Россия в войне с Наполеоном ч. 18

Николай Мринский
Рейд казачьей конницы по французским тылам.

Перед началом сражения на Бородинском поле в расстоянии около 1 км друг от друга стояли массивные стены людей и коней. Пехотные и конные части были расположены правильными четырехугольными колонами. Пехотинцы стояли с ружьями у ноги. Кавалеристы стояли спешенные, держа коней под уздцы, в готовности по команде вскочить в седла и скакать на неприятеля. Русская артиллерия на Бородинском поле во время боя оставалась в укреплениях, причём подбитые орудия заменялись другими из резерва. Каждая пушка имела в среднем боезапас из 120 снарядов. Орудия же, действовавшие с дивизиями, маневрировали на поле сражения вместе с пехотой и конницей. При этом передвигались, как конными запряжками, так и перекатывались людьми на руках под неприятельским огнём. Таким образом, артиллерия не оставляла свою пехоту и конницу без огневой поддержки. Перед Бородинским сражением ген. Кутузов указывал пехоте, не особо отвлекаться стрельбой, а быстрее переходить к штыковому удару. Коннице же он ставил задачу поддерживать пехоту всюду и немедля. Все эти распоряжения князя в ходе сражения неукоснительно исполнялись пехотой, конницей и артиллерией. Для отражения атак наполеоновской конницы, пехота строилась в каре, т.е. в квадратную колонну, каждая сторона которой являлась фронтом. С какой бы стороны ни атаковала конница пехотное каре, она всюду встречала ружейный огонь и щетину штыков. В каре обычно строился целый пехотный полк, а если не успевал, то строились батальонные каре. Расстроенная пехота обычно легко уничтожалась французскими конниками. Поэтому умение быстро создать каре имело очень важное значение для пехоты.

В Бородинском сражении русская пехота применила очень интересный приём. Когда неприятельская конница бросалась в атаку, и пехота не успевала построить каре - солдаты ложились на землю... Багратион увидел контратаку колонны маршала Даву, впереди неё шли гренадеры 57-го полка, молча, с ружьями наперевес, не отстреливаясь, они затем бросились прямо на пушки. Русские пули косили их, и ген. Багратион будучи в восторге от стойкости врага, крикнул: «Браво, браво!» Тут град картечи ударил с французской батареи. Атакующий порыв французов был так силён, что русские вновь уступили им флеши. Но князь Багратион считал и этот успех противника временным. Так же были настроены и его солдаты, которые боготворили своего полководца и свято верили, что, пока командующий жив, флеши останутся русскими. Не дав французам закрепиться на флешах, Пётр Багратион объединил 8-й корпус Н.М. Бороздина, 4-й кавкорпус К.К. Сиверса и 2-ю кирасирскую дивизию И.М. Дуки в ударную линию колонн и сам повёл её в контратаку. Но воинское счастье изменило ему - он получил тяжёлое ранение. Осколок французской гранаты (ядра) попал в левую ногу полководца и раздробил берцовую кость. Багратион силился скрыть от солдат своё ранение, «но, ослабевая от истекающей крови, ... едва не упадает с лошади. В мгновение пронесся слух о его смерти, и войск невозможно удержать от замешательства.... Одно общее чувство - отчаяние!» - описывал ген. Ермолов эту трагедию. Войска дрогнули, ведь все истово верили в неуязвимость льва русской армии...

Теряя сознание, князь Багратион всё же упал с коня и был вынесен с поля боя. «Душа как будто отлетела от всего левого фланга после гибели этого человека», - повествуют нам свидетели. Ярое бешенство, жажда мести овладели теми солдатами, которые были непосредственно в его окружении. Когда командующего 2-й Западной армии уже увозили в имение Симы Владимирской обл., где он умер спустя 17 дней, кирасир Адрианов, приставленный к нему во время битвы (подававший зрительную трубу, подносивший ключевую воду и пр.), подбежал к носилкам генерала и сказал: «Ваше сиятельство, вас везут лечить, во мне уже нет вам надобности!» Затем, передают очевидцы, «Адрианов, с непобедимой Багратионовской шпагой в руке, в виду тысяч пустился, как стрела, мгновенно врезался в ряды неприятелей и, поразив многих - пал мертвым». «Истаивая в военных трудах и огнях битв», Багратион прошёл все ступени царской службы от рядового до ген. от инфантерии.

О! как велик На-поле-он,
И хитр, и быстр, и твёрд во брани,
Но дрогнул, как простёр лишь длани
К нему с штыком Бог-рати-он!
Г.Р. Державин – Льву русской армии П.И. Багратиону.

«Самым удивительным в карьере Багратиона было то, что он дожил до 47 лет», - писал академик Е.В. Тарле. «Краса и гордость русской армии» получил смертельное ранение на укреплениях, названных его именем. В начале Бородинской битвы Багратионовы флеши несколько раз переходили из руки в руки. «Постигнув намерение маршалов и видя грозное движение французских сил, князь Багратион замыслил великое дело, - писал участник этого боя Ф. Глинка. - Приказания отданы, и всё левое крыло наше по всей длине своей двинулось с места и пошло скорым шагом в штыки. Сошлись!.. У нас нет языка, чтоб описать эту свалку, этот сшиб, этот протяжный треск, это последнее борение тысячей!» Глинка писал, что в пылу битвы на Багратиона находили «минуты вдохновения», словно бы огонь сражения зажигал в нём что-то, «и тогда черты лица, вытянутые, глубокие, вспрыснутые рябинами, и бакенбарды, небрежно отпущенные, и другие мелочные особенности приходили в какое-то общее согласие: из мужчины невзрачного он становился генералом красным.

Глаза его сияли». В начале XIX в. популярность Багратиона была баснословна. Газеты в каждом номере печатали известия о его подвигах, портреты его висели и в дворянских особняках, и в крестьянских избах, на балах танцевали «багратионову кадриль», дамы щеголяли в головных уборах «a la Bagration», по форме напоминавших каску. В армии авторитет Багратиона был огромен. Француз на русской службе ген. Ланжерон относился к Багратиону без пиетета, но и он отмечал, что Багратион «…был обожаем всеми, кто служил под его начальством. Его храбрость - блестящая и в то же время хладнокровная, его манеры, солдатская речь, фамильярность с солдатами, прямое и открытое веселье возбуждали всеобщую любовь, и никто из начальников нашей армии не был так любим, как он». Ранение Багратиона было по тем временам смертельным, однако князь и не хотел принимать медицинскую помощь. За день до смерти, отказавшись от лекарств, Багратион сказал: «Жизнь с некоторых пор стала для меня тяжким бременем». Не известно, когда появились у князя эти мысли. Может быть, виной тому жена, брак с которой совершился исключительно по воле Павла, и которая вскоре после свадьбы уехала жить в Вену? Может быть, страх перед старостью, ведь Багратиону было уже 47 лет? Может быть, отступление русской армии и сдача Москвы, которую он поклялся защищать? Контратака, начатая ген. П.И. Багратионом, была отбита, причём выбыл из строя с тяжёлой раной ген. Э.Ф. Сен-При - начштаба 2-й армии.

«Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие -
И весело переходили
В небытие».
М.И. Цветаева - Нежный лик. Александр Алексеевич Тучков 4-й

«Со станом Аполлона Бельведерского соединял он душу ясную, возвышенную; сердце, дышащее тою чувствительностию, которая влечет и зовет к себе душу; ум, обогащённый всеми плодами европейского просвещения. Уста его цепенели, когда доводилось делать выговор, но громко и отважно отражал он несправедливые притязательства», - писал о своем друге ген. Тучкове 4-м Сергей Глинка. Александр Алексеевич Тучков 4-й, как и его старшие братья, сделал неплохую военную карьеру. Он начал службу в 17 лет в чине капитана, через 5 лет получил полковника, а в 1806 г. отличился в битве с французами при Голымине и был назначен шефом Ревельского мушкетерского полка. В том же 1806-м Тучков 4-й женился на Маргарите Михайловне Нарышкиной. Они любили друг друга уже много лет, но свадьбе мешало сначала замужество Маргариты Михайловны, потом воля её родителей... Когда же наконец они обвенчались, «их щастию не было предела». Правда, по преданию, на свадьбе карету с молодоженами остановил нищий, назвал Маргариту церковным именем Мария и передал ей посох... В Бородинской битве бригада ген. Тучкова пришла на помощь Багратиону, который защищал Семёновские флеши. По словам очевидца, который был рядом с Тучковым, «ядра сыпались на Семеновское, деревья падали как скошенные, избы разрушались, как декорации театральные; воздух выл непрерывно, и земля дрожала...» Солдаты Ревельского полка дрогнули, и тогда Тучков схватил знамя 1-го батальона и бросился вперед. «Вы дрогнули! - вскричал он, - я один пойду». - описывал С. Глинка. - Схватил знамя, полетел, и в нескольких шагах от люнета роковая картечь поразила его в грудь.

В этот самый час брат его ген.-л-нт Николай Алексеевич ранен был смертельно; в этот самый час пал юный Кутайсов; бежавшая лошадь без всадника возвестила, что его не стало в рядах русских». Через два месяца, после изгнания Наполеона из Москвы, на Бородинском поле запылали костры, - нужно было сжечь больше 50 тыс. человеческих тел. Маргарита Михайловна Тучкова несколько дней искала останки своего мужа, но так и не нашла. В 1815-м Тучкова построила близ дер. Семеновской небольшую церковь, на том месте, где, по рассказам очевидцев, пал её муж. А впоследствии основала на месте Семеновских флешей женский монастырь, постриглась в монахини и стала игуменьей Спасо-Бородинского монастыря. Итак, Наполеон наносил главный удар основной массой французских войск на дер. Семеновскую и батарею Раевского (Курганная высота). Одновременно в обход дер. Утицы в тыл русской армии был направлен кавкорпус маршала Франции И.А. Понятовского, который встретил мощное сопротивление корпуса (около 18 тыс. чел.) ген.-л-та Н.А. Тучкова 1-го. В его состав входили донские казачьи полки ген. А.А. Карпова 2-го, занимавшие позицию южнее Утицы. 5-й корпус Понятовского насчитывал около 10 тыс. чел. - 18 батальонов, 126 эскадронов и 50 орудий. Накануне сражения польская пехота и кавалерия проводили активную разведку, постоянно натыкаясь на казачьи разъезды. Неприятелю не удалось составить полную диспозицию русских войск, поэтому приказ Наполеона для корпуса Понятовского не имел чётких предписаний. Требовалось, однако, идти вперёд, опрокидывая всё, что будет встречаться на пути, затем направиться влево, обойти русских и поддержать атаку французской армии.

Продолжение следует в части  19             http://www.proza.ru/2019/01/21/2169