Тишинин Н. И

Александр Захваткин
ТИШИНИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
25 апреля 1727 – 1773

Николай Иванович родился 25 апреля 1727 года в Москве в семье Ивана Васильевича Тишинина, офицера лейб-гвардии Семеновского полка, и его жены Анны Дмитриевны.
Иван Васильевич принадлежал к дворянскому роду, внесенному в шестую часть дворянской родословной книги Ярославской губернии. Впервые годы правления Анны Иоанновны Иван Васильевич был переведен в Измайловский полк. Куда в 1737 г. в возрасте 10 лет был зачислен и его сын Николай Иванович.

Благодаря родственным связям Николай Иванович в 1743 году поступает на службу при дворе Елизаветы Петровны, благодаря чему знакомится с представителями российской элиты того времени.

2 сентября 1752 года он венчается с Ксенией Леонтьевной (1736-1757) дочерью Леонтия Ивановича Табеева, принадлежавшего к знатному боярскому роду. Его предки были занесены в знаменитую «Бархатную книгу» (1687), как выходцы из Золотой орды в 1346 году.
Мать Ксении Леонтьевны Ефимия Ивановна (в девичестве Вадбольская) в приданное за дочь дала села Грибово, Борщинка (Бояршино) и Кузовлево в Вольской волости Пошехонского уезда Ярославской губернии.

Их дочь Екатерина Тишинина (1754-1828), была замужем за рыбинским помещиком, губернским предводителем дворянства А.О. Кожиным (1747 - 1823).

За участие в государственном перевороте 1762 года, в результате которого Екатерина II взошла на русский престол, он был удостоен крупного земельного надела близ города Рыбинска. В этом же году в связи с изданием Манифеста о вольности дворян выходит в отставку.

В 1762 году Н.И. Тишинин издает двухтомный перевод с французского романа «Честной человек и плут» Жак Дюбуа де Шатенэ, написанный им в 1711 г.
Экземпляр этой книги находился в библиотеке А.С. Брянчикова в имении Покровское Грязовецкого уезда Вологодской губернии по каталогу 1806 – 1820 гг.
На другом экземпляре этой книги А.М. Евреинов (1700 – 1772) оставил следующую запись:
«Сумароков (1717 – 1777), сидя в книжной лавке, видит человека, пришедшего покупать эту книгу и спрашивает: «От кого?».
Тот отвечает, что господин Афанасий Григорьевич Шишкин (? – 1780) послал его купить книгу оную. Сумароков говорит слуге: «Разорви эту книгу и отнеси Честного человека к свату твоего брата Якову Матвеевичу Евреинову, а Плута своему господину вручи».»
Николай Иванович активно сотрудничал в академических и новиковских изданиях («Утренний свет», «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие»).
В типографии Петербургской академии наук было напечатано его описание путешествия Екатерины II из Москвы в Ростов и в Ярославль опубликованное в январе 1764 года в ежемесячных сочинениях Академии наук под 3 артиклем на странице 60.

Интересовался Николай Иванович и политикой, выписывал столичные газеты и журналы, детские книги для дочери, занимался переводами, имел полотняные, бумажные, коломенковые заводы и малый кирпичный завод, вотчины в Костромской и Вологодских губерниях.

Среди его знакомых были граф Роман Илларионович Воронцов (1717 – 1783), один из первых деятелей русского масонства, и бывший лейб-медик и опальный любимец императрицы Елизаветы Петровны граф Иоганн Герман Лесток (1692 – 1767) .
Сохранились письма вдовы Лестока, графини М.А. Лесток (фон Менген, 1720 – 1808) к Н.И.Тишинину, в одном из которых, она сообщает о смерти мужа в ссылке в Великом Устюге. Из этой переписки можно сделать вывод, что Н.И. Тишинин был в курсе событий жизни графа И.Г. Лестока, и находился с его семьей в близких дружеских отношениях. Не исключена возможность, что именно эта связь привела Н.И.Тишинина в Великий Устюг, куда был сослан И.Г.Лесток в 1753 году и где были созданы копии портретов семьи Н.И.Тишинина художником И.К.Березиным в 1758 году.
В круг его корреспондентов, помимо Воронцова и Лестока, входил также  князь А.А. Вяземский (1727 – 1793), в петербургском доме которого некоторое время жила дочь Николая Ивановича - Екатерина. Где, судя по письму графа, был написан её портрет, на заказ столичным мастером Вишняковым.
К числу близко знакомых Н.И. Тишинина можно отнести и ярославского помещика, видного представителя русской культуры середины 18 века В.И. Майкова (1728 – 1778), который 9 мая 1767 года вместе с Н.И. Тишинином встречал Екатерину II. Майков В.И. при торжественной встрече императрицы прочитал оду собственного сочинения, Н.И.Тишинин — приветствие в прозе.
В числе корреспондентов Николая Ивановича были также епископ Ростовский и Ярославский Афанасий (Петр Волховский, 1712 – 1776), князь Д.В. Ухтомский (1719 – 1774), гравер М.И. Махаев (1718 – 1770), архитектор П.Я. Плюсков (1730 – 1790), журналист и писатель Ф.А. Эмин (1735 – 1770), профессор элоквенции (риторики) и поэзии, смотритель императорской библиотеки, Якоб Штелин (1709 – 1785) и другие.

С выходом в отставку Николай Иванович уделяет много внимания своему поместью Тихвино-Никольское недалеко от Рыбьей слободы (ныне г. Рыбинск) Ярославской губернии.
При нем в имении была построены (возможно отреставрированы) церковь и помещичий дом (памятник провинциальной архитектуры раннего классицизма, некоторые исследователи считают, что в его проектировании принимал участие В.И. Баженов (1737 – 1799) ), разбит парк с гротом и прудами, были построены триумфальные ворота, в аллеях парка размещены скульптуры, декоративные пирамиды, подготовлены иллюминация, фейерверки, святящиеся картины. Окончание строительства было приурочено к весне 1767 года, когда, проезжая по Волге в Ярославль, 9 мая Екатерина II посетила усадьбу.
Императрица осталась довольной оказанным ей приёмом и в знак благодарности подарила Николаю Ивановичу золотую табакерку. Известный петербургский гравёр, хороший друг Н.И. Тишинина, М.И. Махаев увековечил это событие специальной гравюрой.

В 1768 году Николай Иванович женился второй раз. Какие либо сведения о его второй жене в настоящее время отсутствуют.

Умер Тишинин Н.И. в 1773 году, похоронен при церкви Тихвинской Богоматери села Тихвино-Никольское.

Николай Иванович был знаком с известными живописцами того времени: М.Л. Колокольниковым (1707 – 1775), И.Я. Вишняковым (1699 – 1761), И.К. Березиным (1721 – 1784).

В 1755 году Вишняков написал портреты Тишинина и его жены. Вероятно, портреты были написаны Вишняковым в Санкт-Петербурге, где в то время жила семья Тишининых.
На обороте холста воспроизведённая при реставрации (вторичном дублировании холста) старинная надпись:
«патретъ лейбъ гвардiи измайловскаго полку прапорщика Николаа тишинина родившагося въ 1727 году Априля 25, дня. Роду 31 году и 6 мцовъ въ меру, позитуры его писанной, въ великом устюге, съ натуры покончине бывшей супруги его через 1 годъ и 9 мцовъ, которая въ супружество въ ступила въ 1752 году сентября 2. Дня, скончалась въ 1757. Году генваря. 23. Дня бывъ въ супружестве. 4. Года 5 мцовъ и двадесять дней. Писан великоустюжским живописцомъ IвАномъ Березинымъ въ 1758 году. На старом дублировочном холсте была надпись: Возобновле 1875. Году врыбинске, чернышовымъ. М. И.»
Поступила в 1930 г. из Рыбинского окружного музея.
В Рыбинский музей поступила в 1928 г. от Четверикова А.М.
Ранее находилась в собственности Тишининых, Ратковых-Рожновых в усадьбе Тихвино-Никольское Рыбинского уезда Ярославской губернии.
Произведение записано в инвентарной книге Государственной Третьяковской галереи под номером  26752. В каталоге 1952 г. портрет приписывался художнику Ивану Берзиневу. Дальнейшей экспертизой было установлено, что эта картина является копией с картины Вишнякова, находящейся в настоящее время в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
Оба портрета Николая Ивановича и Ксении Леонтьевны были случайно обнаружены в 1927 году на чердаке одного из рыбинских домов, куда они были привезены из имения после революции. Трудно было узнать в истрепанных и потемневших холстах парадные портреты владельцев имения.

19 мая 1926 года из церкви Молчанской Богоматери Югской Дорофеевой пустыни в Рыбинский музей поступила икона «Святитель Николай Чудотворец и преподобная Ксения с Христом Вседержителем» с надписью в нижней части:
«Образъ чудотворца Николая, и прпдбныя Ксениiи, празднуемые, Николая маiя 9; Ксенiи генваря 24 дней; патроны Николая Тишинина и супруги его Ксении фамилии Тарбеевых повступлении в супружество 1752 году, сентября 2 дня. а писан 1755 году писал Василий Васильевский»
В.И. Васильевский, живописец, польского происхождения, первой половины - середины XVIII века, писал иконы для Петропавловского собора и церкви святых Симеона и Анны на Фонтанке в Петербурге. Совместно с Д.Г. Левицким он исполнил 73 иконы для храмов великомученицы Екатерины на Большой Ордынке и мучеников Кира и Иоанна на Солянке в Москве, работал по заказам баронов Строгановых. В Москве, совместно с Алексеем Антроповым, Васильевский оформлял Триумфальные ворота к коронации Екатерины II. Он также работал с потомственными иконописцами Оружейной палаты Андреем Меркурьевым, и братьями Поспеловыми, а с 1744 года осуществлял надзор за иконописанием при учрежденной Синодом Изографской конторе. В 1748 году Василевский вместе с иконописцем Меркурьевым поновлял стенописи Успенского собора Московского Кремля. Сохранилось около десяти подписных произведений В.И. Васильевского 1723–1758 годов.
Разумеется, все эти сведения могут быть отнесены к автору иконы из Рыбинского музея лишь в том случае, если он не является однофамильцем известного живописца. Однако упоминание о В. Василевском как об учителе живописца Мины Колокольникова (1707 – 1775), выполнявшего в столице работы для Н.И. Тишинина, косвенно подтверждает, что в обоих случаях речь идет об одном и том же человеке.

Примечательно, что икона поступила в музей не из усадьбы Тишининых Тихвино-Никольское, а из Югской Дорофеевой пустыни, где похоронена дочь Тишининых — Екатерина.
Возможно, свои последние годы Екатерина провела неподалеку от монастыря, в имении Юршино, где жила ее золовка. Семейную святыню, попавшую впоследствии в монастырь, она могла принести с собой. По другой версии, Е. Тишинина ушла в монастырь, и сама передала икону в обитель.

Николай Иванович оставил после себя обширную библиотеку судьба которого печальна. После событий октября 1917 г. она почти полностью погибла. Книги из этого собрания отличает золотиснёный суперэкслибрис на задней крышке. В России тиснёные на крышке или корешке кожаного переплёта книги суперэкслибрисы использовались редко из-за дороговизны их изготовления, это свидетельствовало о финансовой состоятельности владельца.
Характерным образчиком тишининской библиотеки является многотомный сборник «Санктпетербурских ведомостей» за 1762 г.
Гравированная заставка на дереве в каждом номере. В коричневом цельнокожаном индивидуальном переплёте эпохи. На задней крышке тиснением золотом суперэкслибрис: «Nicolaus. Tischinin». Тонированный красный обрез. Форзацы из бумаги под «павлинье перо».
«Санктпетербургские ведомости» выходили два раза в неделю и распространялись по подписке. В «Ведомостях» печатались сообщения, заимствованные из иностранных газет, а также сообщения о внутренней жизни страны. К каждому номеру прилагались «прибавления», где был представлен материал, по каким-либо причинам не вошедший в текст газеты. В годовой комплект вошли: манифесты «О вступлении на престол Екатерины II» (прибавл. к  №55), «По случаю коронования имп. Екатерины II» (прибавл. к №85), а также различные правительственные распоряжения, объявления.