Няньки

Людмила Нагель
 Я родилась в июле. Младшая дочка. Младшая внучка. Младшая сестра. На дворе были каникулы и особого желания водиться со мной не было ни у родного брата Володи, ни у двоюродного - Николая,который в каникулы обычно гостил у нас . Бремя помощника легло на деда. И он, надо отдать должное, в свои 83 года успешно справлялся с ролью няни. Никаких долгосрочных декретных отпусках в 68-м году не было и, вскоре, мама вышла на работу – завучем в школу. Она утром выдавала деду стопку пеленок и подгузников, которую он клал по правую руку, к вечеру они лежали все слева в корзине. Во всем был порядок и система.
   И всё бы ничего, но орала я с первых дней жизни, не умолкая. Единственной возможностью получить минуты затишья - было катать меня в коляске. Дед называл свои обязанности дежурством. Вот так отдежурив смену- другую, он привязал к коляске длинный бант, что позволило катать коляску уже сидя на диване: он отталкивал её, а потом подтягивал за бант. Однако, рутинные дежурства вскоре утомили его, и он привлёк сменщиков: моего одиннадцатилетнего брата Владимира и семилетнего Николая. Продолжительность смены была установлена в тридцать минут, недоработка или переработка дедом не допускалась – он бдительно каждые полчаса отслеживал по бою настенных часов. Сначала мальчишкам нравилось, сменяя друг друга, катать коляску. Но вскоре Вовочка стал пропускать свои смены, а отдуваться приходилось, конечно, Николаю. В перерывах дед уходил в свою комнату на втором этаже и поэтому не сразу заметил, что на младшего внука стало приходиться по две смены. А старшенький под видом того, что ему дали другое задание – управляться во дворе с коровами и телятами – благополучно гулял с друзьями во дворе…Каково ж было удивление деда, когда открылся обман , ведь ни телят, ни коров во дворе не было. Летом их отправляли пастись в стадо…
   Сердиться и злиться дед не умел, по природе был добродушным и мягким. Поэтому наказанием хитрому внуку было дежурство вне очереди.
   Так я и росла.Дед поручал присматривать за мной братьям,а они под разными предлогами перепоручали меня друг другу.Со мной на плечах они играли в футбол;катались на велосипедах,усадив меня на багажник или раму;купались в речке. В летнюю вольницу,когда братьям было дозволено гулять допоздна,они перебирались спать на летнюю веранду,мечтая ,отдохнуть от меня.Но бабушка ,которая вставала в семье раньше всех и хлопотала на кухне, подсаживала меня к ним. И начиналось "Доброе утро".