Ал. Стрижев. Рецензия на сборник Марийских примет

Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой
А.Н. Стрижев
Рецензия на рукопись сборника А.Е. Китикова «Марийские народные приметы»


Марийские приметы, как неотъемлемая часть национального фольклора, бесспорно нуждаются в серьёзном собирательстве, изучении и публикации. Нельзя же допустить, чтобы извечный опыт народа-сеятеля, запечатленный в емком афористическом жанре, пропал из-за небрежения или нерадивости. Может быть, сейчас подошел именно тот крайний срок, когда по деревням еще можно отыскать людей, помнящих «слова древних стариков», тех людей, которые донесли до нас это седое слово в непреходящей поэтичности и безыскуственной простоте. А что у марийцев - самобытного и зоркого народа - бытовало множество оригинальных, подмеченных остроумно и тонко житейских примет - вне всякого сомнения. Поэтому-то рецензент с таким волнением и раскрыл труд А.Е. Китикова «Марий калык палемут-влак».
Труд этот сразу же подкупает добросовестностью, знанием составителем методики обработки и публикации такого рода фольклорных текстов, большой специальной эрудицией, которая так необходима при осмысленном освоении огромного комплекса природоведческих, сельскохозяйственных и мировоззренческих тем, непосредственно затрагиваемых народными приметами. К тому же свод марийских примет до этого времени никем не был собран и издан, и, естественно, сборник А.Е. Китикова кладётся основополагающим камнем в прочное строение родного фольклора. К сожалению, сборники примет - явление повсюду нечастое, хотя уже давно известны превосходные сборники В.И. Даля, А.С. Ермолова, Н.Л. Скалозубова, А.В. Смоленского и А.А. Коринфского. В последнее время к тому же изданы труды В.И. Чичерова и В.Я. Проппа. Увидели свет русский, эстонский и вепсский народные календари. Внушительное число примет опубликовано в сборниках пословиц, поговорок и загадок многих народов, населяющих нашу обширную страну.
Давая общую положительную оценку собранию марийских примет А.Е. Китикова, необходимо и остановиться на ряде принципиальных замечаний.
1. Опыт издания сборников национальных пословиц и примет посказывает, что название населённого пункта, где был записан тот или иной текст, лучше ставить после оригинала, а не после перевода, как это наблюдается в рукописи. Причем, географический пункт обозначают кратко, более полно о нем сообщают читателям в «Указателе населённых пунктов и фамилий собирателей примет». На деле это выглядит примерно так:

60 Шерне кум гана йогымылан теле толеш. Чадраял.
Третий раз опадает верба - жди зиму.

В «Указателе населенных пунктов и фамилий собирателей примет», помещенном в конце книги, будет отмечено в алфавитном порядке:
Чадраял - Куженерский район Марийской АССР; И. Яковлев /здесь фамилия собирателя поставлена условно/.
Такая паспортизация примет облегчит пользование справочным аппаратом книги, к тому же из основной части публикаций выпадут ненужные, часто повторяющиеся уточнения.

2. Русские соответствия марийским приметам лучше вести в вольном переводе, так как подстрочник-калька не только обедняет поэтический строй оригинала, но и затмевает самый дух его. При чтении рукописи рецензент внёс многочисленные исправления, которые, на его взгляд, улучшают русский текст, придают ему большую живость и естественность. В некоторых случаях подстрочник заменен адекватной русской приметой. Все подобные исправления внесены в рукопись синей шариковой пастой.

3. При размещении примет внутри глав надо руководствоваться правилом: тексты группировать поаспектно /по предсказателям/. Так, возвращаясь к рецензируемой рукописи, надо бы поменять местами 14 и 15 №№. Почему? В № 13 речь шла о листьях, в № 14 - о цветах и в № 15 - снова о листьях. Разумеется, все приметы раздела, основанные на состоянии листьев, надо собрать воедино, а цветы – к цветам. В рукописи таких случаев хаотичного размещения примет довольно много. См.: №№ 60, 61, 62 /и почему они оторваны от №№ 13, 14, 15?/; № 270 – к № 268 /трясогузку – к трясогузкам/; 557 – к 555 /вьюн – к вьюну/; и т.д.

4. Исключить некоторые повторы, их немного /например, 248а и 262 «После прилета грачей снег лежит месяц»/.

5. Слово «если» в русских формулах примет зачастую можно опустить без ущерба для смысла. Мною такая правка сделана.

6. Примечания надо располагать в порядке возрастающих номеров /в тексте ставить порядковую цифру, а в конце книги - под той же цифрой – объяснение. Причем, повторять объяснение не надо, как не надо членить одноименные праздники-даты, например. «Тер кудалтыме кече» и «Благовещение», оба приходятся на 7 апреля н.ст./. Кстати, в текстах примет, после каждой памятной даты один раз надо бы указать в скобках число. Выглядеть это будет так:
773 Дождь в Семёнов день /14 сентября/ - осень грязная.
Когда памятный день не имеет постоянной календарной привязки, такую оговорку, естественно, не ставят /Масленица, Семик и пр./.

7. Суеверные приметы необходимо оставить. В научных сборниках - они к месту, тем более и не лишены этнографического интереса. На взгляд рецензента, в разряд суеверных примет следует отнести также приметы за №№ 436, 437, 497, 580-583, 712, 713 и 842, пока они входят в основные рубрики.

8. Проверить еще раз русский текст с оригиналом, нет ли там разночтений /приметы №№ 128, 129, 130, 222/. Ведь коршунов зимой нет - улетают в теплые края. Возможно, речь идет о вранах или воронах, тем более, что в № 130 сказано о них – «каркают». На этом же основании заострить внимание на смысле примет № 130 и 135 /вальдшнепы и зяблики тоже улетают/. № 137 – «летягой» русские называют один из видов белки, а не птицы /!/.

9. Сборник хорошо бы проиллюстрировать рисунками /или фотографиями/ на этнографические темы: марийская вышивка, резьба по дереву, сельскохозяйственные орудия труда, народная игрушка и пр. Давать фотографии пейзажей, животных и растений не следует, поскольку книга фольклорная, а не естественнонаучная.
Представленный на рецензию труд достоин издания массовым тиражом.

А.Н. Стрижев,
действительный член Географического общества СССР
25 июля 1975 г.

*


МАРИЙСКИЕ НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

Первый снег сильный - сойдет, небольшой выпал – насовсем.
Первый снег с бураном – растает.
Печка горит с жаром - к стуже.
К морозу скрипят сани.
Рисунки на оконных стеклах смотрят вверх - к долгим морозам, наклонны - вскоре погода смягчится.
Вымя коровы холодное - жди стужи.
Кочевка клестов (щуров, снегирей) - к похолоданиям.
Плохая тяга в печи – к потеплению.
Перед потеплением потеют оконные стекла.
За сутки до потепления мыши выходят на снег.
Воробьи заватажились - к теплу.
Вокруг луны «изгороди» - настанут снежные дни.
Самовар пускает пузыри - к бурану.
За сутки до бурана лоси уходят в глубь леса.
Осенью рано остановится река, рано наступит и весна.
Начинает подниматься зимнее небо - приближается весна.
Ранний снеготал - к продолжительной весне.
На краю крыши длинные сосульки - к холодной и продолжительной весне.
Журавли весной кричат: «Просушим землю на аршин!».
Благовещение (7 апр.) - День остановки печей, День бросания саней.
Трясогузка хвостом снег сгоняет.

Ласточки лепят гнезда на южной стороне избы - жди прохладного лета.
Перед дождем луна льет тусклый свет.
Облака румянятся - дождь пойдет.
Летний ветер раздувает дождевые тучи.
Береза шумит к дождю, шелестит листьями - к вёдру.
Лесная осина перед дождем шумит как улей.
Верба запотеет - к дождю.
Если клевер полегает вместе с листьями - ожидай дождя.
Трава спорыш свертывается - ждет дождя.
Василек перед дождливой погодой меркнет, закрывается.
Цветок кувшинки перед дождем закубривается.
Лошади устали раньше обыкновенного - почуяли дождь.
Перед дождем корова убавляет молока.
Куры прячутся под строения - к дождю.
Ястреб «ставят столбы» - к дождю.
Накануне дождя вода в реке убывает.
Перед дождем на озерах и болотах блуждают кочки.
Соль отволгла - к дождю.
Перед дождем пригорает донышко котла.
С ложбины слышны голоса - приближается дождь.
В лесу гулкое эхо - к дождю.
Комары летают низко у земли - к дождю.
Комары и мошкара назойливо пристают - перед дождем.
Комары-толкунцы «мнут пеньку» - перед дождем.
Не скрипят кузнечики - не жди хорошей погоды.
Перед ненастьем дождевые черви выползают на дороги.
Перед дождем не клюет рыба.
За 2-3 два до дождя не клюют щуки, окуни и плотва.
Летом в реке плескается рыба - на дождь.
Вьюн поднимается наверх - ждет дождя.
Сом выплывает из омута - хочет помыться дождевой водой.
Дождь, начавшийся до восхода солнца – легкий, после восхода – затяжной.
Ежели гром гремит с перекатами - дождь надолго.
Встала низкая радуга - вновь пройдет дождь.
Чем зеленее радуга, тем продолжительнее дождь.
Косой дождь продолжительный.
Если куры выходят на дождь, дождь продлится.
После долгой засухи - дожди с градом.
Туча идет сплошной стеной - будет недобрый дождь.
Редкий, короткий гром - к граду.
Сорожка (плотва) перед грозой идет под воду.
Далеко слышны голоса - к ненастью.
Самоварный кран стал тугим - к ненастью.
Свиньи в пастях таскают солому - к сильному ветру.
Хорошо берет рыба - поднимется прохладный ветер.
К сильным ветрам быстро плавают в воде пиявки.
Вечером солнце зажгло тучи - к вёдру.
Если при закате облака кажутся в барашках - к вёдру.
Можно на луну «повесить ведро» - к ясной погоде.
К ясной погоде небо усыпано звездами.
К ясной погоде облака кажутся белыми и тучными.
Облака плывут на юг - прояснится.
Крутая радуга - к погоде.
Туман стелется по земле - к ясному дню.
Сухой можжевельник к ясной погоде выпрямляется, к дождливой - становится гибче.
Шишки рассыхаются, «разинув рты» - ждут ясную погоду.
Перед погожими днями начинают свертываться листья (вайи) папоротника.
К ясной погоде соловьи заливаются всю ночь.
К хорошей погоде зяблик поет, будто водицу льет.
Пчелы роятся на летке - к жаре.
К долгой жаре пчелы злее жалят.
Комары «толкут пеньку» высоко от земли - к вёдру.
К ясной погоде рыба приплывает к берегу.
К ясной погоде вьюн прячется в ил.
Карась идет на дно - к ясной погоде.
Перед ясными днями пиявки лежат на дне или спокойно играют.
К ясной погоде суп выкипает больше обычного.
В ненастье колокол звОнок - прояснится.
Засушливая весна - к дождливой осени.
Вторично зацвели яблони - к долгой осени.
На деревьях листья желтеют снизу кроны - к долгой осени.
Неспешно сереет заяц - к долгой осени.
Мыши вьют гнезда снизу копны - к сухой осени.
Мыши вьют гнезда на вершине стога - к долгой, дождливой осени.
Если кукушка слышна и после Петрова дня (12 июля) - осень простоит долгой и грязной.
Если в конце лета слышны продолжительные громы, и осень должна быть продолжительной.
Гром в сентябре - к протяжной и теплой осени.
Снег свисает с веток ели - урожай будет.
Зимой на деревьях много инея - хлеб уродится.
В половодье речной лед остается на берегу - к недороду.
Половодье затяжное, и лед остается на реках - не быть урожаю.
Весной земля подышала со снегом, выпреют корни озимых.
Снеготаяние с туманами, хлеба вырастут неполновесными.
При бороньбе поднимается пыль сильно - не быть хлебам.
Дождь в декабре - к урожайному году.
Мышка вьёт гнездо на вершине ржи - хлеба будут дорогие.
Весной за пахарем ходят грачи и галки - к доброму урожаю.
Ежели при первой борозде на землю садятся сороки или трясогузки - лучше не сей.
Сколько раз подряд прокричит перепел, столько пудов зерна намолотишь с одного воза.
Перепел на каждый крик обещает по четыре пуда с овина.
На муравейник ставят вверх ручкой топорище: если по нему поднимаются муравьи - быть урожаю, не поднимаются - не быть.
Ежели во ржи стоит лебеда, согнувшись дугой, - быть урожаю на другой год.
Полные грозди рябины - к урожаю хлебов в следующем году.
Урожай черемухи - к редкому хлебу на другой год.
Сколько сережек в кисточке у орешника, столько десятков пудов выйдет с одного стога (в стогу 400 снопов).
Крупная малина - к урожаю хлебов.
Если зимой вода выступит на лед, яровые будут хороши.
Снег круто ложится на склоны гор, оврагов - к урожаю яровых.
Сосульки под желобами накануне Евдокеи равной длины, яровые будут высокими.
Листья на зиму не осыпаются с дубов – поздним хлебам (просо, гречиха) накладно.
Когда хороший урожай еловых шишек - уродятся яровые.
В еловой шишке много ядреных семян, яровые будут ядреными.
Весной у осины много сережек - полба уродится.
Весной длинные сосульки на желобах, лен будет длинный.
Много еловых почек - лен уродятся.
Обилие почек на пихтах - к ядреным хлебам.
Весной санный след держится долго - к урожаю гороха.
Весенняя дорога обледенеет - быть гороху.
Весной долго не тает снег - к отменному урожаю гороха.
Будут орехи, будет и просо.
Весной иного блошек на снегу - быть просу.
Много сосновых шишек - к урожаю ячменя.
Если в сенокос грачи ходят меж гребешками сена, то оно будет темного цвета.
Зима со снегом, овес - с ядром.
Весенняя вода уходит под снег - быть высоким овсам.
Весенний гром с продолжительными раскатами - высоко поднимется овес.
Если осенью лыко мягкое, на другой год уродится овес.
Урожай рябины - к урожаю овса.
Весной много почек на ели, будет хороший умолот овса.
Комарье весной «толчёт пеньку» мелко - к короткому овсу, в тянучку - к высокому.
В орешнике много сережек, гречиха будет.
Обильно летучек у вяза - гречиха уродится.
Морозы на Крещение – пшеница будет.
В день Крещения выпадет снег - гречиха уродится на славу.
Если на Евдокеи повесишь мокрый платок и он высохнет, то уродится гречиха.
Лесные скворцы летят в деревню, гречиха будет тучная.


О сроках сельскохозяйственных работ:

Если сидя на земле не чувствуешь холода - можно выезжать на пахоту.
Распахивай поле только в пору распускания листьев на березах.
На сев надо выходить в день разлива.
Стебель хмеля в четверть аршина - спеши сеять.
Отстоялась весенняя вода - можно сеять полбу.
Цветет рябина - пора сеять лен.
Лен надо сеять за семь недель до Ильина дня.
Начинают вылетать скворчата - время сеять коноплю.
Горох сеют в девятую неделю до Ильина дня.
Горох сеют на Егорья вешнего.
Как заквакали лягушки, побежал и овес.
Если первая малина крупная, то нужно сеять пораньше.
Если малина уродится на старом кусту, то нужно сеять прошлогодние семена, на однолетнем - свежие.
Если кусок рябиновой ветки тонет в речной воде, можно начать сев ржи.
Пожелтели листья вяза - пора сеять рожь.
Зерно ржи ломается на ногтях - пора на жатву.
Зацвела рожь - пора сено косить.
Ежели пена на озерах застывает монеткой, на другой год будут овощи, грибы и ягоды.
Если снег на Новый год, овощи будут сочными.
Высадишь ягоды в полнолуние - наливаются.
Жарко на Троицу - огурцы вырастут.
Зацвела черемуха на всю кисть - сажай картофель.
Осиновый лист в копеечную монету - можно посадить лук.
Зарницы жгут ядра орехов, иногда даже и кожуру.
После грозы хорошо растут грибы.
Если зимой на карнизах строений свисает снежный воротник, будет мед.
Зимой на лесные деревья снег завихрится - хорош роям.
Луна пошла на убыль - начинает брать рыба.
На новолуние рыба выходит на мелкое место, на полнолуние - уходит в глубокие места.
К теплой погоде рыба идет к берегу.
При северном ветре рыба на берет, при южном клюет.
Остыла вода - вкуснее стала и рыба.
Когда зеленеет береза, играет окунь.
В первой половине мая щука роняет зубы.
Выпустит кряжистый дуб листья - клюет щука.
В пору цветения шиповника играют линь и карась.
Когда цветет черемуха, тогда играет лещ.
Если много калины - жирными будут тетерева.
Когда наступит зима, лошадь и хвостом потянет сани.
На Крещенье у мороза отламывается одна нога.
Зимняя ночь в двух загородках.
Зимний буран проникает и в сундук.
Март говорит: «На шестке воду заморожу».
Июль кладет путнику подушку из сена.
Гром очищает небо.
Весной спеши, осенью - гордись.
Осенняя мелодия - звук цепов.
Весенний ветер с запахом дождя, летний - с запахом меда.
Летний день меряют привязью, осенний - веревочкой от уздечки.
Лес - радость души.
Лео - мать воды.
Лес притягивает к себе дождь.
Друг леса - муравей.
Лес - марийская шуба.
В лесу звук с двенадцатью колокольчиками.
Реки начинаются в лесах.


Хозяйственные приметы:

Если основной корень ели на юг и накрест, дерево пригодно для постройки дома.
Место для постройки хлева должно омываться теплым воздухом как утром, так и вечером. В таком хлеву скот будет плодовитым.
Где по утрам и вечерам стоит туман - там копай колодец.
Вечером ставят ведро воды. Ежели вода к утру не убудет, на этом месте рой колодец.
Где всегда сидит гусь, там можно копать колодец.
Если на вымени молочный путь длинный - корова молочная.
Зарумянился гребешок у курицы - собралась нестись.
После зацветания шиповника куры несутся плохо.


Суеверные приметы:

Летом в сухую погоду люди на улице окатывают друг друга водой - придет дождь.
Летом на гумне выльешь воду - к дождю.
Запел русский - быть дождю.
На месте, где похоронен пьяница, семь недель льют дожди.
Зароешь живого рака в землю - к дождю.
Женщины подрались - накликают слякоть.
Принесешь в жертву пестрого дятла – прояснится.
Не годится свистеть в избе - поднимется ветер.
Не годится рубить топором в праздник - ветер сломает крышу.
В ураганный ветер переодень рубашку наизнанку и посмотри, нагнувшись между ног, - перестанет.
До Семика нельзя пользоваться краской, околачивать холст - будет град.
До Троицы нельзя свистеть листьями - будет град, могут прилучиться заморозки.
Сорвешь весной цветок раньше времени - быть граду.
Во время цветения ржи нельзя возить навоз, свистеть и петь, играть на гармошке, красить - будет град.
Во время сокодвижения нельзя свистеть, топить зеленое - будут заморозки.
До Ильина дня нельзя брать посконь, трогать глину и набивать печь - будут сильные ветры и град.
Играть на свирели можно лишь с Ильина дня до ноября; не воздержишься - будут ураганы, метели, град; игравшего ударит гром.
Во время грозы нельзя ходить в крашеной рубашке – ударит гром.
В начале града проглотишь две-три градинки – перестанет.
Во время града выбросишь на улицу кочергу, помело - перестанет.