на проверку своих версий. Но всё оказалось в порядке, и форсунка, и крепления болтов головки. Запустились снова, стали повышать помалу обороты, второй вокруг двигателя ходил прислушивался. И только мы на полные маневровые обороты вышли, как снова какой-то металлический шум в первом цилиндре, не стуки даже, скорее, звон.

Мы с Мишей уставились друг на друга. Вот что это такое? Наконец, второго осенило:
- Да это верхнее кольцо по канавке вверх-вниз бегает и звенит.
- Это возможно. Раньше-то канавка была запрессована нагаром, а теперь места там лишнего много. Зазор по высоте миллиметра три точно. А то и больше.

Стало уже не так боязно возле дизеля ходить. Но в следующем порту мы уже сами поршень подняли и верхнее кольцо просто выбросили. Запасного поршня готового у нас на борту не было.

Тем временем наша ремонтная группа мало-помалу порядок в машине наводила, насосы собирали потихоньку. Наконец, привезли и вспомогательный котёл вместо сгоревшего. Странный какой-то, по форме и конфигурации на наш он совершенно не походил. Но за установку его и подключение голова у меня не болела, это не экипажа задача была его трубопроводами обвязывать.

Котёл краном забросили на верхнюю палубу, а дальше - делайте с ним, что хотите. Застропили его, боцман этим занимался, и спустили котёл через световые люка в машинное отделение благополучно, но когда перетаскивали его на платформу ниже, один трос не выдержал, и котёл грохнулся  вниз, с небольшой, правда, уже высоты, около метра.  Вот это для меня и стало последней каплей. В ту же ночь я заявление написал с просьбой о замене, а через пару недель уже сдавал дела.

* Малака, гамото  - распространённые греческие ругательства
** Продолжения рассказа находятся под рубрикой "Контейнеровоз Адриатик".