Привет, Матильда!

Мита Пе
Но что ни говори, жениться по любви
Не может ни один, ни один король.
/Из песни/

Хоть Наталья Поклонская изо всех сил пиарила "Матильду", мне не очень хотелось смотреть это кино. Внутренний голос говорил, что будет обычное "много шума из ничего". Но пошла, чтобы составить собственное мнение. Составила. И  увидела два больших "ничего": 1- ничего, что оскорбило бы чувства верующих, 2. - вообще ничего.
Фильм – пустое место, дырка, цветная тень событий исторической давности.

Что можно написать о дырке от бублика? Дырка она и есть дырка, но всё же попробую.
Если бы я была сентиментальной любительницей мелодрам, то фильм мне понравился бы. Ах, любовь, любовь! Чего ради неё не сделаешь, особенно если любовь-страсть. На первый взгляд любят в "Матильде" страстно! Все мужчины, высокородные и не очень, влюблены в танцовщиц императорского Мариинского театра. Нет, открытого разврата в фильме нет, но есть отношение к балеринам, как, пардон, к жрицам любви из заведения на улице красных фонарей – приходи, выбирай любую, протеста не будет.
Самого балета в фильме нет, показаны лишь снующие туда-сюда группы девушек в бальных платьицах, да героиня, до крови истязающая себя фуэте. Она умеет крутиться только 16 раз, а ей позарез надо 32.

Уже минут через двадцать мне захотелось динамики и свежих событий, но на экране чередовалось одно и то же: главные герои спали (типа, любовь-морковь), бегали по дворцовым коридорам и лестницам, снова спали, целовались, обнимались и снова спали… Понимаю, а как иначе показать "большую" любовь, которой нет?

Матильда (роль Михалины Ольшанской) – одна из многих красивых балерин в Мариинском балете, но в неё одну влюбляются сразу трое: цесаревич Николай, его кузен великий князь Андрей Владимирович и граф Воронцов.

Воронцов (Данила Козловский) выглядит, как башибузук с большой дороги. Или как Парфён Рогожин из "Идиота", только топора не хватает! Может, поэтому у Воронцова в фильме незавидная участь: его вешают, топят, пытают, а он всё терпит ради любви к Матильде: "Она всё равно будет моей".
Что это? Своеобразный посыл к зрителям, типа, эй, не спите, ждите, дальше будет интересней? Воронцова в конце концов взрывают, но интереснее фильм не становится.

Герой Воронцова абсолютно лишний. Если исключить эту роль из фильма, ничего не изменится. И пытающий его доктор Фишель тоже лишний. И великого князя Владимира Александровича (роль Виталия Коваленко) с любовными страстями к балерине Леньяни тоже можно убрать …

Убрать, исключить … а что тогда останется от фильма? Любовную линию Николая и Матильды и так растягивали на всё киношное время постельными сценами, в которых даже эротики не было – одна скука!

Матильда Кшесинская в фильме своим поведением поначалу напомнила мне Настасью Филипповну из "Идиота", такая же взбалмошная и своенравная. Но нет, не тянет Матильда на Настасью Филипповну. У той незаживающая душевная травма, а у этой упрямство, выдаваемое за любовь, подогретое корыстным желанием стать женой будущего императора.

Начальник сыскной полиции Власов (роль Виталия Кищенко) на пальцах объяснил непонятливой Матильде, где её место, и что она даже его может лишиться, если ослушается. Кстати, роль Власова тоже можно было бы без потерь выбросить из сюжета. Кищенко хорошо сыграл проницательного сыщика и бдительного охранника царской репутации, но его роль – та же дырка от бублика. Он предположил, что Воронцов и Кшесинская шпионы и террористы, ой, не смешите меня!

Вспоминаю строчку из рассказа Чехова ("Муж"): "Глядеть противно! <…>… ни кожи ни рожи, а также, поди ты, напудрилась, завилась, корсет надела" .
С "рожей" у Матильды всё в порядке – личико красивое, глаза, брови, носик - приятно смотреть. А с "кожей", конечно, промашка, но балеринам по статусу положено иметь фигуру, как сухая палка. И их грудь – не женская грудь, а лишь намёк на одну из женских прелестей.

На сцене у Матильды развязывается тесёмка и обнажается левая грудь, вернее тот самый намёк на грудь, но она продолжает танцевать. Зрители в зале, особенно мужская половина, приходят в сильное волнение, все вооружаются лорнетами, биноклями и смотрят, смотрят … И Николай тоже. Видимо, с этого момента в нём вспыхивает страсть к Матильде.

Вспоминаю пушкинскую строчку из "Евгения Онегина" о ножке балерины: "Она, пророчествуя взгляду неоценённую награду ...", там всего лишь ножка вызывает гамму чувств, а здесь целая грудь! Видимо, все части тела у балерин обворожительны и любовно-притягательны!

Кроме красивой внешности, я не заметила в Матильде других достоинств. Как балерина она никакая (в фильме, конечно), в ней нет (как и в Николае) того огня, который зовётся Любовью и ради которого идут на подвиг (и отказываются от трона). Их отношения внешне красивы, но лишены глубины и убедительности.

А вот невеста Николая немецкая принцесса Аликс (роль Луизы Вольфрам) – сильно напористая девушка. Давила на жениха, как хороший локомотив. Видимо, очень хотела стать "царицей-матушкой русского народа".

Александр III, показывая сыну портрет Кшесинской, сказал: "Если тебя полюбит такая женщина, ты станешь настоящим. Таким, каким тебя задумал Господь". Сомнительный совет, если вспомнить, что сам Александр III женился по любви (на невесте своего брата), но, и это важно, его избранницей была не простолюдинка, а немецкая принцесса, и непонятно, с чего бы ему обращать внимание сына на низкородную балерину.

Эту сцену в вагоне поезда тоже можно убрать из фильма. Сын всё равно не внял намёку отца. У него на весах любовь и корона, и он ждёт, какая сторона перевесит. Жениться на женщине, которую он любит, значит, отказаться от трона. А этого Николай не хотел (хотя и жаловался, что не умеет быть царём). С одной стороны папа вроде одобрил, с другой - мама категорически против. Но отец умирает, а с ним и поддержка. Сын опять в рвздумьи и сомнении: как говорится, "и хочется, и колется, да мама не велит."

Я женюсь, я женюсь, я женюсь - Луи сказал,
Но сбежались тут соседи-короли.
/Из песни/

Мама Николая императрица Мария Фёдоровна (Ингеборге Дапкунайте) и его наставник обер-прокурор Победоносцев (Константин Желдин) давят на нерешительного наследника: "Ты имеешь право на всё, кроме любви".

Николай вяло мечется между "незаконной" любовью и обязанностью жениться "по крови", даже роняет слёзы, но сочувствия не вызывает. Слабак! При коронации даже в обморок упал, увидев Матильду, "восставшую из пепла". Смешно, обморок, как у чувствительной институтки, - видимо, это киношный показатель степени любви Николая к любимой Мале.

И под венец Луи пошел совсем с другой,
В роду у ней все были короли.
/Из песни/

Николай женится на немецкой невесте. Поддался уговорам матери и чувству долга. Тем более, что он был уверен в гибели Матильды. Происки хитрого Власова увенчались успехом: преграда устранена, и дорога к престолу открыта.

А у меня опять вопрос: так из-за чего весь этот сыр-бор? И так было ясно, что с мадам Кшесинской у Николая ничего путного не выйдет. Может, их отношения тоже выбросить из фильма? А что тогда останется? Авария на железной дороге, дрожащий кулак Александра III, па-де-де Директора императорских театров (роль Евгения Миронова)? Больше и вспомнить нечего. Третье ничего. Не много ли для одного фильма?

В конце фильма Николай с женой Аликс в спальне, повторяет за ней слова молитвы о нерушимости любви и брака и готов исполнить супружеский и государственный долг. По всему заметно, что он уже и думать забыл о своей недавней возлюбленной Мале.

Фильм затянутый, с повторяющимися моментами любовных отношений, без динамики и глубины, не оставляющий в памяти никаких зацепок. Была интрижка цесаревича с балериной (обычное дело), а из неё выдумали большую якобы любовь.

Слабый фильм по слабому (даже сырому), сценарию (Александр Терехов). Если выбросить все длинноты и повторы, а вялотекущей любви Николая и Матильды дать для ускорения хорошего пинка, то экранного действительно действа останется минут на тридцать вместо тягомотных 109-ти. Стоило ли огород городить!

К тому же  сценарий фильма очень схож с текстом песни Аллы Пугачёвой "Всё могут короли". Напрашивается мысль, что сценарист хорошо знаком с текстом этой песни, и, отталкиваясь от него, сочинил "трогательную" историю любви! Делов-то: заменить имя Луи на Николай, и дело в шляпе!

Ещё мне не понравилось, что на роль 28-ми летнего русского царя пригласили сорокалетнего немецкого актёра (Ларс Айдингер). Странно, что во всей России, где полно талантливой артистической молодёжи, не нашлось подходящей кандидатуры.

И ещё.
После коронации Николай приходит на Ходынское поле, где в давке за бесплатными подарками погибли тысячи людей. Он зажигает приготовленные для праздника фейерверки. Праздничные шутихи разлетаются по тёмному небу, освещая вереницу подвод с телами погибших и бегущих за ними сирот-детей. Император опускается на колени и истово молится.

Если создатели фильма хотели добавить к характеру Николая положительные качества, то просчитались, результат получился обратный.

Общий вывод: если есть время, которое не жаль потерять, то можно посмотреть, если нет, то и не надо.