Шукшин В. М. Отклики авторов

Игорь Бородаев
Рецензия на «35 лет спустя» (Игорь Бородаев)

О В.М.Шукшине всё читаю
Люблю его творчество

Олег Устинов   20.10.2017 09:53   •
Шукшин - тихая и добрая фамилия. Слышал, многие знаменитые артисты доходили до белого каления от бесконечных дублей, которые на съёмках требовал от них Василий Макарович. Они не обижались, фильмы Шукшина стоили того. Вот так и прошла вся жизнь нашего любимого писателя, Человека - в сомнениях и недовольстве собой, недосказанности чего-то, недодумости. За что мы его и любим - за ответственность перед людьми, для которых он жил, кому хотел сказать главное о жизни.

Игорь Бородаев   21.10.2017 17:24   

Рецензия на «Дорога» (Игорь Бородаев)

Достал Василия Макаровича из библиотеки
... перечитываю
Сын читает, показываю книги внуку

Олег Устинов   17.09.2017 13:21   •   
Имя писателя многое значит, когда оно звучит, когда на слуху. Не всегда. К примеру, я до сих пор не знаю, кто такой Свифт, хотя зачитывался когда-то его романами. Щукшин для меня был вначале, а уже потом его рассказы. В слово писательское надо поверить, чтение без веры - мука одна. Заставляешь себя читать и ничего не получаешь по прочтении. Это хорошее дело - читать Шукшина в семейном кругу. Понял я это, когда один знакомый рассказал, как отец ему в детстве читал Шукшина - любимого писателя в семье, земляка. В школах, думаю, его изучать не стоит. Шукшин для семейного чтения. Он родной.

Игорь Бородаев   17.09.2017 16:18 
Рецензия на «Дни Шукшина» (Игорь Бородаев)

Перечитываю иногда его рассказы.
Мастер.

Ванико   23.07.2017 17:59   •   Заявить о нарушении / Удалить
Наверное, это хорошо, когда много читают. Я разучился. Меня трудно стало чем-то удивить. Книги стараюсь отбирать по авторитетным советам. А когда уже совсем невмоготу вникнуть в смысл написанного, когда непонятно, зачем автор старался, писал всё это, я беру томик Шукшина, этот точно не подведёт, настроит мысль и душу. У каждого должен быть любимый писатель, настольная книжка на спальной тумбочке.

Игорь Бородаев   24.07.
Рецензия на «Сторона Шукшинская» (Игорь Бородаев)

Здравствуйте, Игорь.
Так тепло говорить о родном может лишь человек бескорыстный. Одним дыханием он обогреет и Ромку и землю, какую Ромка попробует босыми лепесточками летом, на ромашковом лугу. Послушает перепевы птах перелетных. Засмотрится в бездонную глубину Алтайского неба. Залюбуется радугой-дугой. Напитается красотой и неповторимостью Малой Родины, тогда услышит, почувствует и поймет, как дед, всем сердцем сродственную душу Василия Макаровича. Редкого таланта человека, земляка, какой умел молвить слово за весь народ русский. Локтем не отталкивая соседей рода человеческого. Показал красоту нашей земли. Врожденную любовь к ней. Какую и завещал каждому из нас.
С добрыми пожеланиями,

Александр Васильевич Стародубцев   16.11.2016 13:35   • 
Ценнейшая рецензия. После разговоров с Вами, Александр Васильевич, невозможно оставаться равнодушным к земле. А как не любить Алтай! В одном этом названии заложено столько любви человеческой! Душа здесь не черствеет.

Игорь Бородаев   16.11.2016 15:13 
Рецензия на «Сторона Шукшинская» (Игорь Бородаев)

Один из самых любимых актеров и писателей ...

Владимир Ус-Ненько   09.08.2016 13:48   •   
На Алтае выросло много великих личностей, землякам этого живородящего края есть на кого ровняться. Было бы большой ошибкой сравнивать гениев, кто лучший из них. И всё же Алтай - это Шукшин Василий Макарович.

Игорь Бородаев   09.08.
Рецензия на «Сторона Шукшинская» (Игорь Бородаев)

Можно долго искать Шукшина, но ни один Шукшин не позволит себе написать, а тем более опубликовать следующее:
«Серёга оставил моей дочери дельное распоряжение, когда выезжал на вахту: необходимо выработать уверенность в управлении недавно купленной машиной. С этой целью он посоветовал свозить обеих бабок в Белокуриху: познавательная поездка покроет инициатора неувядаемой славой, мать будет горда за мудрого сына, а тёща никогда не позволит себе нравоучений в сторону прекрасного зятя. Серёга - точно муж, находка дочери! Да вот только, думаю…, молодость, она всегда поправок ненавязчивых требует».
И ни один уважающий себя любитель (даже не знаток, а просто любитель) творчества Шукшина не станет читать далее текст, следующий за тем, который только что процитирован.
Не станет любитель (даже не знаток) Шукшина читать далее, чтобы не возникло у него дурное послевкусие от прочитанного текста, и чтобы не возникло чувство досады от того, что прочитан некий текст, а стало быть, потеряно зря время при чтении некоего автора, который ищет Шукшина, но при этом не знает ни творчества самого Шукшина, ни то, что он, как автор намерен художественно сказать людям.
Стоит ли говорить вслух, что, публикуя такие тексты, автор позорит себя как мыслителя и литератора?

Алексеев Александр Андреевич   04.07.2016 01:27   •   
Знаю своё место на сайте: полюбопытствовать, поговорить, если удастся, попробовать себя. Заходили и ко мне критики с конкретными замечаниями. Со стороны виднее. Кому они понравятся. Перетерпел, как-то, благодарил, правил. Стыдно, говорите? А как мне за вас стыдно, когда вы воротитесь от большей половины ваших соотечественников. Неповторимые и недосягаемые - это вы, выросшие на равноправии. Нет, не верю я вам, и уважительного обращения с большой буквы не смогу оказать, несмотря на ваш почтенный возраст и заслуги перед роднёй. От вас ненавистью через виртуалку несёт. Как вы с грубостью, так и к вам. Так что не обессудьте.

Игорь Бородаев   04.07.2016 13:04   
Уважаемый господин Бородаев,

Я рад, что Вы откликнулись – и так сочно – на мою реплику. Ваш отклик красноречиво говорит, что я не зря писал Вам, что мои мысли, высказанные Вам, задели Вас за живое: Вы не стали бы грубить мне, притом прилюдно, если бы я не был в оценке Вашего «художественного» произведения под названием «1. В поисках Шукшина» прав.

Сейчас я Вам скажу несколько литературоведческих истин, которые Вы, разумеется, до сего дня не знали, но которые, берясь за написание художественного произведения, обязаны были знать.

=1.
Писатель это не тот, кто пишет. Пишут дети уже в детском саду, пишут маляву на волю заключенные или судьи приговор. Но никто ни ребенка, ни рецидивиста, ни судью писателем не назовет, и никто ни детскую, ни бандитскую, ни юридическую писанину художественной литературой тоже не назовет. Писатель – художник, художник слова, он отображает на письме свое видение мира и человека, используя, применяя художественные образы. Тот, кто не умеет мысль подать в обличие художественного образа, кто не знает и не применяет художественные тропы, тот – не писатель. У писателя каждое слово продумано, оно единственное и на своем месте текста. У писателя нет, и не может быть лишних, неоправданных авторской мыслью, слов.
Писатель знает законы искусства словесности и пытается их соблюдать, писатель знает законы того языка, на котором он пытается творить, и при написании своего произведения пытается соблюдать эти законы языка.
Искусство не развлечение, а тяжелый труд. Искусство не прощает ошибок.
Искусство построено не по наитию человека, возомнившего себя писателем, а по строгим законам, один из которых:
В искусстве следует соблюдать единство формы и содержания.
=2.
Если человек, написав пару текстов, возомнил себя гением, он не писатель.
Если человек ждет и воспринимает только положительные отзывы о своем «творчестве», он не писатель.
=3.
Название произведения (это один из законов искусства) – есть квинтэссенция идеи всего произведения.
Если автор в название своего произведения ввел известное имя, имя знаменитого Писателя, то автор обязан слегка, намеком стилизовать (это еще один закон искусства) свой текст под текст указанного Писателя.
Тем самым автор текстом своим показывает и уважение к Писателю, и дистанцию между ним и Писателем, тем более что у автора подобных текстов с подобным названием аж – четыре.
Стилизация под великого Писателя (а в данном примере она эстетически неизбежна) процесс очень творчески сложный, не каждому он по плечу.
=4.
Писатель, уважая читателя, никогда не позволит себе без художественной надобности использовать приблатненную речь. Тем более таким приблатненным слогом писать всё произведение.
=5.
«Главной подвижницей этой экскурсии явилась … сподвижница Шукшина».
«три года назад во мне и родилась эта необходимость»
«и будучи побывав в Сростках»
«понравились мне незаметные за обыденностью традиции»
«посоветовал свозить обеих бабок в Белокуриху: познавательная поездка … С Белокурихой наши распрекрасные бабки знакомы, бывали уж там не раз»

Я привел, уважаемый господин Бородаев, несколько произвольно взятых синтагм из Вашего опуса.
Если Вам и сейчас не ясно, что эти отрывки из Вашего текста (как, впрочем, и весь текст) не что иное, как полуученическая проба пера, недостойная ни привязки к имени Шукшина, ни публикации, то это, простите, уже проблема Вашей культуры.

Уважаемый господин Бородаев, я дал Вам несколько литературоведческих посылов, и я совсем не уверен, что у меня в будущем появится желание продолжать с Вами беседу. Так что не стремитесь мне отвечать.

Мой Вам совет: учитесь художественному творчеству, это, быть может, не принесет результата, но и не повредит.

Желаю здравствовать.
Рецензия на «4. В поисках Шукшина» (Игорь Бородаев)

Вот это - самое правильное: давайте верить всем сказкам, легендам, былям, небылицам, сагам, мифам, стихам, поэмам, фантазиям, т.е. - всему устному и письменному творчеству человеков, чем больше их будет, тем богаче история края Шукшинского, а в федеральном масштабе - и всей России! Судя по Вашему описанию природы - места, ну очень, красивые! Спасибо большое, Игорь! Я не прощаюсь. До скорого! Р.Р.

Роман Рассветов   25.06.2016 21:09   •
Здравствуйте, Роман.
Когда это было? Ну да! Зимой. Заставил себя до конца разобраться со своими чувствами к Василию Макарычу, выразить словами несозревшие мысли о нём, о его творчестве, земляках. Вчитался в очередной раз в его рассказы с узнаваемыми героями. Иронический "Чудик", любимый - "Охота жить" - наизусть знаю, рассказ обо мне - "Раскас". Так состоялась четвёртая часть моих несостоявшихся размышлений о Шукшине и его родине, Алтае. Всё ещё верю, что придёт доброе время, удастся свести ум с разумом, красоту с мудростью жизни. Пока же разочарования одни, несогласованности, несправедливость. Мешает это всё, не даёт сосредоточиться, вдуматься, заглянуть в душу.

Игорь Бородаев   26.06.2016 07:44 
Рецензия на «Чудо воскрешения» (Нина Веселова)

Живёт ли Шукшин в земляках по сей день? Не отвечу за всех, в кулуары искусств и дворцы вновь отстроенные, путь для меня закрыт. Что же касается народа, если честно: знают они о своём земляке, но не более того. Гордость за великое, за страну свою, за Родину, нам сейчас неведомы: отравлены мы неверием, очерствели, закрылись, и от себя самих в том числе.
Шукшин вышел из народа, это в нём живут частички моих сегодняшних знакомых, друзей. Человек не меняется за столь короткий срок. Алтайские характеры сохранились в шукшинских кинолентах и книгах. Он возвратится непременно! Его мысли-страдалицы прорвут потребительскую поволоку, скрывающую души человеческие.
Даты и юбилеи дисциплинируют. Ну нельзя же просто так врываться в души людские. Готовить надо человека как-то к мудрости жизни, предупреждать заранее: «истина там»! К человеку индивидуальный подход нужен.
Спасибо за Вашу память, Нина. А мы со своей стороны поможем сохранить и пронести. Надо, надо съездить в Сростки! Недалеко ведь, не обеднею вконец. И не стоит юбилеев дожидаться ради такого дела, для души.

Игорь Бородаев   20.09.2015 05:15   • 
Терпеливо ждала я Вашего заключительного слова, Игорь. Спасибо великое за труд прочтения. Спасибо за удивительные незатасканные пронзительные слова о Василии Макаровиче - одни "мысли-страдалицы" чего стоят! Спасибо за умение чувствовать человека и бесконечно верить в него, вопреки очевидному разрушению душ. Да и не получится иначе, если всегда ощущаешь рядом Шукшина.
Что касается Сросток, то в Вашем случае и ехать туда не обязательно: Вы несёте в душе так много шукшинского света и боли, что и добавлять, кажется, некуда. Но если соберётесь всё же, то рваните туда в день памяти, 2 октября. И хоть я прошлым летом и обнаружила, что по большому счёту нет Василия Макаровича на его родине, как нет нигде, коснуться ладонями Его земли стоит. В Вашей душе от этого отзвук будет сильнейший. Очень боюсь потерять столь родного по духу человека...

Нина Веселова   20.09.2015 12:58   
Рецензия на «Жил человек. Глава первая. Условия игры» (Нина Веселова)

Сколько можно показывать «Калину Красную»! Каждый год ставят на бульваре сцену и крутят один и тот же фильм. На скамеечках сидят человек пять зрителей, а иной раз и того нет. Люди идут по бульвару, гуляют, а Прокудин ломает шапку и бьётся о землю: «Это же мать моя»! И на следующий год, я уверен, летние тёплые сумерки нашего города будут обеспокоены звуками этого жизненного фильма…
Надо бы написать о Шукшине. И мысли есть, и слова осмысленные снутри рвутся. Недостоин. Кто я перед ним? Даже не земляк. Не знаком был никогда, только в кино видел. Знаю мало. Как он говорил? «Я этим кулаком быка с ног сбивал»! Кто? Мужик средненький? Не верю! И всё же, откуда в нём сила эта русская? А может, я это неправ? Сбивал быка-то? Как вы рассказывали: сидел он молча у баньки, в землю глядел, руки свои разглядывал. А встал, и завелось всё вокруг него, завертелось, заработало. Вот в чём сила его была, сила духа. Нет, не готов я ещё писать о Шукшине. Надо бы в Сростки съездить, ещё раз людей понаблюдать, соседей Василия Макарыча. Земля, она память хранит о своих сыновьях.

Игорь Бородаев   05.09.2015 14:16   •   
Игорь, спасибо поклонное за ваши искренние, от сердца идущие слова о Василии Макаровиче. За боль, родственную его терзаниям. За желание понять и прочувствовать его глубже. И не стоит сомневаться в своём праве говорить, размышлять о великих. Они потому и велики, что обращались к самым низам и готовы, и способны были слушать и услышать самого маленького человека. Все, кто рисует их недоступными, делает это из творческой ревности и из неумения идти по жизни так же скромно и просто, как делал это ВМ и ему равновеликие. И вы бесконечно правы, что главное в них - сила духа, с нею можно всё одолеть.
Если можете, расскажите, где вы живёте. На каком бульваре дежурно крутят фильм, профанируя его горечь? К большому сожалению, самое драгоценное теперь делают брендом, выжимая деньги, и это вредит вдвое больше и быстрее, нежели бы просто шло умолчание. И как этому противостоять, не понятно. Разве только наивно рассчитывать на силу нашего пропагандистского слова. Ведь если оно наполнено духом, Духом, это не может не воздействовать.


Нина Веселова   05.09.2015 17:24   
А ещё вот запоздало подумала про показ "Калины красной". Надо показывать, потому что еще очень-очень многие её не видели. Мало того, что детям нашим и внукам это ещё предстоит, но и очень многие из нынешнего зрелого и даже старшего поколения умудрились пройти мимо этой картины! Что-то не давало людям погрузиться в неё, не пускало, как часто бывает, что некая сила не пускает человека в храм... Другое дело, что запланированно навязать состыковку произведения и зрителя невозможно, это, как любовь, должно случиться невзначай, "когда её совсем не ждёшь". И ведь случается со всяким, без каких бы то ни было усилий со стороны заинтересованной общественности!!

Нина Веселова   05.09.2015 18:50   
Конечно же о Бийске, Нина. Бульвар Петра Великого, Шукшинские чтения. К сожалению, не могу участвовать в чтениях в качестве зрителя: по роду своей деятельности я обслуживаю это памятное мероприятие, и нас стараются увозить подальше в часы пик, чтоб не мешались в праздной зрительской толкучке. А вот фильм я смотрю ежегодно. Экран на ночь не оставить, воспитание сегодняшних горожан ещё не дотягивает до советского уровня. Вот и дожидаюсь окончания просмотра, не без интереса, каждый год по-разному, с новыми впечатлениями. Бийчане много теряют, когда проходят мимо, не присоединяются. Сам я с Узбекистана, поэтому считаю себя менее причастным к памяти Василия Макарыча, нежели коренные жители Алтая. Наше поколение выбирало себе кумиров из числа писателей: в каждой семье висели портреты Хемингуэя, Есенина, Высоцкого. У меня настольной книгой являлась «Двенадцать стульев». В Бийске у каждого из моих ровесников в красном углу, вместо иконы, лежала книжка «Рассказы» В. Шукшина. Я открыт для Шукшина, он легко проникает в меня пропитанным шукшинским воздухом, плакатами с придорожных обочин: «Не было бы добрых людей, жизнь остановилась бы». К сожалению, не всем это надо, необходимо подталкивать людей к чистоте и совести, учить. Это делается, делается правильно, ненавязчиво, и память о Василии Шукшине на Алтае жива.

Игорь Бородаев   08.09.2015 13:07