Выход. Два года спустя

Александр Прохоров 3
Прошло 2 года после знаменитого события — сожжение паспортов жителями целой деревни. Мы решили узнать, как обстоят у них дела сейчас.

*    *    *

Мы ехали опять зимой по знакомой и незнакомой деревне.
Первое, что бросилось в глаза, это новый забор, отделяющий усадьбы от дороги. Раньше у каждого дома был свой забор, как говорится, кто на что горазд. Теперь забор был единый на всю улицу. Обычный штакетник, раскрашенный ромбовидным узором. Но смотрится впечатляюще! Чувствуется рука радетельного хозяина.
Кроме того, мы заметили несколько новых домов. А заброшенных полуразвалившихся домов, которых было много в наш прошлый визит, не было вообще!

В этот раз мы заранее договорились о встрече, поэтому нас ждал уже накрытый стол.
Началась наша беседа с того, что нас больше всего интересовало:

- Ну, как? Что произошло за эти два года? Как вы дальше живете?
Сергей Михайлович (имя изменено) рассказал следующее:
- Сначала власти объявили нам бойкот, если не сказать, войну. Первый удар был нанесен по пенсионерам. Им перестали выдавать пенсию без паспортов. «Наших» людей со Сбербанка и почты сразу уволили, а пришлым дали указание: без документов ни денег, ни посылок не давать! Это было очень тяжелое время, но мы выдержали осаду!

- Как? На что вы жили?
- Мы жили своим хозяйством...

- Вам хорошо — у вас оно есть!
- Но это нам показало, что это — не выход! Натуральное хозяйство в наше время — не рентабельно! Это было сразу понятно. Но малое время на нем можно продержаться! Этого времени нам было достаточно, чтоб обратить внимание общества и властей на существующие проблемы. К нам зачастили высокие гости. Одни угрожали, другие уговаривали. Но за всем этим чувствовался страх. Страх, что наш выход распространится на всю страну как чума. И тогда они (эти чиновники) станут не нужными. Их никто не будет бояться, не будет слушаться...

- А вы не боялись, что вас могут просто обезглавить, то есть арестовать зачинщиков, а остальных призвать к порядку?
- Нет, не боялись: время наступило другое. Тем более, что каждый администратор, каждый функционер — тоже человек! И когда они к нам приезжали грозными властителями, а уезжали от нас нашими сторонниками, все проблемы разрешились самым простым и неожиданным образом: нам бесплатно выдали новые паспорта и оставили в покое.

- И что, теперь вы живете как и прежде?
- Не совсем. Теперь у нас — ТОС! - Сергей Михайлович показал нам официальную бумагу, в начале которой среди прочего было написано: «ТОС территориальное общественное самоуправление – непосредственная форма власти народа, регистрируется в особой форме некоммерческой организации. Налоги и сборы на территории ТОС имеет право устанавливать только население. ТОС имеет геральдическую печать власти.»

- Что это значит?
- Это не значит почти ничего, но, возможно, мы будем жить! - процитировал весело глава села. Затем добавил серьезно-иронично:
- Теперь власть в нашем селе принадлежит народу!

- А почему вы шутите?
- Потому что, кое-кто думает, что «разрешил» нам жить так, как мы хотим! - он улыбнулся.

- И как вы сейчас живете?
- Во-первых, мы пересмотрели наш жилищно-земельный фонд. Все развалины разобрали, утилизировали. Участки, на которых никто не появлялся в течении последних пяти лет, передали в общинное пользование, или попросту ТОСу. А затем — нуждающимся, которых стало так много в последнее время! Сейчас всё занято, даже не хватает. Вот, думаем, что лучше - он улыбнулся, - расширяться или отправить инициативных людей в соседнюю вымирающую деревню — новый ТОС организовать там.
Во-вторых, мы восстановили коллективное хозяйство, колхоз, одним словом. Пока что — это самое рентабельное использование земли. Я говорю сейчас как хозяйственник, думающий соответствующими категориями. Чтобы земля кормила не только работающих на ней, но и приносила прибыль, нужен комплексный подход. Мелкие собственники земли просто не в состоянии осуществить его! - Сергей Михайлович оживился, словно продолжал давно начатый с кем-то спор.
- Да, когда человек любит свое поместье, свою землю, то, что земля дает ему, трудно назвать продукцией! Это дар Земли! И того, что дает ему земля, хватит ему и его семье. Но ведь кроме живущих в своих поместьях есть и другие люди, живущие в городах и делающие на различных предприятиях различные нужные вещи. Кто позаботится о них? Или им тоже забросить свои заводы и переселиться на землю?

- Вы говорите о Родовых поместьях?
- Да.

- Получается, Вы противник создания Родовых поместий?
- Вовсе нет. Просто это не для всех. Все люди разные: кому-то подходит одно, кому-то — другое. Я к тому, что надо реально смотреть на вещи. Эти родовые поместья — хорошо забытое старое. Это уже было в нашей истории. Раздали землю всем поровну, а через некоторое время одни превратились в батраков, другие — в кулаков. Но это только один аспект. Не говоря уж о религиозной мистической окраске этого движения. Зачем все это? У трезвого человека сразу возникает сомнение в чистоте помыслов конструкторов новой религии... Ну, да ладно, Бог с ними.

Он на минуту задумался, прежде чем продолжил:
- После вашей публикации к нам разные люди стали приезжать, с разными убеждениями. Некоторые остались, живут, работают с нами бок о бок. Часто приходят ко мне, спорят, убеждают...

- А вы сами откуда свои знания почерпнули?
- Я-то? Так ведь мир един, истина одна. Это мы смотрим на нее сквозь тусклое стекло своих догадок... Да и интернет помогает: любую информацию можно найти, с людьми со всех частей Света можно пообщаться. Вот, о ТОСе, например, я узнал от Глеба Тюрина. О беспахотном земледелии — от Анатолия Шугурова из Пензенской области. О пермакультуре — от Зеппа Хольцера из Австрии... О творении реальности — от Вадима Зеланда и Бурлана... О новой школе — Парке открытых студий тоже узнал из интернета... В-общем, стоит только копнуть в нужном месте, как открывается золотоносная жила.

- Все это вы применяете в жизни?
- Конечно. Вот, например, с пермакультурой экспериментируют в оврагах рОдники.

- Кто такие рОдники?
- А, это мы так анастасиевцев назвали — от слова Род. Им такое имя тоже понравилось. К тому же, они поселились возле оврагов. А там родники бьют... Хорошие ребята: открытые, любознательные, все пробуют. Мы им помогаем, чем можем: электричество протянули, технику даем. Есть, конечно, у них свои задвиги, но мы как-то нашли общий язык: мы им выделили наделы из пахотных земель (это кроме оврагов), а они скоро запустят кирпичный заводик — будет у нас свой стройматериал!..

- Расскажите, как вы распределяете землю?
- Да как обычно. У каждой семьи есть свой надел возле дома от 10 до 50 соток в зависимости от потребностей и возможностей. Вся остальная земля — общинная, колхозная.

- А как с частной собственностью на землю?
- Никак. Владение землей — это абсурд! Разве можно владеть матерью? Но в наше время приходится подчиняться этому абсурду. Поэтому для внешнего мира всей землей нашего поселения владеет ТОС. Внутри общины каждый пользуется землей примерно так же, как квартиросъемщик квартирой, в которой живет, но не владеет ею...

- Но многие квартиросъемщики живут по принципу: после нас — хоть потоп! Нет ли у жителей вашей деревни такого же отношения к земле?
- Такое отношение людей имеет свою причину — чувство обманутости или униженности. Если человек чувствует себя Человеком — хозяином своей жизни, разве он будет безобразничать? Человек, которого уважают, которому никто не препятствует быть самим собой, соответственно относится к другим людям и ко всему, что его окружает.

- Люди довольны новой жизнью?
- Судите сами. Раньше почти все мужики пропадали на вахте по полмесяца, затем вторую половину месяца пропивали заработанное. Смысла жить по другому не было. Каждый сам за себя! Сейчас народ преобразился на глазах — оказывается, на нем все держится! Думать стали не только за себя, а глобальнее как-то. Предлагают такие вещи — экономистам ни за что не догадаться! Но об этом я пока помолчу...

Так закончилась наша беседа на этой полной светлых надежд ноте.

Январь 2013
Алекс Берг