рождественские посиделки

Тамара Сафронова
НОЧЬ НА РОЖДЕСТВО

      Добрый вечер, дорогие. Опять довел нам Бог встретиться всем вместе. Вот за приятной беседой и проведем сегодняшний вечер. Помнится, Евдокия, ты как-то рассказывала, что в ночь на Рождество с тобой что-то случилось.
      
     - Да не со мной, а с моей мамой. - Начала  Евдокия свой рассказ.
     - Было это еще до Революции. Бабушка  моя была замужем за служивым, так раньше называли  солдат, отслуживших в армии не меньше десятка лет.  А дед мой отслужил двенадцать.  Пришел домой больной, да и возраст его был уже не молодой.  В жены себе выбрал девушку  пятнадцати лет от роду.
      Вот и осталась  она вдовой в сорок лет. За двадцать пять лет замужества  бабушка родила двенадцать детей. Первые шестеро у нее умерли маленькими, а вот седьмая дочь выжила  и все последующие тоже. Когда дед умер, у бабушки осталось шестеро детей. Старшей дочери одиннадцать, а младшей шесть месяцев.
      Девушка Мария - старшая мамина сестра была красавица. Еще она  очень красиво пела и была  запевалой на всех праздниках, девичниках, посиделках. Но вот беда, величайшее горе, стыд и позор, в шестнадцать лет она забеременела.
      Матери  моей тогда было лет десять. Бабушка буквально избивала Марию, но от этого беременность никуда не делась. В канун Рождества Христова у Марии начались схватки. Как бы не сердилась на нее  бабушка, только мать остается матерью, не зная, как облегчить страдания  дочери, она отправила мою маму за бабкой-повитухой.
       Жила повитуха за рекой. Бежать до нее далеко через плотину мимо церкви. На улице мороз такой, что деревья трещат. Одета мать была кое-как, ведь шестеро было у бабушки и все мал мала меньше.
      - Одеты на мне, - рассказывала мать,- холщевая становина, домотканный армяк, старые подшитые, с чужой, большой ноги валенки.  Штанов,  чулок у нас в помине не было. Холодно, страшно, на дворе ночь глубокая, далеко за полночь  было. Бегу, оглядываюсь. А ночь светлая  хоть иголки собирай. Полная голубая луна. И звезды, как фонарики по всему небу рассыпались.  Добежала я до плотины, оглянулась. Никого не видно.
      На середине плотины почувствовала, словно кто на меня смотрит. Оглянулась. Огромная собака, черная, глазищи у нее по тарелке наверное. От испуга у меня ноги отнялись. Я остановилась, стою, собака тоже стоит. Опомнилась, тихонько задом пошла. Собака тоже тихонько за мной двинулась, Я развернулась и бежать. Оглядываюсь. Собака за мной бежит. Устала, задохнулась от бега и сильного мороза, пошла шагом и собака шагом. То бегу, то иду, молитвы на ходу читаю. Собака не догоняет, но и не отстает.
      Так мы до церкви добежали. Я скорей на паперть поднялась, перекрестилась, оглянулась, собаки нигде нет. Как будто, ее вовсе не бывало.  Постояла я постояла, чувствую, замерзать начинаю. Перекрестилась еще раз, сошла с паперти и пустилась бежать дальше. Сколько раз еще оглядывалась, но собака больше не появилась.
      Добежала до повитухи. Еле достучалась. Пока она собиралась я чуток отогрелась. Ничего ей  не рассказала, побоялась, вдруг она испугается и не пойдет. Повитуха, была женщина еще в соку, шла она быстро, я за ней еле поспевала. Сколько раз оглядывалась, но никого не увидела.
     Мария родила девочку.
   
 Вот такую историю рассказывала моя мама. Притом каждый раз напоминала нам с сестрой о девичьей чести. Говорила сколько позора испытывают близкие, если что в семье не так, как у всех.