Армяне в Арктике

Анатолий Сэт
         
      Странное  дело – меня  с  детства  неодолимо  тянуло  на  Север.
      Что  было  тому  причиной?  Возможно,  книги  о  морских  приключениях,  где  по  сюжету  события  развивались на  Севере  - читал  я  их  запоем,  а  с  книгой  В.Обручева  «Земля  Санникова»  я  не  расставался,  и  тайны  неведомой  земли  постоянно  будоражили  моё  воображение.
       А,  возможно,  что  древние  армяне  пришли  с  далёкого  Севера  и  это  был  их  зов  к  землям,  которые  они  когда-то  покинули?
       Так,  или  иначе,  но  это  во  многом  определило   всю  мою   дальнейшую  жизнь,  и  после  службы  на  флоте,  я  окончил  гидрологический  факультет  Ленинградского   гидрометеорологического  института.
     «Армянский  след»  отмечается  едва  ли  не  в  каждом  уголке  нашей  планеты – этот  древний  народ,  неоднократно  подвергавшийся  гонениям  и  притеснениям,  сохраняя  свою  веру,  свою  культуру  и  свой  этнос,  в  силу  сложившихся  исторических  реалий,  вынужден  был  искать  безопасное  пристанище  по  всему  свету.
     Арктика    в  этом  отношении  не  является  исключением.
     Артур  Чилингаров,  Эдуард  Саруханян – заслуженные  полярники,  учёные-океанологи,  работали  вместе  на  дрейфующей  станции  «Северный  полюс – 19»,  начальником  которой  был  А.Чилингаров,  причём  Э.Саруханян  впервые  осуществил  погружение  под  лёд  с  аквалангом  в  этих  широтах.
     Обратившись  к  тридцатым  годам  прошлого века,  узнаём,  что  после  гибели  ледокольного  парохода  «Челюскин»,   комендантом  ледового  лагеря  О.Ю.Шмидта  был  Александр  Погосов,  который  и  организовал  строительство  ледового  аэродрома.  Примечательно,  что  А.Погосов  последним  покинул  ледовый  лагерь,  вскочив  на  ходу  во  взлетающий  самолёт  (лыжи  самолетного  шасси  примёрзли  ко  льду,  и   комендант   кувалдой  стучал  по  лыжам,  освобождая  их  из  ледяной  ловушки,  пока  самолёт  не  начал  движение).  Как  он  сам  писал  позже,  «… последними  прошлись  по  льдине  мои  ноги».
     Популярный  актёр,  народный  артист  Армянской  ССР  и  заслуженный  артист  Якутской  АССР  Гурген  Оганесович  Тонунц,  широко  известный  по  фильмам  о  Камо,  в  первый  же  день  войны  добровольцем  ушёл  на  фронт.  Его,  как  выпускника  мореходного  училища,  направили  на  Северный  флот   и  27 августа  1942  года   в  составе  команды  СКР-19  (старый  ледокольный  пароход  «Семён  Дежнёв»)  он  принял  участие  в  знаменитом  сражении  с  немецким  тяжёлым  крейсером  «Адмирал  фон  Шеер»,  обороняя  порт  Диксон.  В  этом  бою,  проявив  мужество  и  отвагу,  Гурген  Оганесович  был  ранен.  А  перед  войной,  он  ещё  успел  принять  участие  в  походе  по  вызволению  из  ледового  плена  парохода  «Седов».
     И,  конечно  же,  нельзя  не  упомянуть   одного  из  первооткрывателей  Антарктиды  Михаила  Петровича  Лазарева,  который  командовал  шлюпом  «Мирный»  в  составе  экспедиции  Фаддея  Фаддеевича  Беллинсгаузена.
     Столь  пространное  вступление  должно  послужить  иллюстрацией  к  утверждению,  что  армяне  и  в  высоких  широтах  тоже  оставили  свой  заметный  след.    
     Справедливости  ради  скажу,  что  на  Севере  прославились  и  другие  «лица  кавказской  национальности».    Среди  них  грузин  Анатолий  Алексеевич  Кочарава - полярный  капитан; дагестанец  Магомет  Гаджиев – герой - подводник  Северного  флота; азербайджанец Фарман  Салманов – нефтяник,  «отец»  большой  нефти  Тюменского  севера…

     Весной  1986 года  меня   вызвали  со  станции  в  Управление  на  стажировку  по  Первому  отделу,  и  я  поселился  на  «Бертольде» - общежитии  рядом  с  Управлением.
     Это  было  обычное  общежитие,  в  котором  проживали  незамужние  и  неженатые  сотрудники  Управления.  Архитектура  этого  деревянного   двухэтажного  здания  несколько  отличалась  от  типовых  конструкций,  и  само  здание  стояло  чуть  на  отшибе.  Кто-то  из  ребят,  вспомнив  роман  «12  стульев»,   изготовил  вывеску   «Общежитие  имени  Бертольда  Шварца»,  каковую  и  прикрепили  над  входом  в  общежитие.  Вывеска  провисела  несколько  дней,    пока    о  ней  не  узнал  заместитель  начальника  Управления.   По  его  указанию  вывеску  сняли,  но  к  зданию  навсегда  прилипло   это  название - «Бертольд».
     Обитатели  «Бертольда»  жили  на  верхнем  этаже,  а  комнаты  первого  этажа  были  предназначены  для  командированных,  работников  станций  и  отпускников,  бывавших  в  Тикси  проездом-пролётом.
     В  один  из  вечеров  на  «Бертольд»  вселилась  большая  шумная  группа  людей  в  синих  лётных  комбинезонах.  «Бертольд»  наполнился  гомоном – прибывший  люд  с  шутками-прибаутками  осваивал  своё  временное  пристанище.  Это  были  участники  экспедиции  ЭКСПАРК-86,   базой  для  которой  стал  Тикси.  « Эксперимент  парашютный  арктический» - так  расшифровывалась  аббревиатура  ЭКСПАРК . 
     Главной  задачей  ЭКСПАРК-86  была  подготовка  новой  полярной  станции  СП-28. 
     Забегая  вперёд,  скажу,  что  одновременно ЭСКПАРК-86  успешно  решил задачу  помощи  терпящей  бедствие дрейфующей  станции  СП-27,  куда  легкий  транспортник  долететь  не  мог.  А  попутно  парашютисты  успешно  отработали  имитацию  спасения  терпящих  бедствие  в  Арктике  при помощи  спутниковой  системы  спасения  "КОСПАС-САРСАТ".
     Среди  разноголосого  гомона  я  вдруг  услышал  армянскую  речь. 
     Армянского  языка,  к  своему  огорчению,  я  не  знаю  и  по  сей  день,  но  звучание  армянской  речи  хорошо  запомнил  ещё  с  детства.  А  к  тому  времени  я  уже  знал  некоторые  армянские  слова  и  даже  некоторые  наиболее  ходовые  обороты.
     Выждав  паузу  в  разговоре,  я  произнёс:  «Барев  дцез,  товарищи  армяне!»  (барев  дцез – здравствуйте). 
     После  секундного  замешательства  один  из  разговаривавших  радостно  пожал  мне  руку,  назвавшись  Арташесом,  а  второй  уставился  на  меня  исподлобья  и,  протянув  руку,  буркнул: «Володя».
     Жизнерадостный   Арташес   пояснил,  что  они  из  Еревана.  Он  и  Володя   -  спортсмены-парашютисты   Армянского  республиканского  аэроклуба,   и  их   включили  в  состав  экспедиции,   как  опытных  парашютистов.
      Володя  по-прежнему  хмуро  взирал  на  меня.  На  мой  вопрос,  чего  это  он  на  меня  так  смотрит,    Володя  скучным  голосом  сказал:  «Я  куда  ни  приеду,  везде  армян  встречаю.  Думал  здесь  никого  не  встречу,  а  тут  ты!  Если  на  льдине  кроме  нас  с  Арташем  тоже  попадётся  армянин,  я  его  спихну  в  воду – житья  от  них  нигде  нет!».
      Я  оценил  этот  мрачноватый  юмор  и  посмеялся   словам.  Позже  я  убедился,  что  при  своей  напускной  мрачности,  Володя  оказался  очень  добрым  и сердечным  человеком.
      Арташес  по  специальности  был  врачом-хирургом,  а  Володя – инженером.  Интерес  к  необычному  эксперименту  заставил  их  подать  заявку  на  участие  в  «ЭКСПАРК-86»  и  они  прошли,  несмотря  на  очень  жёсткий  отбор  и  сильную  конкуренцию.
      Днём  ребята  работали  в  аэропорту  Тикси-3,  готовя  к  выброске  грузы  и  решая  попутно  разные  вопросы  организационного  порядка,  а  вечером  возвращались  на  «Бертольд».
      Как-то  вечером  Арташес  спросил,  не  мог  бы  я  достать  красной  и  синей  материи.  На  мой  вопрос,  зачем  это  нужно,  мне  по  страшному  секрету  сообщили,  что  из  этой  материи  необходимо  изготовить  флаг  Армянской  ССР,  который  они  поднимут  на  льдине.   
      На  следующий  день,  после  недолгих  поисков  я  отыскал  нужный  флаг  в  подсобке  клуба  и  вечером  вручил  его  своим  армянам.
      Через  неделю  первым  улетел  Володя,  а  днём  позже  улетел  и  Арташес.
      Моя  учёба  тоже  подошла  к  концу,  и  ещё  через  пару  дней  я  с  оказией  убыл  на  свою  станцию.               
      Из  новостей  узнал  об  удачном  завершении  «ЭКСПАРК-86».  По  ТВ  показали  небольшое  интервью  с  руководителем  экспедиции  А.З.Сидоровым  и  кадры  сброса  грузовых  платформ  с  закреплённым  на  них  оборудованием  и  материалами  для  будущей  дрейфующей  полярной  станции.  Показали  также  кадры  выброски  парашютистов.
      Примерно  через  месяц  я  получил  письмо  из  Еревана  от  Арташеса.
      Он  писал,  что  всё  прошло  без  серьёзных  происшествий,  и  он  в  качестве  врача,  к  счастью,  не  понадобился.
      Ещё  он  сообщил,  что  когда  работы  по  обустройству  станции  были  закончены,  на  мачте  они  с  Володей подняли  к  всеобщей  зависти  флаг  Армянской  ССР.  И  этот  флаг  развевался  над  станцией   до прибытия  на  льдину  полярников,  которые  подняли  на  мачте уже  флаг  СССР.