Советы Посторонней Часть 6

Инна Едрец 2
Наболело...

В свое время Кеннеди объявил, что космос США проиграли "за школьной партой"...

Но времена проходят - времена меняются. И образцовая советская школа осталась в далеком прошлом, как миф древней эпохи.

Давайте заглянем в новую школу, сформировавшуюся в России на моих глазах за последние 18 лет...

Процесс деградации наблюдала изнутри, а после 2012 года - извне. Однако, выйдя за пределы школьных стен, связи с образованием не потеряла...

Итак, начнем с программ. Эта тема очень грустная. Дело в том, что программы составляются - на бумаге, для отчетности перед начальством - но их выполнение необязательно.

Поясню: например, преподаватель берет основной учебник и в некоторых случаях добавляет какую-нибудь рабочую тетрадь или  так называемый "тренажер". Хорошо, прекрасно. Но, прошу вас, не удивляйтесь, если в конце так называемого "учебного года" (позже поясню) в домашних шкафах мамы учеников положат еще одну стопочку кое-где исписанных тетрадок, а про изучение материала учебника, так сказать, от корки до корки даже и думать не стоит...

Но следующий учебный год, ничуть не смущаясь, добропорядочная и ответственная учительница начнет с нового учебника. И ничего, что половина прошлогоднего материала осталась для ее подопечных неосвоенной...


Важно не это, а то, что дети были под присмотром, они пели, танцевали, выезжали на самые разнообразные экскурсии, устраивали осенние, новогодние балы, радостные масленичные и пасхальные увеселения...

Теперь о "так называемом" учебном годе. Интересное новшество предлагается и четвертый год развивается, углубляется, утверждается в некоторых московских школах - неделя через пять! Основатели советского образования до такого никогда бы не додумались. В чем суть "новинки"? После недельных каникул ребятишки отправляются на учебу от 4 до 5 недель! Каково?! Запад и проклятые Штаты вздрогнули... Ибо их пониманию такое заветное секретное оружие недоступно...

Но к делу. Пять недель учимся (если не вторгаются праздничные дни) и неделю отдыхаем. Наверное, от тяжелейшего умственного и физического труда.

А в чем состоит напряженный умственный процесс? Конечно, в написании "проектов" на самые разные и неожиданные темы. Хотя бы - зачем луку нужна луковица? Или - что мы знаем про домовых... Здесь совершенная свобода фантазии и энтузиазма. Главное - успеть написать и "защитить" ПРО-ЭК-ТЫ! Всего -16 штук. А можно и больше.

Если отправляя ребенка в школу кто-то надеется, что он сегодня же принесет домой удивительные открытия и поделится с вами интересными историями, то лучше не обольщаться, чтобы не разочаровываться. Вообще, "сверху" спущен негласный приказ: "ничего не объяснять, не рассказывать, а у кого нормальные родители, тем помогут разобраться". И некоторые семьи действительно заполняют пробелы образования в кругу семьи, нанимая репетиторов - сколько выдержит бюджет данной ячейки общества.

Однако, здесь тоже не все лучезарно. Например, есть родители, которые внимательно контролируют занятость своих чад и ежедневно проверяют накопленный материал.

Есть и такие, которые полностью полагаются на домашних учителей, уверенные в том, что урок проведен, учитель - за дверь, книжки закрываются, и до следующего прихода ни звука, ни слова, ни строчки не произносится. Зато важно заявить приятелям и родственникам: "к нашему Вовочке приходит репетитор!"

Бывают случаи совершенно экзотические. Например, бабушка, женщина советской формации, приглашает преподавателей для своего обожаемого внучка. Мальчик, понятное дело, желанием грызть гранит науки не горит, и старается воспользоваться любым предлогом, чтобы прогулять очередное занятие. И тут ему на помощь приходит "добрая маменька".

Сначала она придумывает причины, пишет объяснительные записки в школу, почему ее сынок остался сидеть дома. Потом и записки заканчиваются - за ненадобностью. А беззаботный ученик проводит дни и ночи напролет за ноутбуком. Разумеется, он ложится спать где-нибудь под утро и до полудня безмятежно спит...

Пара-тройка часов на игры, прогулки и чаепитие. И к вечернему приходу преподавателя он снова в сонном состоянии, и бабушке приходится преодолевать невероятные усилия, чтобы его растолкать, поднять, усадить за письменный стол, предварительно разложив необходимые учебные пособия и тетрадки...

Потом бабушка еще некоторое время мучает свой компьютер, пытаясь открыть "электронный журнал" и выяснить домашнее задание на завтра. И в конце концов счастливая учительница, тоже изрядно измотанная, начинает долгожданный урок...

Хотя заранее понимает, что ее старание и муки еще ничего не значат, ибо сам Шерлок Холмс не догадается, какую тему завтра учительница заявит перед классом! И не факт, что это не будет контрольная работа, сочинение или диктант - так сказать, без предварительной подготовки.

А зачем?  Знания либо есть, либо их нет. И нечего строить потемкинские деревни,посвящая два-три урока на подготовительную работу. Все должно быть честно и прозрачно. И результат говорит сам за себя - двойки, тройки. И единственный верный вывод: "все лодыри, учиться не хотят, прогульщики, бестолковые"...

И те родители, которые придут на ближайшее собрание, обязательно получат четкую информацию об удручающем положении дел для их семьи - ибо недоросль по ее предмету ничего не понимает и вообще необучаем...

Да, родители измучены. Дети устали. Что же делать? Добавлять каникулы, чтобы свести к минимуму общение ребят и преподавательского состава. А еще лучше - переходить на дистанционное образование. Или как альтернатива - домашнее обучение. Ребята будут приходить в школу только за тем, чтобы отчитаться, получить оценку и очередное задание. Вот тогда все  будут довольны и счастливы. И никаких конфликтных ситуаций.

Школа полностью снимает с себя ответственность за предоставление образовательных услуг. Прогрессивная школа не место для дискуссий, научного поиска, радостных открытий, улыбок и добрых напутствий. Школа - очередной проверяющий и контролирующий орган, встроенный в государственную власть.

Не знаю, как вам, но мне такая школа не по душе...


Подпись
Нора Аткинс