Советы Посторонней часть 7

Инна Едрец 2
Пока США готовят новые санкции против России, забросив внутренние проблемы, которые подрывают государственные устои, разваливая страну и превращают США в самого настоящего изгоя, в России намечается новый мощный духовный подъем.

И знаменитый академик - Рамзан Кадыров - учреждает всероссийский конкурс на лучшее сочинение-прославление нашего солнцеликого Вождя.

И потекли благоухающие, торжественные, патриотичные строки со всех концов и весей.

Здесь заметно отличился боец и борец, знаменитый брат не менее знаменитого брата - Александр Емельяненко.

Недавно освободившийся из мест не столь отдаленных, он очаровал нас пленительными строками восторженных виршей, коих не смею пропустить и не донести до вашего внимания. Углубимся в чтение в благоговейной тишине:

Мы гордимся нашим президентом,
Мы гордимся Путиным всегда.
Он быстрее, выше всех, сильнее -
Он - как путеводная звезда!

Я вперед за нашим президентом
И в огонь и в воду побегу...
Он помог России встать с коленей,
Вытащил он за уши страну!

С Вами я , Владимир Путин,
Ночью сплю спокойно, не страшась,
Что придут к нам завтрашние будни,
И никто не вступится за нас.

Продолжайте править нашим миром,
Для России Вы и воздух и вода,
Знамя Вы, Герой для всей России,
Мы пойдем за Вами до конца!

Здесь мы остановимся на некоторое мгновение, чтобы перевести патриотический дух...

Отдышались? Отлично...

Теперь вот какая тема: грядут выборы, точнее "торжественное восшествие на Российский престол" - понятно кого. И давно пора начать подготовку к сему торжественному событию. Чем могу - готова услужить! И внести посильный вклад в воспитание патриотизма в нашей стране.

Итак, позвольте всем желающим отличиться преподать небольшой мастер-класс по классическому стихосложению. Понятно, здесь  понадобится большое усердие, душа и сердце, чтобы, не растекаясь мыслью по древу, поразить монарха в самое сердце. 

Пора доставать из старых архивов незаслуженно заброшенный поэтический жанр - ОДУ.

Изучим несколько превосходнейших образцов, которые достаточно немножко подкорректировать, изменив одно лишь имя, - и вот вам непревзойденный "экспромт"!

Правда, существует крошечная доля вероятности, что обращение придется писать к женщине, поэтому приведу варианты А и Б.

"Царей и царств земных отрада
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, садов ограда,
Коль ты полезна и красна!...

Когда на трон Она вступила,
 Как Вышний подал Ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
 Войне поставила конец...

Но мы не можем удержаться
От пения твоих похвал.
Твои щедроты ободряют
Наш дух и к бегу устремляют...

Прекрасны наши времена.
В безмолвии внимай, вселенна,
Се хощет  лира восхищенна
Гласить велики имена..."

Восторженный поэт сообщает, как зиждитель мира "послал в Россию Человека, каков неслыхан был от века!" - Вот как надо писать, граждане стихотворцы. Учитесь у Михаила Васильевича Ломоносова...

Почитаем дальше:

Сквозь все препятства он вознес
Главу, победами венчанну,
Россию, грубостью попранну,
С собой возвысил до небес"...

Необходимо громче восхвалять победы на суше и на море доблестного императора:

"В полях кровавый Марс страшился,
Свой меч в Петровых зря руках,
И с трепетом Нептун чудился,
Взирая на российский флаг!...

Но, ах, жестокая судьбина!
Бессмертия достойный муж,
Блаженства нашего причина,
К несносной скорби наших душ
Завистливым отторжен роком..."


(Не подумайте, что эти строчки намекают на что-либо непристойное, они необходимы для логического перехода к появлению на исторической и политической сцене новой блистательной фигуры):

"Все холмы покрывают лики;
В долинах раздаются клики:
Великая Петрова дщерь
Щедроты отчи превышает,
Довольство муз усугубляет
И к счастью отверзает дверь..."

И далее - очень полезный "слоган": "Монархиня, твоя держава, о как тебя благодарит!!!"

В заключении - необходимо горячее и искреннее пожелание от благодарных подданных:

"Тебя зиждитель сохранит
Во всех путях беспреткновенну
И жизнь твою благословенну
С числом щедрот твоих сравнит". (М.В. Ломоносов, 1747 год)


Где-то между 1745 и 1752 годами знаменитый поэт Тредиаковский воспевал монархиню Елизавету в Благодарственной Оде:


"Монархиня велика!
Зерцало героинь...
Лиешь всем благодати
Из недр златых твоих;
Верховна Россов мати,
Ты правосудна в них...
Твоя власть всеми чтима:
Особа всем любима.
О! муза, воструби, что дивн ее венец,
Что Елисавет любимица сердец...
Твоя жизнь наша радость;
Тобою все цветет;
Ты здрава - нам то сладость:
Все о тебе живет.
Творит награду миру
Твоя рабам судьба:
Там вера нас спасает;
Здесь верность украшает..."

И - завершающий аккорд:

"Пребудет имя в веки
Твое от рода в род,
Доколе человеки
Свой размножают плод".


Рассмотрим следующий образец неложной сервильности - поэму Г. Державина "Фелица".

Поэт и гражданин, выражая всеобщее настроение, эмоционально вопрошает:

"Подай, Фелица! наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть?" 

Вопрос на самом деле не праздный, ибо "мятясь житейской суетою, сегодня властвую собою, а завтра прихотям я раб". Так, по крайней мере, рисует себя автор бессмертного произведения.

Он, не стесняясь, признается в мелких грешках и как будто даже гордится ими: "Таков, Фелица, я развратен! Но на меня весь мир похож".

И далее:

"Везде соблазн  и лесть живет;
Пашей всех роскошь угнетает.
Где ж добродетель обитает?
Где роза без шипов растет?"

Куда более привычна и понятна картина самолюбования, беззаботности и роскошной жизни самодержца:

"А я, проспавши до полудня,
Курю табак и кофе пью;
Преобращая в праздник будни,
Кружу в химерах жизнь мою.
То плен от персов похищаю,
То стрелы к туркам обращаю,
То, возмечтав, что я султан,
Вселенну устрашаю взглядом...
Или в пиру я пребогатом,
Где праздник для меня дают,
Где блещет стол сребром и златом,
Где тысячи различных блюд...
И все на свете забываю
Средь вин, сластей и аромат...

Или средь рощицы прекрасной
В беседке, где фонтан шумит,
На бархатном диване лежа,
Младой девицы чувства нежа,
Вливаю в сердце ей любовь...

Или великолепным цугом
В карете английской, златой,
С собакой, шутом или другом,
Или с красавицей какой...
Или, как то наскучит мне,
По склонности моей к премене,
Имея шапку набекрене,
Лечу на резвом скакуне.

Или музыкой и певцами,
Органом и волынкой вдруг,
Или кулачными бойцами
И пляской веселю мой дух.

Или о всех делах заботу
Оставя, еду на охоту
И забавляюсь лаем псов..."

Вот он каков - истинный правитель! И, обращаясь к Фелице, он лишь подчеркивает ее уникальность, удивительную и неподражаемую странность:

"Тебе единой лишь пристойно
Царевна! свет из тьмы творить...
Из разногласия - согласье,
И из страстей свирепых счастье...

Едина ты лишь не обидишь,
Не оскорбляешь никого...
Проступки снисхожденьем правишь,
Как волк овец, людей не давишь..."

Здесь изумленный поэт и гражданин, скромно и неуверенно вопрошает:

"Слух идет о твоих поступках,
Что ты нимало не горда,
Что ты в напастях равнодушна,
А  в славе так великодушна,
Что отреклась и мудрой слыть...

Еще же говорят неложно,
Что будто завсегда возможно
Тебе и правду говорить...
Что будто ты народу смело
О всем, и въявь, и под рукой,
И знать, и мыслить позволяешь,
И о себе не запрещаешь
И быль и небыль говорить..."

Невиданное что-то! И поэт не может удержать совершенное изумление и восторг:

"О! Коль счастливы человеки
Там должны быть судьбой своей,
Где ангел кроткий, ангел мирной,
Сокрытый в светлости порфирой,
С небес ниспослан скиптр носить!
Там можно пошептать в беседах
И, казни не боясь, в обедах
За здравие царей не пить...
Стыдишься слыть ты там великой,
Чтоб страшной, нелюбимой быть"...

Единым лучезарным взглядом Царица благая "равно всех смертных просвещает, больных покоит, исцеляет, добро лишь для добра творит". А еще она "воду разрешает, и лес рубить не запрещает, велит и ткать,  и прясть, и шить, развязывая ум и руки,  велит любить торги, науки и счастье дома находить"...

Автор словно пишет Конституцию благословенного общества:

"Где отличен от честных плут?
Где старость по миру не бродит?
Заслуга хлеб себе находит?
Где месть не гонит никого?
Где совесть с правдой  обитают?
Где добродетели сияют? -
У трона разве твоего!"

И все же трудно поверить, что такое общество всеобщего благоденствия, любви и доверия возможно найти на белом свете. И гражданин снова повторяет риторический вопрос:

"Но где твой трон сияет в мире?
Где, ветвь небесная, цветешь?
В Багдаде? Смирне? Кашемире?-
Послушай, где же ты живешь?"

И встреча с такой правительницей вызывает в нем чувство благоговейного восторга:

"Да праха ног твоих коснусь,
Да слов твоих тончайша тока
И лицезренья наслажусь!
Да дел твоих в потомстве звуки,
Как в небе звезды заблестят!"

Эти строки были написаны в 1782 году, но изумительное новое - хорошо забытое старое. И надо уметь выбирать все самое лучшее из прошлого, тем более, что оно вот-вот превратится в самое что ни на есть настоящее и сказочное будущее! И лозунг нашего дня будет: ВПЕРЕД - В ПРОШЛОЕ!!!

Но, как говорится, пределов совершенству нет! И в искусстве подобострастной, изысканной лояльности всех предшественников и современников превзошел блистательный придворный поэт Жуковский. Он умел понравиться и угодить нескольким царям. Послушайте, как точно и изящно он воспевает божественный образ несравненного императора Павла Первого:

"Откуда тишина златая
В блаженной Северной стране?
Чьей мощною рукой покрыта,
Ликует в радости она?
В ней воздух светел, небо ясно;
Не видно туч, не слышно бурь.
Как реки в долах тихо льются,
Так счастья льются в ней струи.
Умолкла брань, престали сечи:
Росс на трофеях опочил;
Там щит, и меч, и шлем пернатый,
И булава его лежит...
И миллионы погрузились
В восторг, в забвенье, в тишину..."

Ни один из титанов голубого эфира, ни один из повелителей телевизионных студий, ток-шоу и новостей, даже на канале "Культура" вы  близко не встретите таких прекраснейших образцов прославления, песнопения, преданности и бескорыстного патриотизма, как в строчках господина Жуковского...

Изучаем, впитываем, конспектируем дальше, не отвлекаясь на "суровые завтрашние будни", как правильно подметил в своем произведении один из братьев Емельяненко:

"И кто же сей - вещай, Россия! -
Кто сей, творящий чудеса?...
То Павел, Ангел мой хранитель;
Пример, краса венчанных глав; -
Покров мой, щит мой и отрада,
Владыка, Пастырь, Иерарх!"...

Жуковский понимал, что лести много не бывает - и этот урок необходимо освоить нашим современным стихотворцам, особенно тем, которые стремятся приблизиться к императорскому трону. Советую взять на заметку следующие строки:

"Там восседает, в сиянье солнца,
Великий Павел, будто Бог!
Престол его поставлен твердо
На росских пламенных сердцах.
Блестящим служит балдахином
Ему святой Его ЗАКОН;
Его скиптр - КРОТОСТЬ, а держава
Есть БЛАГО подданных Его.
Венец - ПРЕМУДРОСТЬ составляет,
Блистая ярко на главе;
Ее лучами освещает
Полсвета Павел с высоты.
В Его деснице зрится ЧАША,
Из коей МИЛОСТИ Он льет;
Она вовек не истощится!...
Его чертог есть храм священный,
Храм ПРАВОСУДИЯ, ЛЮБВИ.
Вельможа в золотой одежде,
И бедный в рубище простом,
Вдова с горящею слезой,
Невинный, сильными гнетомый:
Все, все равно к нему текут.
Его недремлющее око
Всегда на чад устремлено.
О их блаженстве Он печется
И славу возвышает их.
Он все содержит, устрояет,
Хранит все, движет и живит:
Он СЕРДЦЕ, Он ДУША России,
Для ней Он жертвует Собой".


Не понимаю, как до сих пор наше министерство образования не опомнилось и не включило в список ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ такие замечательные оды великих русских поэтов 18 века! Непростительную оплошность еще есть время устранить. Советую отдельным приказом разослать во все школы страны директиву: "Выучить всем преподавательским составом и обязать на родительских собраниях раздать распечатки од - для воспитания непоколебимой лояльности и преданности подданных к помазаннику Божию". Ибо покоренным народам, как воздух, необходим трепет и подобострастное отношение к властям...

И господин Жуковский нас учит правильному отношению к императору - сначала это был Павел:

"И музы Павлом не забыты:
Он им отрада и покров...
Их гласы стройно раздаются,
Златая лира их звучит;
Оне свой жребий ублажают,
В восторге сладостном поют:
"О Павел! О монарх любезный!
Под сильною твоей рукой
Мы не страшимся бурь, несчастья:
Спокойны и блаженны мы.
Ты царствуй - мы дела прославим
Твои в грядущи времена;
И лучезарных звезд созиждем
Бессмертия Тебе венец!"...

Певцам, участникам концертов-митингов в поддержку будущего императора, деятелям искусств с завышенной гражданской позицией,- мой совет прост: положите эти строчки на музыку и исполняйте, как гимн, всякий раз на открытии или закрытии массового мероприятия, будь то футбольный матч, встреча молодежи на Валдае или концерт на Красной Площади: "Мы с Императором!"

И не устаем учить оды Жуковского, чтобы на подкорке записались пламенные строки:

"О Россы! О дражайши Россы!
Каких блаженных, красных дней,
Каких отрад, каких восторгов
Не можете вы ожидать?
Не Царь - Отец, Отец ваш Павел;
Ко благу, к славе верный вождь.
Ступайте вслед за ним, спешите:
Он в храм бессмертья вас введет!"

И в сложившейся политической ситуации особенно актуально - обращение придворного поэта к молодому поколению:

"А вы, избранных Россов чада,
Отечества надежда, цвет!
Растите, в силах укрепляйтесь;
Учитесь СЕРДЦЕМ Павла чтить;
Питайте огнь к Нему любви,
Питайте с самых юных лет,
Чтоб после быть Его сынами,
И жизнью жертвовать Ему!" (1797 год)

Однако, богоподобного Павла не стало: табакерка или шарф прервали его блистательный жизненный путь. Был скандал, который с трудом удалось замять, будто сын - Александр - вдохновитель заговора и дворцового переворота... Но осадок остался...

Господин Жуковский быстренько переобулся, перенастроил свою лиру, и вскорости зазвучали волшебные звуки, проливающие бальзам на сердце молодого монарха:

"Когда летящие отвсюду шумны клики,
В один сливаясь глас, тебя зовут ВЕЛИКИЙ!
Что скажет лирою незнаемый певец?
Дерзнет ли свой листок он в этот вплесть венец,
Который для тебя вселенная вплетает?...

С благоговением смотрю на высоту,
Которой ты достиг по тернам испытанья,
Когда, исполнены любви и упованья,
Мы шумною толпой тот окружали храм,
Где, верным быть царем клянясь Творцу и нам,
Ты клал на страшный крест державную десницу,-
Скажи, в сей важный час, где мысль твоя была?...

Нам обреченный вождь ко счастию и славе!
Казалось, к пламенной в руке твоей державе
Тогда весь твой народ сердцами полетел..."


И далее идет очень важное отступление - дряхлеющий, умирающий мир Запада! История продолжается на новом витке, и Россия, вставшая с колен, возглавляемая Отцом народов, обласканным всенародной любовью, вновь выступает в качестве охранителя МИРА:

"Давно ль одряхший мир мы зрели в мертвом сне?
Там, в прорицающей паденье тишине,
Стояли царствия, как зданья обветшалы;
К дремоте преклоня главы свои усталы,
Цари сей грозный сон считали за покой;
И, невнимательны, с беспечной слепотой,
В любви к отечеству, ко славе, к вере хладны,
Лишь к наслаждениям одной минуты жадны;
Под наклонившихся престолов царских тень
Как в неприступную для бурь и бедствий сень
Народы ликовать стекалися толпами...
И первый Лилий трон у галлов над главами
Вспылал, разверзнувшись, как гибельный волкан.
С его дымящихся развалин великан,
Питомец ужасов, безвластия и брани
Воздвигся...
И пред страшилищем весь мир затрепетал...
Непобедимости мечтою ослепленный,
Он мыслил: "Мой престол престолом будь вселенны!...
Народов бедствия - ступени мне ко счастью;
Все, все в развалины! на них воссяду с властью,
И буду царствовать, и мне соцарствуй Страх!"


Поэт в ужасных подробностях живописует крушение и гибель западного мира:

"Одна ужасная простерлася могила;
Все смолкло... мрачная, с кровавым взором, Сила
На груде падших царств воссела, страж царей...
Погибло все, окрест один лишь стук оков
Смущал угрюмое молчание гробов,
Да ратей изредка шумели переходы,
Спешащих истребить ЕЩЕ ПРИЮТ СВОБОДЫ.
Унылость на сердца народов налегла -
Лишь вера в тишине звезды своей ждала..."


И дождалась!
"С святым терпением тяжелый крест лобзала
И взоры на восток с надеждой обращала...
И ГРОЗНО ВОЗБЛИСТАЛ СПАСЕНЬЯ СТРАШНЫЙ ГОД!"

На этой торжественной ноте заканчивается наше литературное занятие. Надеюсь, что материала достаточно для всех желающих отличиться после 18 марта 2018 года. И кое-кто будет замечен и отмечен по заслугам. И труд мой не будет напрасным...

Удачи всем! Дерзайте там!


Подпись
Нора Аткинс.