Франс Халс. Банкет офицеров роты св. Георгия

Алина Алексеева-Маркезин
         Сегодня посмотрим его картину «Банкет офицеров роты св. Георгия» 1616г.,которую считают ключевой в начале золотого века голландской живописи.С этой картины началась его слава. Художнику было около тридцати лет. Этот огромный холст (175х324 см) — первое монументальное произведение голландской живописи XVII века.

О ХУДОЖНИКЕ.

Франс Хальс 1580-1666гг - основоположник голландского реалистического портрета, чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры.

Совсем юным Франс оказался в харлемской школе Карела ван Мандера, где сформировался как художник в атмосфере маньеризма. В 1610 году он был принят в гильдию Святого Луки как мастер жанровых картин и портретов мальчишек.

К тому же он периодически писал еще и жанровые сценки. Чтобы найти наиболее приятную для себя манеру письма, Хальс писал картины, относящиеся к самым разным жанрам живописи.

Мы мало знаем о его жизни. Видимо, этот человек при своем огромном таланте весьма охотно предавался радостям простой жизни.Хальс родился в Антверпене, затем переехал в Гарлем, где и прожил всю жизнь.

Это был веселый, общительный человек, добрый и беспечный.В 1610 году Хальс становится членом Харлемской гильдии художников, в 1618 году – членом камеры риторов, актеров-любителей.

Несмотря на талант, Франсу Хальсу так и не удалось обогатиться из-за своей безалаберности и упрямого, заносчивого характера. С годами жизнь художника становилась все более тягостной и беспросветной.

В середине 1642 года умственно-отсталый сын Хальса, по имени Питер, окончательно сошел с ума. Хальсу пришлось отдать его в сумасшедший дом. Дважды забеременела его незамужняя первая дочь Сара. Нищета все больше брала семью Хальса за горло. В 1661 году за долги по членским взносам Хальс был исключен из Гильдии святого Луки.

Городским Советом ему была назначена пенсия, но настолько скромная, что её размер не позволял даже покрыть накопившиеся долги. Знакомые говорили, что пожилой художник уже выжил из ума.

Назло насмешникам, Хальс в начале 1664 года написал два великолепных групповых портрета: «Регентши приюта для престарелых» и «Регенты приюта для престарелых». Умер Франс Хальс 29 августа 1666 года. Уже 1 сентября он был похоронен.

О КАРТИНЕ.

Он объединяет офицеров в группы, придает им различные позы, переосмысливая жанр группового портрета.

Произведение имело такой успех, что художник был буквально завален заказами. Но его больше влекла жизнь харлемских кабачков, где он и находил большинство своих натурщиков.

Люди на портретах Хальса подкупают жизненной силой, здоровьем, веселостью и даже некоторой самоуверенностью, смягченной, правда, долей добродушия.

В их самоуверенности есть оттенок неглупого добродушного юмора, они полны настойчивого самоутверждения, но не противопоставляют себя зрителю, как это обычно бывает в парадных портретах того времени.

Доброжелательно и непринужденно обращаются они к зрителю, как бы готовые принять его в свою компанию. Здесь царит товарищеский корпоративный дух.

Единство общего настроения сочетается с яркой выразительностью отдельных портретов: тут и полный чувства собственного достоинства полковник ван Беркеироде (второй слева), и насмешливый толстый капитан ван дер Меер (сидит перед столом, повернувшись боком к зрителю), и нарядный франт — знаменосец ван Оффенберг, стоящий у правого края картины. В 1612—1615 годах Хальс сам служил в этой роте и хорошо знал их всех.

Как в отдельных фигурах и лицах, так и в их группировке и в изображении пространства Хальс достиг особой жизненной убедительности, той естественности, которая станет неотъемлемой чертой искусства XVII столетия.

По контрасту с довольно темным общим колоритом выделяются диагонали пестрых знамен, красные с белым шарфы, повязанные через плечо офицеров, белая льняная скатерть и великолепно написанный натюрморт на столе.