Мы такое кино не смотрим

Вадим Бережной
Меня спросили, смотрю ли я фильм "Троцкий".
Я ответил, что нет.
Они промолчали.
Других вопросов не последовало.
Но вопрос-то был задан мне уважаемым человеком.
Значит, ему в этом фильме показалось что-то такое, что уже захотелось обсудить.

Я-то, вообще говоря, современные фильмы практически не смотрю. С 1991 года не посетил ни одного кинотеатра. Ну стоит ли смотреть фильм, например, "Матильда"? Или какой-нибудь американский кинобоевик, которыми сейчас кино-пространство наводнили? Я бы задал такой вопрос тому уважаемому человеку. Если тот человек не был бы, естественно, кинокритиком. Кинокритикам, режиссерам, искусствоведам, элитным тусовщикам  и просто гуманитариям широкого профиля смотреть такого рода фильмы, конечно, необходимо. Хотя бы для того, чтобы вставить, если придется, своё слово в светской беседе. Но в моём повседневном кругу общения такие беседы просто невозможны, они не ведутся. Или, например, кому-то известному закажут написать рецензию. Но мне не заказывают.

Помню, однажды заинтересовал шум, поднятый вокруг фильма "Левиафан". Ну стал я его смотреть с экрана компьютера. Но когда там возникла сцена внезапного секса, который появился вдруг ни к селу, как говорится, ни к городу, как-то совсем не по логике повествования, меня что-то слегка покоробило. Ну, да ладно, думаю, проехали, смотрим дальше.

И вдруг герой фильма заговорил матерными, нецензурными словами. Я с испугу даже оглянулся, нет ли рядом маленькой внучки. Слава Богу, не было. Но тут же выключил компьютер, потому слушать вслух мат-перемат из кинопроизведения, претендующего на искусство, было для меня оскорбительно. Думаю, и для других людей моего поколения тоже.

Что там за сюжет в фильме "Матильда"? Царь Николай Второй увлекся известной красавицей, обаятельной балериной. Ну чушь же собачья! Ну не может такого быть в принципе. Даже если может, то такое не обсуждается, не выносится на публику. Это нонсенс. Царь по желанию режиссёра низводится до уровня рядового обывателя, светского тусовщика, волочилы. Тот режиссёр, который решил, что данную тему нужно выносить на рассмотрение широкой современной публики, уже, можно считать, отжил для высокого искусства, как художник.

Что знают люди моего поколения о Троцком? Это был выдающий человек. Историческая личность. Носиться по фронтам Гражданской войны на бронепоезде - это, знаете ли, самый настоящий подвиг! То была героическая эпопея. И вообще, вся его деятельность по расшатыванию российского царизма, безусловно, великий урок для юноши, обдумывающего житьё.

Схлестнувшись же со Сталиным, Троцкий не рассчитал свои силы. Тут ему изменило его политическое чутьё. Или в мировоззрении какая-то трещинка возникла. Но не будем об этом. Данная тема может до сих пор являться широким простором для дебатов между профессиональными историками, политологами и даже между когнитивными психологами. Гораздо интереснее, почему этот фильм появился именно сейчас. Кто задумался об этом?

Грядут очередные президентские выборы в России. Вдумайтесь, можно ли допустить политическое соревнование между Ксюшей Собчак или, скажем, Владимиром Вольфовичем Жириновским? Да это же небо и земля! Даже стыдно серьезному человеку представить себе такое.

Не надо думать, что я поклонник Жириновского. Но ведь Жириновский, при всех его некоторых странностях, мыслитель, политический тяжеловес. Да, он в определенное время мог бы стать во главе. Но уже не сейчас. А как понять, что Ксюша вдруг попёрлась в Америку делать там какие-то заявления? Кому там надо чего-то заявлять? Поехала просто денег просить, как милостыню. Фу!

Появление фильма о Троцком в преддверии острых предстоящих политических событий в российской жизни, можно сказать, весьма актуально и даже закономерно. С позиции активизации подсознательного восприятия нынешней российской действительности широкими избирательными массами.

* * *
Вы лучше Радзинского послушайте:
http://www.youtube.com/watch?v=B62ToKNf8Jo
Ему предложили выступить с получасовой речью перед Советом Федерации России.
"Демократия" - это колебание над бездной, сказал Радзинский. Еще раз прочтите, что создал террорист Нечаев. "Катехизис революционера" - это, знаете, тоже штучка... Прочесть можно здесь:
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/nechaev.htm

Чтобы сохранить самодержавие, надо было ввести конституцию. Вперед - это значит назад. Правителям, как животным, дано чувствовать землетрясение. Самое страшное -  та революция, которая вышла из двух войн. "Всё ли спокойно в народе?" И Народный Смиритель пришёл...