Как я была простым головастиком

Ольга Гаинут
    
Первый раз я переступила порог крытого плавательного бассейна в 50 лет.
   
Вот я в красивом купальнике легко вспорхнула на тумбочку, сильно и красиво оттолкнулась и  профессионально нырнула в голубую прозрачную и пропахшую хлоркой воду и поплыла так, что все тренеры, а вместе с ними и спортсмены на двух первых дорожках не смогли оторвать взгляда. Чтобы увидеть такое зрелище, все они быстро вышли из воды и выстроились на бортиках. Аплодисменты заглушили все звуки в жарком помещении. Я же принимала знаки внимания, как законные и заслуженные.

Уф! Вот ведь до чего иной раз размечтаешься.  А между тем, я ни разу в жизни  не бывала в бассейне и плавать категорически не умела. И вообще, вода — это не моё. Так я думала до той минуты, пока…

- А ты знаешь, любимая, - начал муж, вернувшись как-то вечером с работы, - матери моего компаньона 72 года, – и загадочно замолчал. Потом перехватил мой взгляд и встрепенулся: - Но, конечно, не это главное.

Я настороженно ждала продолжения фразы.
- А главное в том, что она, представь, записалась на курсы в бассейн, чтобы научиться плавать. И научилась.

Я нетерпеливо отмахнулась.
- Вода – это не моё! Хотя…

Мысли, между тем, вертелись вокруг одной темы: плавание. Как заманчиво, однако. Смогла же женщина, которая старше меня на 22 года. Правда, до этого я хорошо плавала, со знанием дела, но… только во сне. Бывало, плыву, а сама думаю: «Как же так получается? Ведь я не умею! Ну, раз плыву, - тут же выскакивали оправдания, - значит могу. Ведь это я, это я точно знаю».

Таким же образом я вожу машину. Еду по широким проспектам, заворачиваю – и все манипуляции получаются. И только в сознании неустанно пульсирует: «Как же это? Ведь я ни разу даже не сидела на кресле водителя».

В результате я оплатила трёхмесячные курсы и начала ходить в бассейн с семи до восьми вечера.
Желающих барахтаться со мной вместе оказалось много. Тут и пятнадцатилетние мальчишки и девчонки, и дедушки лет под семьдесят. Так что я – самая ягодка, к чему уж ложная скромность.
- Меня зовут Елена. - Эта молоденькая девушка оказалась нашим тренером. – Перед каждым занятием мы будем делать разминку.
Заиграла музыка.
- Двигаем кистями, плечами, а теперь махи ногами вперёд, в стороны. Наклоны.

После пятнадцати минут разминки я чувствовала, что уже бы и домой пойти, а не в воду. Но вида не подавала: я же ягодка, не расслабляться!

Все, кто не знает, слушайте: самое главное в воде – уметь дышать. Такая материя мне прийти в голову ну никак не могла. Видимо, и другим тоже. Это замечалось по удивлённым глазам, когда нам с первой минуты начинали вдалбливать эту истину.
«Ну, надо, так надо», - смирилась я и пятый и десятый раз опускала голову в воду, чтобы медленно выдыхать туда воздух, при этом держась руками за бортик.

«Наш бассейн имеет длину 25 метров. Дно - непрерывная наклонная линия, от глубины метр сорок в начале до трёх метров в конце», - могла бы сообщить Елена. Но нет, ей не кажется, что нам это будет интересно.

Там, в самой глубине, было слабое освещение и дно не просматривалось, только ужасающая чернота хватала за ноги, спутывала руки. Толща воды высотой три метра казалась глубиной в сто метров. У страха-то глаза как велики.

И понеслось!  Каждый раз всё больше, дольше, сложнее.
Первый месяц осваивали азы на половине без глубины. Каждый раз, когда нога случайно начинала не чувствовать дна, горячая волна ужаса обволакивала сердце.
Но довольно скоро у меня стало получаться лежать на спине и даже продвигаться на один метр. Вот они – успехи. Зря я думала, что все люди сделаны из пластика, а я из единого куска железа.

В один из дней, войдя в воду после разминки, я увидела девушку-героиню. Да, да!
- Оксана, я уронила в воду свои очки, дай, пожалуйста, твои на минутку, - обратилась она ко мне.
В моей голове не укладывалось, как она моими очками будет доставать со дна свои очки, но отказать не могла.
То, что произошло дальше, заняло две секунды. Она, одев мои очки, как-то юркнула вниз головой в воду и тут же поднялась уже со своими очками в руке.
«Так это совсем легко», - решила я и тут же захотела повторить трюк. Но не тут-то было. После нескольких попыток, наглотавшись противной воды, я поняла, что это абсолютно невозможно.

И тогда девушка превратилась для меня в неземное существо. Мысленно я уже видела божественное сияние сверху её головы.

А минутой позже я лицезрела другое «нечто».   
Мужчина на соседней дорожке, отведённой для любителей из положения на спине вдруг быстро развернулся и оказался на животе, но по-прежнему горизонтально. Он тоже моментально скакнул для меня в разряд сверхъестественного существа.
Честно говоря, почти все казались мне небожителями. И не удивительно, ведь они умели не только плыть, но творить в воде чудеса.

Всё, что нам предлагали делать в начале дорожки, когда в любой момент можно было опереться о спасительное дно, я делала с огромным удовольствием.
«Сейчас плывём на спине до конца дорожки», – скомандовала Елена.
Я запаниковала, но вида не показала.
«Я неплохо продвигаюсь, - отмечала мысленно, - но как узнать, когда закончится дорожка, чтобы не стукнуться головой?»
Этого никто не говорил. Хотя сигнал был: красные флажки за три метра до стенки.
Так мы проделали три раза, а на четвёртый Елена выдала:
- Поднимаемся наверх тут, на глубине и прыгаем в воду с бортика вниз ногами, -  что-либо, более вздорное, и придумать трудно.
Все смирились, понимая, что мы тут добровольно.
Двое прыгнули близко с лестницей, а мне пришлось перескочить их. Я прыгнула, и как только тело приняло вертикальное положение, оно, естественно, начало тонуть, а я, естественно, неистово барахтаться.
«Елена приняла стойку, готовясь прыгнуть в воду для моего спасения, - увидела я во время очередного судорожного выскакивания из воды, - но отложила. Наверно, она думает, что на дне сидит кто-то по имени Нептун и он мне поможет».
Я продолжала то уходить под воду, то чуть-чуть показываться. Потом - полный провал в памяти.
«Я на спине, – вдруг зафиксировала, - ура! Кто-то вытолкнул меня и перевернул на спину, в спасительное для меня положение. Тренер по-прежнему стоит сверху на полу и наблюдает. Вся группа – тоже, - уже могла рассуждать я, - рядом никого нет. Как же я оказалась на спине?». 
Я смогла приблизиться на спине к бортику, как-то развернуться лицом к лестнице, не умея делать этого, и вылезла из воды.
«Теперь держись, ягодка, спокойно и уверенно", - приказала себе.
От пережитого страха и напряжения тряслись не только руки и ноги, но и внутренне всё тело, а мысли едва удерживались в существующей системе вещей.
Потом я много раз пыталась в деталях воспроизвести этот момент спасения, но убедилась, что важный кусок информации полностью выпал из головы.

В раздевалке обнаружила пропажу зеркальца в деревянной оправе и небольшой суммы денег.
«Зато я живая. И иду домой. И через два дня снова приду, чтобы биться и воевать: с водой, со своим телом, со страхами. Кто не двигается и не меняется, тот, собственно, не живёт. Нет, он ест, спит, смотрит телевизор, но назвать жизнью это нельзя, тут скорее подходит слово прозябание».
Ой, простите за сентенции. Видимо, от страха выскочили.

- Зажимаем  ногами, - на следующий раз Елена выдала нам лёгкие квадратики, - работаем только руками и «проплываем» всю дорожку туда и обратно.
Моё сердце толкнулось в рёбра. Видимо, хотело сказать, что, может, лучше пойти домой и ну его, этот бассейн.
«Но я же не одна, – успокаивала себя. – Тренер стоит сверху дорожки, она всё видит и придёт на помощь». Подняла голову, но лучше бы я этого не делала.
Елена дала команду плыть, а сама повернулась к нам, жалким, трясущимся, ничего не умеющим, спиной и мило разговаривала, чуть ли не кокетничала, с тренером с соседней дорожки.

Вся цепочка уже двинулась выполнять, и я махнула рукой – будь что будет.
«В конце концов, – внушала себе, - есть разделительная пластиковая полоса, за которую можно ухватиться при самом плохом раскладе».
Я ещё не знала, что и она может упасть, оторвавшись от крепления.

Вот сквозь очки увидела, что дна уже нет. Ужас растёкся по телу.
Мучила мысль, что я всё правильно делаю руками и ногами, а продвижения вперёд нет. Где же зарыта собака?
Тут почувствовала сильный удар в бедро со стороны соседней дорожки.
«Это они подталкивают, помогая двигаться», – подумала с благодарностью.
Чёрная масса воды под тобой, и ты один на один с ней – это похоже на ужастик. Теперь бы вернуться к заветному успокоительному дну, и это будет счастьем.

А там новое задание. Теперь квадратик надо держать на вытянутых вперёд руках, а двигаться, работая исключительно ногами.
«Снова кто-то из соседей сжалился надо мной. -  Удар ногой в живот, – Всё-таки мир не без добрых людей».

Елена выжидала, когда все соберутся около неё в начале дорожки, там, где есть дно,  и… начала забирать единственное, что могло бы спасти, -  квадратики.

-Теперь вы плывёте сами туда и обратно, – ошарашила нас.
- Наверно, было бы неплохо, - явно подумали все, - но дело за малым: плыть–то мы не умеем.
И подняли к ней головы, стараясь увидеть улыбку и услышать: «Да шутка!» Но ничего подобного.
«Надо как-то плыть, – стучало в висках. – Плыть, плыть. Вот сейчас и пригодятся мои домашние приготовления. Не зря читала множество литературы по интернету, конспектировала, отрабатывала и запоминала эту теорию у себя дома: как работать ногами, как поворачивать голову, как двигать руками. Пересматривала в день десятки видео, пытаясь уловить и усвоить всё, что можно. Сейчас я всё применю на деле и поплыву».
Я рвалась в бой, держа в голове горы теории. На первые два метра ещё хватило сил, но дальше… только хвататься за пластиковую разделительную верёвку. И снова вниз головой туда - в эту воду. И снова за верёвку…

«Поверни голову направо, чтобы сделать вдох», - дали команду пустые лёгкие.
Я вдохнула как раз в то время, когда сосед направил на меня большую волну, и вода попала в дыхательные пути. Кто не знавал, слушайте. С инородным телом или водой в дыхательных путях можно всё, кроме одного: дышать. Дышать абсолютно не получается! Жить можно и долго без еды; жить можно, хоть и недолго, без воды, но без воздуха – нельзя!
«Я на самой глубине. - Обрывки сознания. - Сделать вдох не получается».  Перегнулась над пластиком, делая отчаянные попытки вдохнуть. Когда соседи начали останавливаться и спрашивать, всё ли у меня хорошо, наконец-то почувствовала, что сквозь шершавое, как наждачная бумага, горло стал продираться воздух.
«Да, да, я в порядке» – успокаивала людей и кидалась в глубину. А что делать!


К первым трём месяцам прибавился второй срок. А значит, мучения продолжатся ещё три месяца. И тренер у нас другой – молодой парень по имени Роман, в недавнем прошлом - спортсмен.
- Роман, покажи, как плавают большие мастера, – упрашивали его на маленький мастер-класс. И он согласился. Проплыл 25 метров без дыхания, работая только ногами, развернулся и снова 25 метров. Да на такой скорости, что мы не успели ничего разглядеть, а он уже стоял рядом с нами.
- Ну и уровень! - мы едва подбирали свои завистливые и восторженные слюни.
Роман был весёлый, внимательный ко всем в группе, не разговаривал с другими тренерами, отворачиваясь от нас, принимающих муки в воде. Он учил нас даже нырять с бортика, вернее, пытался сделать это.

Я очень много уже умела, кроме одного – самостоятельно плыть.
Вот у меня третий срок. Три свидетеля того, что я девять месяцев посещаю бассейн. А между тем, зайдя на дорожку, я могла только одно: констатировать, что ничего не получается. Плыть сама, без пластика, я категорически не могла. А держаться на воде - тем более, так как этому вообще не учили.

«Да в чём же секрет, в конце-то концов?» – я мучительно искала ответ.
И нашла. Как-то раз зашла на дорожку и поплыла, легко, без лишней затраты сил.
Озарение накатило, как спасательный круг: я управляю телом.
 
Я раскрыла секрет, о котором не говорил ни один тренер: начав плыть, надо слегка поворачивать тело то влево, то вправо. А я отчаянно правильно двигала руками, ногами и головой, но тело держала ровно. А без лёгкого поворота тела просто невозможно сделать правильный быстрый вдох себе под мышку, чтобы вода никоим образом не вошла в дыхательные пути. Вот где была зарыта та «собака». Поняв это, я поплыла свободно и радостно.

А до этого все родственники девять месяцев говорили мне: «Ну, не сможешь ты. Бросай, не мучайся. Ещё, чего доброго, утонешь там».
Потом они с восхищением смотрели, как я правильно плыву тремя спортивными стилями, правильно дышу, ныряю, плыву по дну всю дорожку в 25 метров, с ластами в том числе, могу переворачиваться в воде во всех направлениях, делать стойку на руках, подняв ноги над водой, отдыхать на дне бассейна.
Им было стыдно, и они просили простить их.

«О, любовь, ты светла и крылата,
Но я в блеске твоём не забыл,
Что в пруду неизвестном когда-то
Я простым головастиком был».    (Владимир Набоков)