Пепел

Ксений Васечкин
...Война. Неискоренимый порок человечества. Огонь, всё сжигающий на своём пути, калечащий жизни и ломающий судьбы. Пламя, оставляющее один лишь пепел...
***
Довелось мне познакомиться с одним дедушкой - милейшей души человек, прекрасный поэт. Здесь, в Израиле, таких людей называют - выжившие. А если быть точнее, - пережившие. Пережившие Холокост.
После длительных разговоров, рассказов этот человек показал мне очень старое фото начала прошлого века.
К сожалению, у меня нет на руках этой фотографии, и я не имею возможности опубликовать её, поэтому постараюсь на словах, как можно подробнее описать фотокарточку, а вы попробуйте живо представить себе эту картину.
Европа, 30-е годы. Польша или, возможно, Австрия. Городская окраина, синагога. Придворный сад с играющими маленькими детьми. Девочка лет семи в легком платье прыгает на скакалке. Два аккуратно одетых мальчика примерно того же возраста нагружают игрушечную машину песком. Изображение на фотографии чёрно-белое, однако по улыбке и прищуру другой девочки, что сидит на лавочке у входа в здание, видно, в этот день светит солнце, тепло.
Старинное здание постройки века семнадцатого. Два этажа, пара балконов, мансарда.
По тропинке, вымощенной брусчаткой, идут двое мужчин с кипами на головах и книгами Торы. Третий же выхоит из арки, попутно оглядываясь на звезду Давида, нарисованную на этой самой арке и обозначающую дверной проём. Несмотря на чёрно-белое, фотография очень красноречива.
- Скажи мне, Ксеня, - обращается ко мне дедушка, бросая взгляд то на меня, то куда-то в сторону изображения, - какой ты находишь эту фотоработу?

Сказав что-то невнятное, мол, это, вероятно, Европа, начало XX века, качество фотографии довольно-таки приличное для того времени, я молча и выжидающе посмотрела на него.
Он тяжело вздохнул и произнёс, будто бы договаривая какую-то, ранее начатую фразу:
- ... страшная. Это фото очень страшное.
Ступор. Страшно? Отчего?..
- Она очень страшная, жуткая, потому что сейчас от этого мира остался лишь пепел, - он спешно отвернулся, прикрыв глаза руками. Смахнув еле заметные слезы, дедушка посмотрел мне в глаза и повторил, одними губами:
- Пепел...
***
Сегодня я хочу сказать спасибо людям, не только защитившим и отстоявшим Родину и сломившим фашизм. Спасибо героям, что положили конец этой поистине испепеляющей войне. Дай бог, чтобы мир более не знал пламени, что полыхало в те годы. И пепла, что тот огонь оставил после себя.
А мы, современники, обязаны жить свободной жизнью, оглядываясь назад, не позволяя себе забывать и не допуская повторения ошибок прошлого.
Миру мир, друзья.

(с) Ксений Васечкин