Дорогами жизни Гл. 14. 1987 г. Часть 3 П. Энерг. х

Дудко 3
ДОРОГАМИ  ЖИЗНИ

ГЛАВА 14   1987 год

ЧАСТЬ 3  ПОДСИСТЕМА ОАСУ-ХИМ - ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО


Это год – последний, когда можно ещё что-нибудь написать о конкретной работе. Дальше начался в стране, а значит и у каждого из нас ПЕРЕСТРОЕЧНЫЙ  ХАОС.

Мне бы ещё хотелось написать немного о том, с какими трудностями встречались Главные конструктора подсистем ОАСУ-ХИМ в процессе их разработки.
Но обратиться к кому-нибудь их Главных конструкторов сегодня не имею возможности, так как все основные разработки велись в Киевском ОКБА НПО -ХИМАВТОМАТИКА.

Ещё со времён работы в ОКБА, у меня поддерживается личная дружба  и связь сначала – по телефону, позже по электронной почте с Соломатиной Тамарой Ивановной.

Если в Киевском ОКБА имелся свой Вычислительный центр, то у Томары Ивановны были совсем  не отличные условия для работы. Машинное время покупалось. И была масса других организационных трудностей.

Я долго упрашивала её «вернуться» в 80-е года. Тем более что подобный опыт проходили многие разработчики отраслевых АСУ, не имевшие собственного ВЦ.
И, наконец, она смилостивилась, или я её допекла своими просьбами…

Короче я сейчас здесь опубликую то, что она записала для меня и пересылала отрывками по электронной почте…


Re: Переписка апреля

12 апреля, 20:51

Ира, и все твои домочадцы и, в 1-ую очередь, конечно, Виктор, здравствуйте!!! Привет из Оружейной столицы, как нас теперь часто называют.
Достала ты меня со своей работой На работе -работа! Домой прихватываю работу, а тут еще в переписке опять работа! Ну да ладно, кое-что попытаюсь изобразить и только потому, что тот период жизни навевает хорошие воспоминания.

 Мы были, если не молодыми, то во всяком случае гораздо моложе, поэтому кроме работы нас заботило еще много чего.

Вспоминаю нашу 1-ую встречу, может быть и не 1-ую, но во всяком случае твое первое появление в Туле в нашем ТОКБА. Мы, наверное, "ЧТО-ТО" сдавали ( вернее я и мои сотрудники), а ты со своими сотрудниками МОКБА и представителями министерства приехали "ЭТО" принимать.

 Это был, наверное, декабрь 1980 г. И сдавали мы, скорее всего, 2-ую очередь подсистемы ОАСУ-ХИМ "Эергетическое хозяйство".

Ты появилась в голодной Туле с огромной сумкой на колесах.

Сумка была набита палками колбасы и еще какими-то продуктами, которые мои сотрудники с большим удовольствием разделили по-братски между собой.

 Они были несказанно счастливы, и потом часто у меня спрашивали: когда же к нам опять приедет Ираида Владимировна.

По-моему я не очень сильно приблизилась к тому, что ты хочешь от меня услышать или увидеть, но мне сегодня пора кончать, а то я не успею выполнить то, что нужно для работы завтра.

 А завтра вечером продолжу повествование. Глядишь, что-нибудь сотворим.

Привет всем! До завтра! Тамара.



13 апреля  21:45

Ира, здравствуй! Не думала, что небольшие письма занимают так много времени. Но это я только о себе. Ты, наверное, уже привыкла и мысли свои причесала, а я все вспоминаю и отвлекаюсь.

 К прошлому письму - скорее всего это была официальная 1-ая очередь, а ранее 80 года все разработки и внедрения не назывались очередями.

Мы начали заниматься энергетикой где-то с 78 года и, вероятно, совершенно случайно.

С министерством работало К ОКБА. (Киевское ОКБА). Но когда появилась срочная потребность в наших работах, они были заняты, а Тула была рядом даже по территориальному признаку.

 Ну мы начали, вернее даже не я, а наш сотрудник - технарь с помощью программиста, который при 1-ой возможности ушел заниматься своими приборами.

Мне сбросили эту работу в течение даже не 24 часов и прилипло.

 Потребность появилась со стороны ЦСУ, которое приказало министерствам ежеквартально сдавать им форму 11-СН сводную по министерствам об использовании топлива, теплоэнергии и электроэнергии по предприятиям отрасли.

Пока прерываюсь. Иду делать Пасху . Если не сегодня, то завтра продолжу, потому что надо еще делать компрессы на ноги. Вот такая экзотика.


13 апреля продолжение 23:02

Напишу еще немного. За энергоресурсы в МХП отвечало Управление по ремонту предприятий и оборудованию.

Оборудованием занимался Киев. Степаненко был главным конструктором п/с Оборудование, а поскольку мы были пока бесхозными - нас вначале условно по принадлежности к одному Управлению присоединили к п/с Оборудование и Степаненко принимал наши первые работы.

В районе 80 года нас выделили в отдельную подсистему Энергетическое хозяйство.

В Управлении по ремонту...., которое вроде мало отражает энергетические ресурсы, был Отдел, который приблизительно назывался так: Отдел по учету, нормированию и распределению энергоресурсов. Автоматизация работы этого Отдела была задачей подсистемы Энергетическое хозяйство. Но об этом завтра.
Всем привет. До завтра


14 апреля  21:31

Ира, Витя! И снова здрасьте! Продолжаю.
В начале наших работ была только форма 11-СН, состоящая из 3-х разделов: топливо в условном выражении, теплоэнергия и электроэнергия.

В форме указывались в соответствующих разделах расходы этих энергоресурсов на энергоемкую продукцию: наименование продукции, норма расхода эн/ресурса на эту продукцию и общий расход.

Топливо указывалось в условном выражении: существует эталон топлива, кажется, это керосин (сейчас могу уже ошибиться), по отношению к которому
рассчитывалась по своим коэффициентам "тепловая способность" (опять точно не помню как это называется, но по смыслу, вроде, понятно) конкретного топлива (условное топливо).

Для более полной информации о конкретных видах топлива было введено Приложение 1 к форме 11-СН.

Аппетит приходит во время еды. Далее было введено Приложение 2 к форме 11-СН, где предприятия указывали информацию об образовании и использовании еще одного вида эн/ресурсов - вторичных энергоресурсах.

Следующим шагом была форма 6-ТП о работе тепловых электростанций.
Все эти формы статотчетности предприятия должны были представлять в ЦСУ, министерство (отраслевые главки) и по отдельному приказу МХП к нам в
Т ОКБА, т.е. в сектор АСУ-ХИМ (10-15человек), который я возглавляла вначале, а потом в отдел 4, начальником которого меня назначили.

 Отделом я стала руководить не потому, что асухимовские работы разрастались (хотя они и разрастались), а потому, что мне присоединили еще работы и, естественно, сотрудников по разработке и внедрению вычислительной техники и АСУП) на предприятиях химии и не только.

В отделе было около 40 человек.

Ира, тебя, наверное, утомили эти технические подробности, но без них не будет полной картины. А из полного тебе будет легче выбрать то, что тебе нужно.

Пока кончаю. Иду красить яйца, а потом процедуры. Скорее всего вернусь завтра. Привет Всем!



15 апреля 22:13

Только сейчас выбралась на немного к компьютеру, чтобы скорей закончить тему, но сегодня это не получится.

Продолжаю пока перечисление тем, а уже потом о том, что же мы там делали.

Особой частью в АСУ-ХИМ стояла разработка системы норм и нормативов, она называлась или единой или автоматизированной (ЕСН или АСН).

Но мне кажется, что она была заброшена впоследствии или из-за сложности технической (информационной) реализации или слабости программного (компьютерного) обеспечения в тот период. Задача ставилась (по крайней мере у нас) не только получение от предприятий или Управления норм и их хранения в банках данных, но и расчета этих норм по каждому энергоемкому продукции и по каждому виду энергии.

Приблизительно с 85 года начали (или уже продолжали) внедрение задач по расчету потребности энергоресурсов по предприятиям, отраслевым объединениям и министерству в целом и распределению.

В это же время началась разработка перспективных планов развития АСУ-ХИМ в целом и подсистем до 2005 г.

Мы собирались вместе, разъезжались, снова собирались и из пальца высасывали, что же мы будем делать в 2005 г.

 Написали все мыслимые и немыслимые задачи, перечислили все персональные компьютеры, где кто-то что-то, когда-то слышал, но план, наверное, сварганили, а может быть и утвердили.

 Могли мы предполагать тогда, что это будет другая страна, другая техника, совершенно другие задачи. По мере приближения к 2005 г. я часто вспоминала эти планы с улыбкой. Даже 2005 г. ждать не пришлось, а где-то в 1990 году наше министерство объединили с нефтехимией, где были свои разработчики, исполнители и техника. Нам предложили передать все разработки нефтехимикам, что мы честно и сделали.

Итак с подсистемой Энергетическое хозяйство АСУХИМ было покончено (точное время не помню).
 У меня остались АСУПовские задачи, которые мы уже внедряли, и пришлось искать новые объемы, новые объекты.

А 1 ноября 1992 года я была назначена главным бухгалтером фирмы Автоматика ТОКБА.

Старые работы потихоньку к этому времени мы свернули и занялись совершенно другими задачами.

На этом сегодня кончаю. Завтра или послезавтра напишу подробности работы в подсистеме, если это тебя интересует.

Привет всем, кто меня знает. Тамара


16 АПРЕЛЯ 22:59

Продолжаю...

Любые формы статотчетности, которые мы автоматизировали, разрабатывали не только для возможности передачи в ЦСУ отчета, но и для дальнейшего его использования информации для служб министерства: отдел нормирования и распределения энергоресурсов, отраслевые объединения, отдел топлива Управления МТС, - а также НИИТЭХИМ, который занимался технологическими вопросами министерства.

Кстати, Ольга Степановна Шинкевич, представитель Минского НИИТЕХИМа была на приемке одной из очередей вместе с тобой. Я это вспомнила, потому что она есть на фото в Ясной поляне, которое ты мне прислала. Так вот она научила нас готовить кофе глиссе без мороженого. Еще она учила меня добавлять в варенье из яблок немного корицы. Я попробовала, но баночки с корицей и красным перцем стояли рядом и на глаз их не отличишь. Я взяла первую попавшую баночку и бухнула в варенье. Обнаружила я это, когда стала пробовать готовность варенья - глаза полезли на лоб. Яблоки еще были, я еще сварила -3х литровую банку, все перемешала и доварила. Варенье получилось менее жгучим, и если использовать только несколько ложечек сразу, то получалось вкусно и пикантно. Я ела это варенье несколько лет.
Вернемся к нашим баранам.

Поэтому перед разработкой алгоритмов и программ мы встречались со специалистами всех указанных служб и предприятий, чтобы собрать их пожелания или выслушать их сомнения в результатах, того, что мы только собирались делать. После этого мы разрабатывали алгоритмы, программы, инструкции. Все это отражалось в техническом задании, техническом и рабочих проектах, которые согласовывались со всеми указанными отделами МХП, предприятиями, а также М ОКБА и Отделом АСУ МХП.

После выделения из состава МХП Министерства минеральных удобрений (ММУ) все разработки, внедрения и согласования делались также и в ММУ и для ММУ.

Продолжу завтра. Еще раз с Праздником! Привет и наилучшие пожелания всем! Тамара.



17 апреля 21:33

Общий привет! Забросила все дела и болезни. Дело продвигается медленно. Вчера сидела за компьютером, после того как написала тебе сообщение.

На ногах были привязаны инфрокрасные прожекторы (грела колени), смотрела КВН и заглянула к тебе в Прозу (Как Юлий Цезарь делала 3 дела), т.к. вспомнила, что ты выложила фотографию с Зибаровым. Нашла. ФОТОГРАФИЯ ПОНРАВИЛАСЬ, все молодые и красивые, только Аллу Калашникову не узнала - наверное она была как-то с краю и боком.

Потом заглянула в списки, в т. ч. Отдела АСУ. Не нашла там Веры Владимировны Зиновьевой, которую перевели в Мин удобрений при разделении, но по-моему это было позже 84 г.

Она была толковым специалистом, долго работала в Отделе, и это было, конечно для нее, скажем, неприятным моментом. Она мне в свое время много помогала. Кроме того, она отдыхала у нас на турбазе с семьей, где в это же время отдыхала и я с семьей. Мы, естественно, сблизились, Много времени проводили вместе: грибы, ягоды, пляж, карты и много чего.

Она была с мужем Юрой, дочерью Наташей (приблизительно ровесницей моей Лены) и сыном Вовкой, который еще не учился. Очень приятная спокойная семья. Юра - скромный, интеллигентный, покладистый мужчина. У него была какая-то инженерная должность, может быть и исследовательская. Я не интересовалась. Но он все слушал радио и однажды сказал "Ес"! Это их какие-то разработки взяли с собой в Космос, об этом сказали по радио и только он один понял, что эта весточка для него.

Потом они несколько раз приглашали меня к себе в гости. Мы обменивались семейными новостями.

Когда ее перевели в ММУ, общение затруднилось, но я все же всегда заходила к ней, когда была в их министерстве. Однажды, когда я в очередной раз зашла к ней, она сообщила, что Юра умер, по-моему от какого-то рака. Ему было чуть более 40 лет. Мне очень захотелось предложить ей съездить к нему вместе с ней на кладбище, но я не решилась на это, т. к. видела, что для нее это тяжело. До сих пор жалею, что я этого не сделала.

 Какое-то время я звонила ей на домашний телефон, потом она сказала, что собирается разменивать квартиру, т. к. дочь стала большой.

Связь потерялась.
Вот так взгрустнулось.

Рабочие мысли исчезли из головы. Лучше продолжу завтра. Тамара. Всем привет!


18 апреля 21:50

Ира, здравствуй! Начну сразу.  Сегодня очень устала на работе! К концу дня хотелось выть или выбежать на улицу и заорать во всю мочь, как в кино.
 Сроки сдачи отчетности приближаются, а некоторых программ еще нет или они работают некорректно. Несколько лет говорили о передаче страховых взносов в налоговую, а все делается в последние дни. И у тебя уже нет права ни заболеть, ни уйти в отпуск или хотя бы в отгул.

Ничего не изменилось с 70-80-х годов.

Когда мы обрабатывали статотчетность в конце 70 -х годов и позднее, формы документов менялись часто; и в пожарном порядке все алгоритмы и программы приходилось доделывать или переделывать, т.к. фантазии ЦСУ были непредсказуемы и неограниченны.

 В таких случаях  на работу шли депеши из министерства: Обеспечить и доложить. Нашему руководству это не нравилось (стоять навытяжку), и оно всячески потихоньку старались нам помешать - выкручивайтесь, как хотите. Но об этом потом, а то я так никогда не закончу.

Мне это тоже надоело. Я взяла голову в руки и разработала справочник всевозможных изменений алгоритмов, а они были не только в изменении формы, но и в изменении порядка расчетов.

Моя программистка Алла переложила алгоритм справочника на программы, и мы вздохнули свободно.

Мне до сих пор не стыдно за этот алгоритм и справочник, т.к. по нему мы работали все последующие годы.

И, когда при очередном изменении ЦСУ у нас замирало сердце от ожидания, я вставляла определенные данные в справочник, Алла запускала программу, и программа выдавала то, что нужно. Мы едва не прыгали от радости, потому что программа работала по новому алгоритму, а главное, что мы предусмотрели и этот вариант расчета.

Прошел час, пока я писала этот кусок. Следующий надо обдумать, да и через 8 часов надо вставать на работу (в 6 утра, сейчас 10 вечера).

До завтра. Привет и наилучшие пожелания Вите, Эле и домочадцам. Как Тамара.


Понедельник, 1 мая 2017, 4:44 - 05:00

Ира, Витя, Эля, Саша, Илья! Поздравляю Вас всех с праздником! Нашим милым праздником 1 Мая! Поздравляю также семьи Олега и Димы! Людочку!

Наступает хорошее теплое время года. Время неги под солнышком, радости первым цветам, первым ягодам, первым укропам, петрушкам, морковкам и т.д. Для кого-то и время отпусков. Сбор урожаев еще далеко. Пусть этот весенне-летний период будет для Вас счастливым на хорошие встречи и контакты, на благосостояние, на здоровье, на исполнение желаний, на все-все, чего хочется и о чем мечтается!!!
Ира, залезла в почту и была уверена, что ты уже настрочила поздравление. Ира, неужели ты сегодня ночью спала? Или ночи не хватило? Конечно же шучу.
Желаю, чтобы у тебя были ночи с полезным сном без снотворных и на все хватало дня, утра, вечера! (Блажен, кто верует).

Вспоминаются наши Первомаи в советское время. Как добирались до места сбора колонны: транспорт был переполнен и часто приходилось идти пешком или выезжать пораньше к кому-нибудь, кто живет поближе к месту сбора.

 Там фуршет или небольшое застолье. Оттуда в хорошем настроении в колонну.
Здесь песни пляски, поиски подворотень, где можно добавить хорошего настроения (конечно умеренно, да и многие были с детьми).
Потом шли мимо трибун, громко крича "Ура" чему-нибудь, что доставалось каждому по утвержденному списку, а может и экспромту в честь нашего конкретного предприятия. После трибун как тараканы быстро расползались по разным улицам и улочкам праздновать дальше. Холостые и молодые по кучкам шли праздновать дальше, А женатые (не все) на "полусогнутых" ползли домой готовиться к встрече гостей или самим отдохнуть и идти в гости.
Это в нашем небольшом городе, да и в других небольших городах.
 В Москве, наверное, было немного иначе, потому что на демонстрации не всем "выпадало" ходить. У нас на некоторых предприятиях (не везде) ходившим на демонстрации давали по 10-20 руб. или отгул.
 Но это не мой случай, т.к. наша инициативная группа делала это с удовольствием, а потом, встречаясь, мы вспоминали много интересного, смешного, радостного.
Видишь, опять ударилась в воспоминаниям. Но раньше при встречах мы как-то об этом не говорили. Может были другие темы, может это было само собой разумеющееся. Ну ладно, заканчиваю.
Еще раз всего-всего-всего хорошего! Всем и побольше! Тамара.


3 мая 2017 г. 21:20

Ира, привет! Вчера проголосовала за твои рассказы Везде поставила крайние позиции (справа). Только потом поняла, что может, нужно было на первые. Рецензии не писала. Когда попробовала еще раз проголосовать появилось сообщение " Вы или кто-то с Вашего компьютера уже голосовали". Когда уточнишь правильность голосования зайду с планшета Лены.

Вчера прочитала про Лужкова Я была у него на приеме еще в Отделе Асу. Отдел был на уровне Управления. Отдел и Управление мы всегда писали с большой буквы. Кстати, возможно уже тогда он уже был членом Коллегии министерства. Точно я не помню, но он там был долго, кажется даже когда был в МОКБА. Если хочешь, уточни где-нибудь Ему в то время было около 33 лет и он мне запомнился тогда лысым, молодым и вальяжным.

Когда я зашла, он качался в кресле. Кресло было невысокое без верхней спинки.

В МОКБА я была у него на приеме, кажется 1 раз. (на каких-то общих заседаниях , как я сейчас вспоминаю, я тоже была, но подробностей не помню и это было днем).

Рассматривался план работ по фирме на следующий год. Его заинтересовала моя работа, но у него были замечания по составу работ. При беседе он объединил 2 этапа в 1, но бюджетные деньги выделил.

Но дело не в этом. Меня пригласили на прием после 6 вечера. Когда я вошла в приемную, там уже было несколько человек, потом подошли еще Все были в основном москвичи. Они разговаривали между собой и смотрели телевизор. Ю.М. появился с какого-то заседания около 9 и сразу начал прием. Меня он принял около 10, народ еще не кончился. Я это пишу потому, что это был его обычный рабочий день и раньше 10 он с работы не уходил.

Я, может, невнимательно читала, но мне, кажется, этой черты ты не отметила Если это так , то добавь без моих комментариев и, конечно, ничего не упоминая обо мне.

На сегодня все. Всем привет и наилучшие пожелания До связи.

Тамара.



5 мая 22:39

Ура! Пятница. Впереди 4 дня выходных. Особых планов нет. Только спрятать зимнюю одежду и наладить летнюю. Настроения никакого.
Ну хватит хандрить! Общий предпраздничный привет!

Ира, попробую написать немного по теме работы, а то замучили воспоминания, а выделить что то особое не могу Буду писать как пьяный, то одно, то другое и петлять кок заяц.

Вдруг вспомнила, когда мы сдавали что-то ( приблизительно 80 год), оставив печатать акты комиссии, поехали на экскурсию в Ясную Поляну. Экскурсию пропускаю.

Приехали, подписали акты у Руководства. Был уже вечер. Мы все расположились в одной из наших комнат, чтобы все это отметить Когда наш бывший начальник отдела Гринюк Александр Адамович открывал шампанское, он залил все подписанные акты шампанским.

Мы были в ужасе. Руководства уже нет, да кое кто из комиссии уже уехали. А печатать документы это не то, что сейчас - в любое время из компьютера сколько хочешь. Раньше в машбюро и по очереди. А утром ехать утверждать в Москву. Как спасли акты, не помню: то ли сушили, то ли сами высохли и было незаметно следов.

Подробности самого вечера не помню. Была ли ты в этот раз тоже не помню, но судя по времени должна была быть. И кажется в этот раз мы вместе наутро ехали в поезде В Москву. Ты вязала. В нашем купе ехал врач хирург, кажется грузин. Когда ты узнала об этом, то сказала " Как я хочу, чтобы мой зять был хирургом. Вот он придет с работы уставший от операций, а я бы приготовила ему обед, мяса и кормила бы" До сих пор помню интонации, голос, которым ты это говорила. А ты что-нибудь из этого помнишь?

А еще часто вспоминаю, но без особых подробностей, когда мы еще что-то сдавали (приблизительно 85 год), отмечали сдачу в ресторане "Кузнецкая слобода" (за минуту до этого никак не могла вспомнить название ресторана, , а ты говоришь напиши, что было) Все было хорошо и весело, но когда подали счет, нам показалось, что нас обсчитали, приписав 1 кг яблок, которые мы не ели. Мы устроили забастовку и разбирательство. Как уладили ситуацию не помню.

Или вот еще.

Опять не помню, что сдавали, но в Москве и, кажется, что это было где-то в начале твоей работы в МОКБА. Но это какую то очередь ОАСУ ХИМ, потому что было много иногородних. Когда все закончилось, конечно, никакой "развлекательной программы" нам не предлагали. Мы вышли из проходной человек 15 невеселой гурьбой, потому что явно "чего-то не хватало" Ты стала предлагать ехать к тебе, потому что у тебя был вкусный борщ. Но к тебе далеко и можно по дороге потеряться. А я жила в гостинице Турист И мы все завалились в мой номер.

Я жила не одна, но номер все равно был небольшой. Больше половина народу я не знала, но это было не важно. Как мы разместились в этой комнате, на чем сидели, из чего пили? Раньше ведь не было пластмассовых стаканчиков. Что пили вино или водку не помню. Но что закуски было "маловато" это помню. Какой-то пункт еды в гостинице был, я потихоньку пошла туда и купила какой-то снеди. Потом еще кто-то туда ходил.

В общем, народ начал потихоньку гулять по гостинице Время приближалось к 11. Горничные беспокоились и все чаше напоминали нам, что пора расходиться.

Ну, конечно, группками стали расходиться. А наутро все стали вспоминать, где они были, потому что Лариса, кажется Александровна из вычислительного центра потеряла где то свою кофту , как сей час помню ее зеленую кофту с поясом, которую с тех пор не видела и о которой мы при встрече часто вспоминали. Кофту не нашли. Но когда мы потом встречались с участниками этого мероприятия, то всегда тепло вспоминали этот вечер и забавные ситуации, о которых я уже ничего не помню. Из участников помню только тебя, себя, Ларису.

Заболел палец. Заканчиваю
Вот такой экскурс во вне рабочие ситуации. Всем привет Тамара


6 мая, 23:50

Ира, Витя, здравствуйте! Пока с праздником не поздравляю, поздравлю позже, особенно Витю. Хотя нас с тобой Ира, как детей войны тоже следует поздравить, т.к. на нашу долю тоже много чего выпало. Но об этом потом.

Ира, насчет публикации я не только не думаю, но даже не в восторге от этой идеи. Но понимаю, что тебе надо что-то написать, поэтому можешь что-то взять, но без моего соавторства, тем более авторства. Может быть, как свои воспоминания или выдержки из писем.

Хочу отметить, что моя подсистема не основная и не показательная, т.к. я работала в отрыве от остальной группы, главное киевлян, а также москвичей.
Я думаю, что их разработки должны были быть более совершенными в смысле мат. и программного обеспечения. Это и знакомство с передовыми разработками и в стране, а может и зарубежными, т. к у них были и люди и средства. А у меня была тривиальная задача - удовлетворить текущие потребности моего Отдела нормирования из имеющихся у меня возможностей.

Если у кого-то было мало машинного времени, у меня его практически не было совсем.

Двое моих программистов Алла и Василий несколько лет снимали время в статуправлении. Свободным было только время с 6 до 8 утра Транспорт начинал работать только в 6 утра, когда им надо было уже работать. Жили они в разных концах города и добирались в отдельности пешком. Мужчине еще ничего . А как девушке, да еще в темное время суток, топать одной по городу минут 40. Потом они шли или уже ехали на транспорте на работу.

Этого времени и сил не хватало и приходилось нанимать еще контрагентов, которые нелегально могли снимать время у себя на работе. Качество работ тоже из-за этого страдало. Правда попадались и хорошие специалисты и люди. С некоторыми до сих пор, когда встречаемся, интересуемся друг другом и передаем приветы остальным.

Наконец мы связались с Новомосковским РИВЦ (60 км от Тулы). Они участвовали в программировании частично, набивки информации на перфокарты, и на 3 суток отдавали свой РИВЦ в наше распоряжении, но и с нами вели расчет.

 Машины часто работали плохо и нам иногда приходилось оставаться на ночь.
 В такие периоды спали, если удавалось, на столах по очереди. Потому что разделов было несколько, и каждый курировал свой раздел. Я осуществляла общее руководство, распределение работ по времени в зависимости от результатов, потому что каждый старался пропихнуть свой раздел раньше других. Не потому, чтобы раньше закончить и уехать домой, а для того, чтобы лучше выверить свои результаты. Когда надо, помогали друг другу и уезжали и уходили мы всегда вместе Также я участвовала в анализе результатов, особенно когда менялись формы или сбоила техника и надо было искать причины. А, вообще, работы всякой хватало. Но когда сбоила техника и приходилось ждать "у моря погоды", играли в домино или кости.

Нам заказывали на расчет гостиницу, но приходили мы туда только ночевать. Заканчивали мы поздно - около 12 ночи. Последний автобус уже уходил. Мы шли через весь ночной город около часа до гостиницы пешком мимо склада, где были большие собаки.

Однажды, когда мы шли домой, девчата что-то очень расшумелись, смеялись, балагурили. Я им говорю "Тише, сейчас будут собаки", а они типа того "Подумаешь собаки"…

Но вот мы идем по дороге, а из по ворот склада вылезают 3 огромных пса и рассаживаются поперек дороги на расстоянии друг от друга. Мои девочки вмиг притихли и ухватились за меня, как будто в обязанности начальника входит не бояться собак или они меня послушаются и не тронут их.

Я скомандовала "Потихоньку на обочину к дому". На полусогнутых мы добрались до ближайшего подъезда и нырнули в него. Псы сидели как вкопанные.

В подъезде мы простояли минут 10. Но не ночевать же в подъезде.
 Пошли на разведку, псы ушли.
 Мы потихоньку без разговоров добрались до гостиницы.

Кажется, я заговорилась, пора заканчивать.

Конечно я извиняюсь, что начала с места в карьер. Сожалею и сочувствую Вашим  болезням. Крепитесь Вас двое. Вдвоем легче. Будем ждать хорошей погоды. Сейчас даже молодежь сдает - сплошные катаклизмы.
Сейчас среди прочих процедур лечусь сивухой из под самогона (растирка, компресс, а то подумаете во внутрь). Мне принесли. Мне понравилось.
По крайней мере, не хуже, чем мазями…
До связи. Всем привет! Выздоравливайте! Не спеши отвечать, занимайся своими делами.
Тамара.

 
8 мая 0:15

Ира, Витя, здравствуйте!

Когда села писать, мне казалось, что сегодня Вам что - то писала, но по датам не нашла. Может даты перепутала?
Не хочется продолжать о том, как мы возили и сдавали расчеты в Министерство, доводили до "ума"- корректировали с учетом требований министерства. Не то, чтобы мы "мухлевали", но как я уже писала, что часто бывало в отчетах до обработки. Работники министерства имели свои данные и связи с предприятиями, умели анализировать и вовремя исправлять ошибки.

Кроме того, в итоговом отчете должны были быть данные по сводным плановым нормам министерства, которые без выверенного отчета могли дать искаженные данные об использовании энергоресурсов. После сдачи отчетов в ЦСУ и получения от них замечаний, мы проводили корректировочный просчет "дома", вновь везли в Москву, ЦСУ.

Не хотела писать об этом, но коротко все же написала. Мне кажется, что все это уже неважно.

Даже не знаю как продолжить. Было много трудностей, но мы работали на цель, на людей, которые ждали от нас помощи. Мы не считались со временем, ездили в командировки, оставляя семьи, детей. Нам в голову не приходило кого то винить. Нам нравилась наша работа.

Но сегодня, с высоты прожитых лет, мне кажется, что мы боролись
 "с ветряными мельницами".

Наш опыт уже никому не нужен. Министерств в том виде и назначении уже нет.

Техника сама знаешь какая. На любом предприятии сеть компов, в министерствах тоже. Любая информация не только через интернет, но и через интернет тоже по специальным каналам связи. Деловая переписка, документы.

Предприятия обмениваются любыми документами по канал связи через операторов.

Программное обеспечение общее у предприятий типа пакета 1-С.

Любые изменения оперативно вносятся специализированными фирмами или наиболее грамотные скачивают по интернету.

 Отчеты в статуправление, налоговую, во все фонды сдаются по каналам связи.
При сдаче отчетов разработана система логического и арифметического контроля, с ошибками отчет не пропускается.

Мало отчетов, сейчас вместе с отчетом по НДС пересылаются по канал связи Книга продаж и Книга покупок, где раскрывается вся информация о реализации и покупках предприятия.

Там не только итоговые цифры в рублях, но и построчно данные о конкретных продуктах вплоть до номеров счет-фактур, дат, адресов, ИНН предприятий, количества, цен, стоимостей. Получая эти отчеты со всей страны налоговая (конечно вначале программа) сверяет реквизиты поставщика и покупателя и при их нестыковке присылают требования на пояснения или корректировке отчетов.

Пока не забыла сама пересылка отчета занимает от нескольких секунд до минут у крупных предприятий.

Кончаю, уже поздно. Если интересно – продолжу…

Уже 9 мая. Но попозже письмо с поздравление пришлю, а то это получилось мрачноватым.

10 мая 23:43

Ира, Витя, здравствуйте! Как же так? Я каждый день Вам пишу здравствуйте! Здравствуйте! А Вы не вылечив одну болезнь, сразу же цепляете себе другую.
Это просто безобразие! Надо по ночам спать. Ночью в темноте вырабатываются самые полезные вещества для нашей жизнедеятельности, все время путаю, как они называются.

Сейчас даже рассмеялась - только хотела писать про фотографии, а мне на экран реклама "Услуги фотографа. Самые лучшие моменты вашей жизни".
 
Но к сожалению это сейчас уже поздно. Я никогда не любила фотографироваться, да это раньше мало кто делал. Вчера несколько часов искала фотографии до 90 г., так ничего и не нашла. Даже той, в Ясной Поляне, которую ты мне прислала, у меня нет. Так что придется тебе использовать эту.

Хотя конечно, я повторяю, что "не в восторге", чтобы ты писала обо мне и подсистеме. Сейчас вспомнила одну фотографию, но она мне не попалась.
На этой фотографии мы на совещании энергетиков в Севастополе, на берегу моря. Кажется у обелиска славы или что-то подобное, не помню. На ней, конечно я, также сотрудники проектных институтов НИИТЕХИМа, Харькова (название ин-та не помню), сотрудники Управления по ремонту и нашего отдела нормирования энергоресурсов. Некоторых уже нет. Поищу еще в воскресенье.

Приблизительно раз в 2 года Управление собирало совещания энергетиков в разных городах, нас приглашали тоже выступать с докладом о правилах заполнения документов, типичных ошибках и др. Мы с удовольствием ездили. Я не всегда могла выехать сама и тогда направляла прочитать подготовленный доклад кому-нибудь. После совещания был банкет(за чей счет не помню) и экскурсии в разные приятные города. Так я дважды была в Риге, Севастополе, Баку, Сумгаите, Даугавпилсе. Живое общение давало свои результаты. Нам уже звонили как старым знакомым и не хотели нас подводить.

Пока все Иду готовить лопухи для коленей. А Вы лопухи майские к коленям привязываете?

До связи всем привет! Тамара.


27 мая

Ира, Витя, здравствуйте!

Как самочувствие? Меня, так сегодня всю ломает. Наверное, это перемена погоды. Все-таки напишу несколько строк.

Отпуск у меня не раньше августа. А Июнь у нас с Вами будет сложноватый. Ваши уезжают отдыхать, а у меня директор уходит в отпуск.

Сегодня перебирала зимне-летние вещи, а заодно убирала вещи, которые могут полежать подальше. следовательно, наткнулась на забытые вещи вещи. Нашла фото с совещания энергетиков в Севастополе, но она ч-белая и небольшая. Не знаю, выйдет ли что. А кроме этого, попало на глаза поздравление к моему 40-летию.

Это было 18.03.1982 г. И в этом послании нашла слова " Ах, эта АСЭН тебя с ума свела!" И вспомнила точное название работы- автоматизарованная система энергетических нормативов. Еще вспомнила, что обещала тебе немного рассказать об этом позже. Но по мере рассказа о подсистеме поняла, что наша работа уже мало кого интересует и замолчала об этом. Кроме того, конечно были другие темы и вопросы, которые мы с тобой обсуждали. Но как всегда, какие-то мелочи не случайно подсказывают нам дальнейший ход событий, на которые нужно обратить внимание.

Поэтому я не буду сопротивляться и в нескольких фразах напишу немного об АСЭН.

Скажу сразу, я мало что помню. Но с высоты прожитых лет понимаю, какие вопросы ставились тогда, по крайней мере мной.

1. Считать или не считать, а только собирать и хранить.
2. Что и как, а также кому считать.
3. Где и на чем хранить.
4. Как использовать.
5. и много других вопросов.

Произошел сбой. Может не туда нажала. Отправлю, что написала, а то потеряю все…

Пока-Пока Всем привет Тамара.


04 июня вечер 15:33

Ира, привет! Прочитала твое приветствие тепленьким. Спасибо! Я как всегда в это время в воскресенье сижу за компьютером, сушу лак на пальцах. Заодно смотрю КВН. Я на планшете писать умею только в контакте. Переписываюсь со своими Леной и Ирой. особенно с Леной, которая сидит в соседней комнате. Но мой планшет творит что то несусветное. Пишет так как ему нравится. Вчера даже матом написал. Я написала "поедем", а он подчеркнул слово красным заменил букву д на б. Хорошо, что я заметила. Недавно был анекдот (говорили, что правда) то ли в прессе, а.... вспомнила - кто то принес газету на работу типа желтой или какой то левой. Это было напечатано в центральной прессе во время ВОВ о занятии нами какого то населенного пункта. В каком слове не помню буквы наборщиком были переставлены местами. Слово получилось примерно как у моего планшета. Редактор не заметил. Газету выпустили. Когда заметили, показали Ворошилову. Тот сказал - ничего страшного, тем более, что кажется правильно вместо "е" надо писать "г". Вообще перлы моего планшета буду записывать. Это интересно. Вместо "развлечение" - расчленение, вместо "занавесочку" - занавес очку. и т.д.
Ногти высохли. Иду делать компресс.

Всем привет.

 Тамара.


Воспоминаниям нет конца. Но, кажется – основные моменты Тамаре Ивановне удалось отразить в нашей переписке.
Очень благодарна ей за то, что с её помощью мне частично удалось восполнить пробел в рассказах о разработках ОАСУ – ХИМ, образовавшийся в связи с утратой документов.