Скифский и пермский звериный стиль

Владислав Одегов
Изучение бронзовой художественной пластики YII в до н.э. – XII в н.э. ведется с конца XIX века, но спорят о ней до сих пор. Спорным остается вопрос о происхождении пермского звериного стиля. В.А. Оборин поделил всех спорящих на несколько групп. "Одни ученые (И.И. Толстой, Н.П. Кондаков, И.Н. Смирнов, частично Д.Н. Анучин и Ф.А. Теплоухов) считают возможным выводить его истоки из искусства Передней Азии (Ассирии, Древней Персии, Сасанидского Ирана, Индии) или, во всяком случае, признают большое влияние переднеазиатских очагов искусства. Другие (Я. Апельгрен-Кивало, А. М. Тальгрен, частично А.В. Шмидт) связывают возникновение пермского звериного стиля с проникновением памятников изобразительного характера из скифо-эллинского мира. Большинство ученых (П.И. Мельников, А.А. Смирнов, Л.А. Голубова) доказывают, что произведения пермского звериного стиля являются оригинальными памятниками искусства, возникшего в местной уральской среде. Они связаны с местными религиозными культами, и влияние соседних очагов искусства не имело определяющего значения для их развития"33.  В.А. Оборин "присоединил" себя к большинству ученых, но тем не менее отметил, что в " предметах искусства ананьинского времени ощущается влияние скифо-сарматов"34. 


Предметы скифского звериного стиля служили иногда образцами для местных авторов. "Влияли на развитие древнего искусства и культурные связи соседними и далекими племенами. В сюжеты вошли отдельные образы, заимствованные из памятников искусства, полученных путем торговли или навеянные впечатлениями от знакомства с новой географической средой во время путешествий – военных или торговых экспедиций. Возможно также, что некоторые сюжеты проникли от соседей и при расширяющихся межнациональных браках. Заимствованные сюжеты были творчески переработаны и сплетены с местными истоками настолько, что иногда трудно определить их прототип"35. 


В то же время, как подчеркивает В.А. Ильинская, "в современном скифоведении едва ли найдутся исследователи, которые отрицали бы значение древневосточного искусства в процессе формирования звериного стиля скифов Причерноморья", но в то же время "выводить все искусство скифского мира из искусства Древнего Востока представляется чрезмерным"36.  Исследователь пишет о необходимости продолжения изучения локальных групп звериного стиля, в частности, "ананьинского, выяснение общих исходных основ и местных особенностей"37. 


Известный исследователь Г.И. Боровка, который, как и М.И. Ростовцев, считал скифов иранцами, исследование звериного стиля вел параллельно по трем группам: Скифия, Сибирь, Прикамье. Для всех трех групп он считал наиболее характерными, скифскими, "образы оленя, головы хищной птицы, изображение кошачьего хищника"38.  А вот из лесной полосы ананьинской культуры ведут свое происхождение изображение медведя, волчьего хищника и лося39.


33.В.А. Оборин. Древнее искусство народов Прикамья. Пермь. Книжное издательство, 1976. С. 3.
34.Там же. С. 14.
35.Там же.
36.Ильинская В.А.  Современное состояние  проблемы скифского звериного стиля // Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М.: Наука, 1976. С.12.
37. Там же. С. 26-27.
38.Там же. С. 11-12.
39.Там же. С. 14.
Предыдущую главу см.здесь:http://www.proza.ru/2017/11/09/1009