Печаль

Ладыгин Дмитрий
ИНТ. СТАНДАРТНАЯ РОССИЙСКАЯ КВАРТИРА - КУХНЯ - ВЕЧЕР

Накрыт стол, идёт какое-то празднование. За столом сидят ГЕРОИНЯ, её МАТЬ, её ОТЕЦ, её БРАТ. Героине как будто неловко, она молчит. Остальные шумно передают друг другу еду, шутят и смеются. Героиня начинает их рассматривать. Звуки затухают и доходят как будто сквозь вату. В замедленном действии показывается, как еда спадает лиц, во время смеха во все стороны разлетаются слюни. Героиня немного показушно хмурится. Из этого состояния её выводит реплика матери.

МАТЬ
Именинница наша опять затихла!

ГЕРОИНЯ
А что?

МАТЬ
Ну расскажи хоть как день прошёл!

Героиня вздыхает.

ИНТ. СТАНДАРТНЫЙ ОФИС

Видно пустое рабочее место - стол, на нём компьютер, на одной стороне стола лежит ровная стопка чистой белой бумаги. Где-то или сзади на стене или на столе стоят часы, в которых хорошо видно время. Больше на столе ничего нет.

В кадр заходит Героиня, садится за стол с явным намерением работать. Она не без напряжения поднимает стопку бумаг с одного края стола и перекладывает её на другой. Героиня тяжело вздыхает.

ГЕРОИНЯ
Так, кофе!

Героиня уходит, слышен топот ног. Доходит. Слышны звуки приготовления кофе (возможно, просто бульканье бойлера). Звуки идут чуть дольше чем нужно для комического эффекта. Героиня возвращается с кружкой. Смотрит на кипу бумаг. Берёт один лист сверху стопки и перекладывает его обратно на прежний край стола. Удовлетворённо кивает. Она достаёт наушники, что-то щёлкает в компьютере и неотрывно смотрит в монитор. С помощью часов мы видим, что время ускоряется, а звуки затухают. Рядом и мимо, может даже перед камерой проходят люди. Ускорение прерывается, потому что к Героине обращется КОЛЛЕГА неопределённого пола.

КОЛЛЕГА
О, как дела?

ГЕРОИНЯ
(не отрываясь от монитора)
Нормально.

Время опять ускоряется. И прерывается звонком телефона.

ГЕРОИНЯ
Да, братух?.. Чего сделала? Ну ни хрена себе!.. А ты что? Ну ни хрена себе! Ну ничего, другую найдёшь!

Время и разговор опять ускоряются. И прерываются.

КОЛЛЕГА
О, как тебе вчерашняя серия игры престолов?

ГЕРОИНЯ
(всё так же не отрываясь)
Я не смотрю.

Время опять ускоряется. И прерывается!

КОЛЛЕГА
Точно не смотришь?

ГЕРОИНЯ
Точно, а что?

КОЛЛЕГА
А это?

Он показывает на её монитор, в котором крутятся кадры из Игры престолов.

Героиня вздыхает, достаёт из ушей наушники, отрывается от монитора и поворачивается к Коллеге.

ГЕРОИНЯ
Слушай…

Коллега восторженно смотрит на неё, Героиня смотрит Коллеге в глаза.

ГЕРОИНЯ
(осторожно)
…давай останемся просто… Знакомыми?

Коллега мрачнеет, хмурится, отворачивается и уходит, бросая напоследок что-то вроде «сука охреневшая».
Остаток этой фразы тонет в ускоряющемся времени, потому что Героиня тут же отворачивается и опять прилипает к монитору.

Время опять ускоряется, никто больше Героиню не трогает. В ускоренном времени можно различить, как она, попивая кофе, время от времени перекладывает по одному листку на другой край стола. Ближе к концу рабочего дня стопки по обеим сторонам стола уравниваются. Как только на часах появляются цифры 18-00, Героиня буквально исчезает со своего места с громким щелчком или звоном колокольчика.

ИНТ. СТАНДАРТНАЯ РОССИЙСКАЯ КВАРТИРА - КУХНЯ - ВЕЧЕР

ОТЕЦ
Что ты ноешь-то опять! Работать надо! А не сидеть весь день! Вон, с меня пример бери!

ИНТ. БОЛЬШОЕ СТРАННОЕ ПОМОЩЕНИЕ ТИПА ТАКСОПАРКА

Отец в футболке и брюках громко спорит с ПОСТАВЩИКОМ.

ОТЕЦ 
Так поставляйте, договорились же, что поставите.

ПОСТАВЩИК
Мы пытаемся поставить, но у нас проблемы с поставками.

ОТЕЦ
Решайте проблемы и поставляйте! Договорились - значит поставляйте!

ПОСТАВЩИК
Стараемся поставить, но у нас проблемы!

ОТЕЦ
Решайте!

ПОСТАВЩИК
Поставим!

ОТЕЦ
Правильно!

ПОСТАВЩИК
Пос… Пы-таемся!

ОТЕЦ
Смотрите мне! Чтобы поставили всё, ёпт!

ПОСТАВЩИК
Спасибо за понимание!

ОТЕЦ
(успокаиваясь)
Про поставки не забывайте, суки.

ПОСТАВЩИК
Мы вам перезвоним!

ИНТ. СТАНДАРТНАЯ РОССИЙСКАЯ КВАРТИРА - КУХНЯ - ВЕЧЕР

БРАТ
Бать, ну это тут причём? Она же девочка, ей можно вообще не работать. Главное семью завести.

ГЕРОИНЯ
И ты, брат?!

БРАТ
А что, пора.

ГЕРОИНЯ
Ну вот, только что девочкой была, а уже старая!

БРАТ
Да нет, я не..

МАТЬ
(перебивая)
Да ты ей и осталась похоже! Инфантильная. Где это видано? Мы с отцом тебя уже к школе готовили в это время!

ГЕРОИНЯ
Маааам!..

МАТЬ
Слушала бы меня - и толк бы какой вышел!

Героиня закрывает лицо руками. Пауза.


БРАТ
Ладно, чего мы пристали, это её день.

Пауза.

МАТЬ
(пытаясь переменить разговор)
Анька-то как? Чего говорит?

Героиня отрывает руки от лица.

НАТ. ПАРК ИЛИ ДВОР С ОЗЕРОМ - ДЕНЬ

У озера стоит героиня и её ПОДРУГА, которую, видимо, зовут Аней. Они кормят уточек хлебом и разговаривают.

ПОДРУГА
…в Аргентине, в Париже, в Сингапуре, кстати - прекрасно! Потом расскажу! Нью-Йорк, конечно - да!.. А Прага какая! Хоть на всю жизнь там оставайся. А вот в Австралии я бы не осталась.
(поясняя)
Пауки.

ГЕРОИНЯ
(скучая)
Ааа.

ПОДРУГА
(замечая)
А у тебя как лето прошло?

ГЕРОИНЯ
В пределах кольцевой.
(опять небольшая пауза, потом припоминая)
О, точно! Есть же что рассказать.

ИНТ. РЕСТОРАН - ВЕЧЕР

За столом сидят Героиня и НЕДОАЛЬФАЧ (шаблонный «крутой» и уверенный в себе парень). Недоальфачу на вид около 25, он красив, причесан и неистово уверен в себе.



НЕДОАЛЬФАЧ
(нахально улыбаясь)
Слушай, мы же оба знаем, чем закончится этот вечер.

Героиня хмыкает и насмешливо смотрит на него.

НЕДОАЛЬФАЧ
(ещё нахальнее)
Что? Ну давай, скажи мне что ты меня не хочешь.

ГЕРОИНЯ
(морща лицо и качая головой)
Ууу…

Она достаёт деньги, кладёт их на стол, поднимается уходить

НЕДОАЛЬФАЧ
Э? Э?! Ты чего?

ГЕРОИНЯ
Да, ты прав.

Она забирает деньги и уходит.

НЕДОАЛЬФАЧ
(чуть ли не орёт с искренним недоумением ребёнка)
Чего?! Что?! Такого не бывает! Этого сейчас не происходит!

Он вскакивает со стула и догоняет Героиню.

НЕДОАЛЬФАЧ
(с трудом стараясь успокоиться и выглядеть круто, но озираясь по сторонам)
Эй, ну ты чего? Шуток что ли не понимаешь?

ГЕРОИНЯ
(пытаясь уйти)
Отстань!



НЕДОАЛЬФАЧ
(всё ещё не веря, преграждая ей путь и пытаясь удержать)
Ой, да ладно тебе.

ГЕРОИНЯ
(резко)
Ты настолько тупой что ли?

НЕДОАЛЬФАЧ
(мрачнея)
Что, уже никак?

ГЕРОИНЯ
(глядя в глаза, как можно чётче)
Никак.

С лица Недоальфача спадают последние остатки человечности и обаяния.

НЕДОАЛЬФАЧ
Тогда расплатись, пожалуйста.

Героиня торопится, пытается достать деньги, но от волнения не может найти. Поиски длятся дольше положенного. Героиня что-то роняет из сумки и не рассматривая отпинывает куда подальше. В конце концов она находит деньги, суёт ему и убегает как можно быстрее.

НАТ. ПАРК ИЛИ ДВОР С ОЗЕРОМ - ДЕНЬ

ПОДРУГА
(качая головой)
Ну и мудак!

ГЕРОИНЯ
(пожимая плечами)
Наверное.

Небольшая пауза.

ГЕРОИНЯ
(чтобы что-то сказать)
А как твой мудак?

Подруга хмыкает от неожиданности.

ПОДРУГА
На месте!
ГЕРОИНЯ
Всё ещё мудак?

ПОДРУГА
(быстро, почти перебивая)
Всё ещё мудак.

Пауза.

ПОДРУГА
Одно свидание за целое лето?

Героиня кивает.

ПОДРУГА
(качая головой)
Не понимаю я тебя. Ведь один раз живём!

ГЕРОИНЯ
Ты же буддистка?

ПОДРУГА
И?

Героиня показывает выражением лица, что Подруга и сама должна знать.

ПОДРУГА
Я имела в виду, что именно эта жизнь у тебя в любом случае только один раз. И никогда не повторится!

ГЕРОИНЯ
Зато внутри этой жизни так много всего повторяется.

ПОДРУГА
У меня - нет.

ГЕРОИНЯ
У тебя просто декорации меняются часто.

ПОДРУГА
(смотря на героиню в упор)
Так, напомни-ка мне, почему мы до сих пор друзья?

Подруга всё смотрит, Героиня молчит и тоже смотрит. Через несколько секунд они не выдерживают и смеются.
ГЕРОИНЯ
Вот поэтому!

Успокоившись, они какое-то время молчат, думая о чем-то и смотря по сторонам. Наконец подруга встряхивает головой, смеётся, от всей души обнимает Героиню, будто младшую сестру.

ПОДРУГА
Ладно, я пойду! Позвоню. Пока!

Возможно, целует её в щёку на прощание, не знаю, как это работает.

ГЕРОИНЯ
Пока.

Она стоит и смотрит на резвящихся в озере уточек. Звонит её телефон. Героиня берёт трубку.

ГЕРОИНЯ
Здорово, братух!.. Да ладно, опять?.. А ты на ней жениться собирался!..

Героиня уходит из кадра, продолжая разговор.

ИНТ. СТАНДАРТНАЯ РОССИЙСКАЯ КВАРТИРА - КУХНЯ - ВЕЧЕР

ГЕРОИНЯ
Да ничего не говорит.

МАТЬ
Чтоб Анька-то и ничего не говорила?

Все смеются.

ГЕРОИНЯ
Ну, ничего такого.

МАТЬ
Опять секретничает! Тут все свои!

БРАТ
Ладно, пускай скрывается. У меня вот зато серьёзные новости.

ОТЕЦ
Ну-ка, ну-ка!

БРАТ
Мы с Аней решили развестись.

Все делают вид, что им грусто.

ГЕРОИНЯ
О нет…

ОТЕЦ
Ну это жизнь.

МАТЬ
Ну ничего, другую найдешь.

БРАТ
Спасибо всем за поддержку!

Раздаётся звонок в дверь.

МАТЬ
О, тётя Алла пришла!

Она идёт открывать дверь.

(Тут должен бы быть перерыв на рекламу, но в реальности он уже случился.)

ИНТ. СТАНДАРТНАЯ РОССИЙСКАЯ КВАРТИРА - КУХНЯ - ЧУТЬ ПОЗЖЕ

За столом добавился ещё один человек - ТЁТЯ АЛЛА. Идёт оживленная беседа.

МАТЬ
Да она всегда была такая, с самого детства! Чего мы только не перепробовали - и всё ли в порядке спрашивали.

ОТЕЦ
И всё ли нормально спрашивали.

МАТЬ
Прямо вот подойдём, бывает, к ней и спрашиваем: точно всё в порядке? Ей-Богу, всё, что могли - сделали. Ничего не помогает.

ОТЕЦ
(задумчиво)
Мало лупили в детстве.

Героиня поднимается из-за стола и выходит на балкон.
Никто не замечает её ухода.

ИНТ. СТАНДАРТНАЯ РОССИЙСКАЯ КВАРТИРА - БАЛКОН - ЧУТЬ ПОЗЖЕ

Героиня берёт лежащую на балконе пачку с сигаретами, достаёт оттуда сигарету. Берёт зажигалку, прикуривает, затягивается и начинает кашлять.

ГЕРОИНЯ
Ах да, я же не курю.

Она тушит сигарету и начинает смотреть вниз. Балкон находится на одном из первых этажей, так что можно разобрать громкую речь двух молодых людей, очень незрелых на вид.

ДРИЩ №1
Да мне, да мне уже двадцать, я уже мужик.

ДРИЩ №2
У меня уже и баба есть! И давно уже есть.

ДРИЩ №1
Я вообще женат уже.

ДРИЩ №2
Мужик!

ДРИЩ №1
Да, я созрел!

ДРИЩ №2
Ну и мужики мы с тобой!

ДРИЩ №1
Я руку ещё всегда сильно жму.

ДРИЩ №2
А у меня батя мент.

Оба немного растерянно молчат. Их разговор возобновляется и идёт на фоне, фокус постепенно смещается обратно к Героине. Они медленно уходят, а их голоса удаляются, пока их становится совсем не разобрать.

ДРИЩ №1
А ты версус смотрел?
Чё как?



ДРИЩ №2
Ну эмси Мразь уделал Хованского. Всё по делу.

ДРИЩ №1
Хованский - чмо, я это сразу после двадцати понял.

ИНТ. СТАНДАРТНАЯ РОССИЙСКАЯ КВАРТИРА - БАЛКОН

ГЕРОИНЯ
(шёпотом)
Какие милые дети!

Подходит Брат.

БРАТ
Какие же это дети, это взрослые мужики.

Героиня грустно смотрит вниз.

Брат закуривает рядом.

БРАТ
Я Аньке предложение сделал?

ГЕРОИНЯ
(удивленно)
Чего-о? Вы же только решили развестись?

БРАТ
(подозрительно)
Ты о чём?

ГЕРОИНЯ
Да вот только что за столом!

Брат качает головой и закуривает.

БРАТ
(тихо)
Ну ты даёшь…

ГЕРОИНЯ
Блин, это не смешно…

Брат с энтузиазмом кивает. Небольшая пауза.

ГЕРОИНЯ
Ох… Можно я тебе кое-что расскажу?

БРАТ
Конечно.

ГЕРОИНЯ
Мне приснилось, что я иду по тесному коридору…

ИНТ. ТЕСНЫЙ КОРИДОР

Героиня, действительно, идёт по тесному коридору. Он приводит её к ярко-белой двери. Героиня осторожно открывает дверь и попадает в комнату.

ИНТ. ПРОСТОРНАЯ КОМНАТА

В комнате на троне сидит большая белая собака.

Собака кивает Героине. Она подходит к собаке и обнимает её.

ИНТ. СТАНДАРТНАЯ РОССИЙСКАЯ КВАРТИРА - КОМНАТА ГЕРОИНИ

Героиня резко открывает глаза, просыпаясь. Перед ней стоит та самая собака из сна. Она смотрит на неё немного, пытаясь не моргать, но всё-таки моргает. Собака пропадает. Героиня со злости бьёт рукой подушку.

ГЕРОИНЯ
Ну!.. Твою же мать!..

ИНТ. СТАНДАРТНАЯ РОССИЙСКАЯ КВАРТИРА - БАЛКОН

БРАТ
Ого.

ГЕРОИНЯ
Может я и правда сумасшедшая? Мама была бы довольна.

Брат молчит. Героиня настойчиво ждёт реакции. Брат это замечает.

БРАТ
Не знаю насчёт сумасшедшей, но ты всегда была ненормальной, и тебе это нравилось.

Героиня задумчиво кивает. Брат тушит сигарету и вопросительно смотрит на Героиню. Та мужественно кивает.



ИНТ. СТАНДАРТНАЯ РОССИЙСКАЯ КВАРТИРА - КУХНЯ - ЧУТЬ ПОЗЖЕ

ТЕТЯ АНЯ
Погоди, так может она вообще феминистка? А? Ты феминистка?

Героиня смотрит ей в глаза, потом в стол, потом опять в глаза и что-то мямлит.

ОТЕЦ
А ну отвечай! Я отец!

МАТЬ
А я мать!

ОТЕЦ
Я имею право знать!

Героиня непонимающе смотрит на них, собирается что-то сказать. Отец хлопает рукой по столу.

ОТЕЦ
Не томи!

ГЕРОИНЯ
Ну, я думаю, что женщины не обязательно глупее мужчин.

МАТЬ
Горе-то какое! Змею на груди пригрели!

ОТЕЦ
Так и знал! Так и знал!

МАТЬ
Да за что же мне это наказание?! Неужто я феминистку воспитала?! Господи ты боже мой!

ТЕТЯ АЛЛА
Спокойно! Ещё ничего не потеряно!

ГЕРОИНЯ
Да что я такого сказала?

БРАТ
(Героине, качая головой)
А я думал, ты умная.

МАТЬ
Да лучше бы ты проституткой оказалась!

ГЕРОИНЯ
(изумлённо, всем сразу)
Чтооо?

МАТЬ
Да ничего, я это сгоряча, ты же знаешь.

Неловкая пауза. Героиня встаёт и уходит.

ИНТ. СТАНДАРТНАЯ РОССИЙСКАЯ КВАРТИРА - КОМНАТА ГЕРОИНИ

Героиня расстилает кровать, готовится ко сну, торопится.

ГЕРОИНЯ
(себе под нос)
Так-так-так, спать-спать-спать.
(залезает под одеяло)
Никаких мыслей.
(укутавшись)
Никаких флэшбэков.

ИНТ. КВАРТИРА ПОДРУГИ

По квартире ходят люди, идёт вечеринка. Возможно, висит надпись С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ АНЯ или подобное.

Героиня сидит на диване и пытается с кем-то разговаривать. Стоит какой-то жуткий шум - помесь звуков вечеринки с громким белым шумом.

ГЕРОИНЯ
(пытаясь перекричать шум)
Да, наверное, не знаю, а ты? А, ты тоже? Что?
(прислушивается)
Не слышу!
(прислушивается)
Не слышу.
(прислушивается, потом растерянно)
Не слышу…

Она отворачивается и молчит. Рядом с ней на диван садится Подруга.

ПОДРУГА
(шум неожиданно прекращается)
Ну что, как держишься?

ГЕРОИНЯ
(улыбается)
Нормально.

ПОДРУГА
Хочу тебя кое с кем познакомить.
(зовёт)
Дима?

Подходит МАЛЬЧИК лет тринадцати. Героиня тяжело вздыхает зажмуривается, готовясь к включению шума.

МАЛЬЧИК
Привет!

Героиня осторожно открывает глаза. Никакого шума нет.

ГЕРОИНЯ
Привет.

Они разговаривают, но звуков нет. Всем очень весело. Потом гуляют, ходят куда-нибудь, куда там ходит молодёжь.

НАТ. НАБЕРЕЖНАЯ

Героиня и Мальчик стоят у воды, разговаривают, всё ещё не слышно о чём. В какой-то момент Мальчик пытается поцеловать Героиню, та отстраняется. Мальчик возводит руки к небу, отшатывается и нарезает пару небольших кругов вокруг Героини.

Мальчик подходит к Героине и включается звук.

МАЛЬЧИК
(зло и обиженно)
Да что тебе нужно? Чего ты ждёшь? Не бывает всего и сразу! Не бывает!!!

ГЕРОИНЯ
(шутливо)
Ну я же есть!

МАЛЬЧИК
(успокоившись, внимательно глядя на неё)
Очень сомнительно.
МАЛЬЧИК
А я?

ГЕРОИНЯ
Что ты?

МАЛЬЧИК
Я разве прошу что-то такого?

ГЕРОИНЯ
(качая головой)
Ты не там просишь.

МАЛЬЧИК
(прыгая от эмоций)
Ну бля!..

ГЕРОИНЯ
(ободряюще)
Мне тоже за тебя обидно, если что.

МАЛЬЧИК
(сдерживая улыбку, разражённо)
Да иди ты…

ИНТ. СТАНДАРТНАЯ РОССИЙСКАЯ КВАРТИРА - КОМНАТА ГЕРОИНИ

Героиня открывает глаза. Качает головой, не торопясь поворачивается на другой бок, к двери. В процессе дверь открывается, входит Мать. Героиня поспешно разворачивается обратно. Мать садится на кровать. Она кладёт руку Героине на плечо.

МАТЬ
(гладя по плечу)
Ну ты чего?

ГЕРОИНЯ
(бурчит)
Да ничего.

МАТЬ
Ну не обижайся.

ГЕРОИНЯ
(бурчит)
Я не обижаюсь.

МАТЬ
Ну посмотри на меня.

Героиня не смотрит.
МАТЬ
(почти умоляюще)
Ну посмотри!

Героиня поворачивается к ней.

МАТЬ
Прости меня пожалуйста. Что бы ни происходило, я тебя очень люблю. Ты - моя единственная дочь.

ГЕРОИНЯ
(смягчаясь)
Я тебя тоже люблю, мам.
(после паузы)
Но Дима всё-таки тоже неплохая дочь.

МАТЬ
(морщится и продолжает)
Всё у тебя наладится, не переживай. И семья будет, и мужа найдёшь, и детей заведёшь. У всех свой график. Зачем тебя торопить.

ГЕРОИНЯ
Спасибо и на этом.

МАТЬ
(подозрительно)
Ладно… Спокойной ночи!

Целует героиню в щёку, уходит.

Тут же входит брат. Героиня издаёт странный рычащий звук. Брат прохаживается по комнате и наконец заговаривает.

БРАТ
Знаешь, мы с Аней…

ГЕРОИНЯ
Да иди ты в жопу со своей Аней!!!

Брат сначала пытается придумать, что сказать, но через несколько мгновений просто молча ретируется. На лице Героини какая-то странная улыбка.

В дверь стучат и, не дожидаясь ответа, входят. Это Отец. Он садится на кровать.

ОТЕЦ
Надо поговорить.

ГЕРОИНЯ
Угу.

ОТЕЦ
(с трудом подбирая слова)
Слушай, мы тебя конечно любим, но и пора уже браться за ум…

Тут его голос как будто удаляется, а дальнейшее произносится, как в плохой озвучке, пытающимся подделаться под голос отца голосом Героини с явным рассинхроном.

ОТЕЦ
(голосом Героини)
Исполни уже наконец своё женское и общечеловеческое предназначение! Сними с нас жестокое социальное давление! Мы это плохо переносим! Будь нормальным человеком, проживи нормальную человеческую жизнь и не выделывайся со своим идеализмом или максимализмом, или Бог знает чем ещё.
(отец замолкает, смотрит на дочь, но голос продолжает говорить)
И ещё - ты и правда нам надоела уже, но раз ты дочь, то мы будем терпеть и убеждать себя, что любим тебя.

ГЕРОИНЯ
(на автомате)
Да-да, я тоже вас люблю. Я всё понимаю.

ОТЕЦ
(с явным облегчением)
Хорошо… Спокойной ночи.

Он без промедления поднимается и уходит.

Героиня мотает головой.

ГЕРОИНЯ
Двадцать пять лет…
(пауза, опять мотая головой)
И ещё…

Она опять мотает головой. Тяжело вздыхает. Пауза.

ГЕРОИНЯ
(тихо поёт)
Росси-ия свяще-енная… Наша держа-ава…
(лёгкий всхлип)
Росси-ия любимая… Наша стра-ана…
(смахивает едва обозначившуюся слезу)
Могу-учая воля… Вели-икая слава… Твоё достоянье… На все-е вре-емена!.. СЛА-А…

Затемнение, титры.

В идеале, играет песня группы Кино «Печаль»: «И вроде жив и здоров, / И вроде жить не тужить. / Так откуда взялась / Печа-аль.»


КОНЕЦ