Актриса Наталья Варлей

Петр Панасейко
          "Спортсменка, комсомолка и просто красавица" Наталья Варлей родилась в горестный, правда, послевоенный день 22 июня 1947 года на территории Румынии, где в то время находился её отец, капитан дальнего плавания.

          В отличие от многих кинозвёзд она с детства не мечтала стать актрисой кино. Ей, видимо, очень нравился цирк, ибо после школы  поступила и успешно окончила Государственное училище циркового и эстрадного искусства, решив стать акробаткой. В 1965 году мечта сбылась, но наступил 1966 год.

          Мне не удалось уточнить, как она оказалась на съёмочной площадке фильма Леонида Гайдая "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика", сыграв Нину, но  после выхода его на экран, Наташа "проснулась" знаменитой. Не каждой актрисе так везёт: дебют и одновременная всенародная любовь зрителей.

          Вот только я одного не пойму: почему эта "красавица" с экрана говорила голосом Надежды Румянцевой? Ну да ладно, первый фильм. Театральное образование Наталья Владимировна получит только в 1971 году, окончив Московское театральное училище имени Щукина.

          Но как объяснить то, что голосом той же Румянцевой говорила и Лиза её в фильме 1971 года "Двенадцать стульев". Как и Панночка в "Вие" (озвучивала роль Клара Румянова)? Это тем более показалось мне загадочным, так как  Варлей прекрасно играла своим живым голосом в театре: Таня ("Прощание в июне"), Маша ("Живой труп") и так далее. Это ещё не всё: я насчитал 23(!) зарубежных фильма, роли в которых озвучивала Наталья Владимировна. В том числе, её очаровательным голосом говорит Роза из мексиканского сериала "Дикая Роза", как и мать Ромы в индийском   фильме "Океан".

         Актриса исполнила в кино много интересных ролей (медсестра ("Формула радуги"), комсорг ("Семь невест ефрейтора Збруева"), младший лейтенант милиции ("Три дня в Москве"), Таня ("Чёрные сухари"), но мне больше всего нравится её роль машинистки Госбанка в фильме "Золото". Не знаю, участвовал ли автор одноимённой повести, по которой снят фильм, Борис Полевой в выборе актёров на главные роли, но  Варлей - выбор удачный. Создаётся впечатление у тех, кто читал само произведение, что писатель создавал образ специально для актрисы. И она не подвела, показав нам, как в минуты опасности человек из легкомысленного превращается в мужественного. Особо показательны последние кадры фильма. Теряя силы, героиня в первую очередь беспокоится не о себе, а о рюкзаке с золотом, прикрепляя на сосну записку. Можно представить её радость,когда, открыв глаза, она видит перед собой лица советских автоматчиков.

       Я уже упоминал фильм "Вий" 1967 года, снятый по повести Николая Гоголя. Он явился, пожалуй, первым советским фильмом настоящих ужасов. В то же время для актрисы он же создал и проблемы. Играть, со слов автора книга "Как уходили кумиры" Фёдора Раззакова, подобные роли небезопасно для тех, кто их исполняет. Вот, что он пишет по поводу роли Панночки, которую сыграла Наталья Владимировна:

       "Сразу после съёмок она слегла с серьёзной болезнью и прокляла тот день, когда согласилась сниматься в этом фильме... Позднее, касаясь своей работы в "Вие" Н.Варлей скажет: "За эту роль я уже покаялась, получила в церкви прощение и твёрдо уверена: нельзя заглядывать туда, куда смертным вход воспрещён". Конец цитаты.

10.11.2017 г.

Фото из Интернета (кадр из фильма "Золото"