Икона Семистрельная, маленькое открытие

Аида Нейтенс
Дорогие друзья, хочу поделиться с вами интересными данными. И по ходу рассказать вам об истории происхождения иконы Семистрельная. Изучая некоторые материал по истории западноевропейского искусства, нашла интересную информацию, доселе неизвестную. По сути, маленькое открытие.
Спешу рассказать. Все вы знаете икону Семистрельная, наиболее почитаемую в православной церкви. Верующие просят перед образом о примирении враждующих и избавления от жестокосердия. Мы о ней рассказываем в школе, когда проходим про праздник Сретение Господне. Это одна из почитаемых икон в православной церкви. Праздник совершается 13/26 августа.
Икона Божией Матери «Семистрельная» отображает евангельское повествование о том, как Дева Мария с Иосифом Обручником принесли в Иерусалимский храм Младенца Иисуса Христа на сороковой день после Его рождения. Присутствующий в храме святой старец Симеон Богоприимец по внушению Духа Святого увидел в Богомладенце ожидаемого всем израильским народом Мессию. Праведный Симеон обратился к Марии со словами: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Евангелие от Луки, 2: 34-35).

А теперь мысленно перенесемся в город Брюгге. Посетим церковь Богоматери, что на Мариастраат. В церкви находится картина Адриана Изенбранта (1490-1551), написанная им в период с 1518 по 1535 год. Это диптих. На картине изображены Божья Матерь, сидящей на престоле, и семь скорбей, начиная с левого нижнего угла и заканчивая правым нижним, вписанных в арки.Вторая часть диптиха находится в Брюсселе, Музее Изящных искусств. Картина в церкви написана по евангельскому сюжету о Симеоновом проречении. На второй половине диптиха изображена семья бургомистра города Брюгге Йориса Ван Де Велдэ, его жена Барбара Ле Мейр и их дети, а также святая Варвара и святой Георгий, их покровители.
Картина была создана пол влиянием художников Альбрехта Дюрера, Герарда Давида. Адриан Изенбрант работал в художественном ателье Герарда Давида, вместе с художниками Ян Провост (1465 –1529) и Альберт Корнелис (1475 – 1532). Они принадлежали к художникам периода Ренессанса, но находились еще под влиянием Фламандских примитивистов.
Евангельский сюжет картины Марии и Семи Скорбей зародился в ранней нидерландской живописи (фламандской) конца XV века, в городе Брюгге. И вовсе не в Испании, в Италии, в Нидерландах, в Германии и других странах. Согласно историческим данным, в Брюгге доминиканцем Михиэл Франц и пастором Ян Ван Гуденберге, пастором Собора Святого Сальватора, при содействии герцога Бургундского Филиппа I Красивого, было основано Братство Марии и Семи Скорбей. Сразу же были заказаны картины с изображение Богородицы и Семи печалей Божией Матери.
Альбрехт Дюрер рисовал этот же сюжет.
Таким образом, этот сюжет во временем распространился по всей Европе. Картины с изображение Семи печалей, статуи Марии с пронзающими ее сердце стрелами, в разных вариантах.  Еще помню, что лет 15 назад была выставка в Генте о религиозном искусстве, где можно было увидеть этот сюжет.
В России это образ стал известен с конца XVIII века.
Возможно, с того времени, когда в русской живописи и иконописи появились многие элементы западной  иконографии.
Раньше детям рассказывала про эту икону и говорила, что сюжет взят из западноевропейского искусства. А сейчас могу с гордостью сказать, что данный сюжет зародился во фламандской живописи конца XV века, в городе Брюгге.