В гостях у Бога

Зеленый Свет
Однажды мне посчастливилось посетить Киево-Печерскую Лавру в г. Киев. Это было в 2006 г. Подходила к воротам Лавры, расположенной в центральном районе украинской столицы, с душевным трепетом.
Я знала историю основания и развития этого Святого места.
Много слышала и читала о подвижниках и чудесах, которые происходили и происходят там, в разные времена.
Вокруг золотилась осень.
В самых ярких красках мне представлялось, как остолбенело монголо-татарское войско перед красотой и величием Киева.
В общем, настроение было прекрасное.
Я шла на встречу с Чудом. И Чудо не заставило себя ждать.
Было воскресное утро. Людской поток стекался к воротам Лавры.
Что - то было не то и не так.
Что?
Нет понимания…
Пришлось выйти из своих мыслей и внимательнее присмотреться к окружающим.
Кто это вокруг?
Люди. Женщины и мужчины, дети.
Что с ними не так? Не так, как «должно» быть при входе в Храм?
Люди, какие- то особенно нарядные, что ли… Радостные, улыбчивые.
Может они не в Храм, а на какое - то городское мероприятие или в парк?
В Храм…
Для меня было потрясением и первым Чудом, этот красочный и эмоционально радостный факт.
Я спросила у одной женщины:
-Вы всегда так нарядно одеваетесь, когда в Храм идете? Или именно сегодня, особенный случай?
- А ты когда в гости к подруге идешь, как одеваешься? – весело спросила она.
- Нарядно… А как же иначе? В гости же… - засмущалась я.
- И я, когда в гости к Богу иду, тоже нарядно одеваюсь! – по – доброму, обняв меня, рассмеялась женщина.
В тот момент одета я была не для похода в гости.
И всё - равно пошла (другого случая побывать в Киево-Печерской Лавре могло и не представиться), с освоением для себя нового приятного и очень по-житейски мудрого урока.

Прошло время, и я вспомнила этот случай, когда в редакцию газеты "Епархиальные Ведомости", где я веду рубрику "Вопрос психологу" пришел вот такой вопрос:
«Я православная, мать-одиночка, 30 лет, ребенку 3 года. Одеваюсь скромно, в длинную юбку или платье. Надо мной постоянно издеваются соседи: что не так одеваюсь, что-то не так делаю. Пишут мелом пакости возле двери: сквернословные на букву Ш. Эта семья – богатая, красиво одеваются. В лицо говорят, что я бедно одеваюсь. Как справляться с унижениями, что отвечать? Унижает один сосед – мужчина моего возраста.
Венера.»
Давайте разберемся, что такое «унижение».
Унижение – это поведение человека, целью и результатом которого является падение у унижаемого чувства собственного достоинства и его достоинства в глазах других людей.
Можно много говорить о смирении и прощении обидчиков и при этом совершенно не заниматься своим развитием и усовершенствованием себя, как внутренне, так и внешне.
Можно прочитать на просторах интернета различные техники «вычеркивания» неприятных ситуации и людей из своей жизни и при этом самому быть хмурым и унылым. Длинная, несуразная юбка, платочек набекрень на фоне боящихся глаз и осуждающих губ только подчеркивает наше высокомерие и унижение самих себя.
Что делать?
Как почувствовать своё достоинство и при этом никого не обидеть?
Моя работа – это постоянное общение с людьми.
Часто приходят православные женщины, для которых шаблоны православия превыше любви к себе. Давайте будем честны – есть такие. Не все православные женщины забиты строжайшими «правилами» внешнего вида.
Так вот, когда мне приходиться общаться с женщиной, у которой вместо красивого, ухоженного лица маска православия и которая требует от меня научить её ребенка быть послушным, а мужа трезвым, потому что она уже перечитала все книжки по психологии, вызубрила все молитвы и всё перепробовала, я задаю только один вопрос:
-А любить не пробовали?
Глаза собеседницы вдруг перестают быть «тупо православными» и в них мелькает лучик недоумения и возмущения.
- Кого? Мужа и детей? Так я для них только и живу… Всё для них… А они вот – неблагодарные..
- Себя любить не пробовали? Маникюр сделать, бровки подкрасить, блузочку повеселее, юбочку поярче. Радоваться каждому дню и осеннему листочку?
Заставлять себя быть счастливой не так сложно и дорого.
Однажды у меня на консультации была одинокая мама (двое детей). Мы беседовали 4 часа. Под конец она рассмеялась и сказала:
- Расскажу подружке, которая меня к вам направила, что психолог порекомендовала цветов нарвать и осенние листики собрать. Я это так люблю и очень давно не делала. И в магазин «ВоБлаго» тоже схожу – может какую обновку для себя и дочки подберу. Для меня это будет самым трудным – ведь я привыкла всего сама добиваться и не просить не у кого помощи.
В этом году на трезвенном слете Увильды Игумен о. Петр (Мажетов) во время своей лекции обратился к женщинам с призывом:
- Сестры, будьте красивыми! Нам так не хватает красоты.
Огромный шквал возмущений я слышу от православных женщин, когда передаю этот призыв.
- Я не согласна! Как это батюшки такое могут говорить? Красота должна быть внутренняя!!!! Это неправильно лицо красить.
Да, я согласна, внутренняя красота очень важна для каждого человека и её видно издалека. Только пока её не видно, может стоит не лениться и фасад в порядок привести? Начать улыбаться своему отражению в зеркале, погоде за окном, ребенку, соседу. Ведь мы каждый день у Бога в гостях.