Богатыри немы

Игорь Табакаев
Физика приполярья сильно отличается от физики экватора  и средней полосы. Все математические и естественнонаучные поползновения цивилизации начались с Коперника, гелиоцентрической системы и окончились теорией относительности. Так вот, с точки зрения относительности всё равно, что вдоль чего движется. Земля вокруг солнца вращается умозрительно на чертеже модели, которую оспаривают до сих пор, несмотря на… Постоянное вращение неба со звёздами, солнцем и луной в приполярье процесс не умозрительный, а зримая картинка, и она совпадает с моделью древней физики. Прикладные задачи физики могут быть решены и в свете звезды Коперника и свете полярного сияния.
Столь же очевидной победой знания было ощущение  атмосферы, как коктейля пара и воздуха. С земли не понятно, что облако или туча это клубы пара, на севере или высоко в горах тучи регулярно на наблюдателя наползают и понимание факта  непосредственно.
Разложение белого света в радугу в средней полосе редкость, и люди долго гадали, что оно, пока Ньютон вопрос не решил. На севере это разложение носит постоянный характер из-за особенностей атмосферы, и опыты с призмой  не нужны.
Природное электричество известно с древних пор, но это либо слаботочка, либо полный Рихман. На севере есть средний вариант, уже не 5 вольт, но ещё не Рихман в вольтметре. Более того опыты с электровакуумными приборами там проходят постоянно и в виде подсветки, и в виде светомузыки.
Увлекались светомузыкой Скрябин, Свиридов, редкий радиоманьяк в совке построил добрую светомузыку,  в приполярье её зрит каждый не ленивый наблюдатель.
Электричество природное тут редкость, там производит на человека конкретное физиологическое воздействие, не убивая при этом. Ещё не пишут, но генератор Капанадзе в приполярье можно сделать из двух консервных банок.
Тут законы механики, которые из астрономии растут, мы реализуем с помощью подъёмного крана, там арии умудрялись мегалиты ворочать не только на пупок, но с помощью полярной медицины.
Но и это не так важно перед тем, что люди древние, вообще, не нуждались в психологии. Образ задачи и текст задачи там совпадали. Один символ в виде руны разворачивался в умозрительное кино, отражающее целый раздел естествознания. Если человек проникновенный будет наблюдать за заходом восходом солнца, то тут его наблюдение будет прерываться фазами, которые разрушают целостную чёткую картину. Там при известном терпении это будет полноценное видео.
То же можно сказать о развитии растений и ещё о многих отправных разделах естественных наук.
Касаясь обрядов и религии, оптическая разница между мнимым и реально видимым может достигать такой величины, что поныне актуальна строка – «да, были люди в наше время…»