Календарь

Мила Верба
   Я очень не любила учиться. Точнее, ходить в школу. Я любила читать и читала всё подряд, где видела название, слово или чем-то привлёкшую внимание иллюстрацию.  Журналы, взрослые, молодёжные, научные - не важно.
   
   Особенно были привлекательны отрывные календари. Посредине большие цыфры, а внизу - полнолуние, заход, восход...оно мне и не надо было, и я не понимала для чего это, но каждый раз перечитывая, думала, а вдруг пойму. Но зато обратная сторона каждого календарного дня, это открытия!...которые я ждала с нетерпением... Вот переворачиваешь листик, а на той стороне...о растениях, советы по хозяйству или даты великих и не очень великих событий, или анекдот, или стихи, я обожала эти другие стороны! Каждый раз, с таким приятным чувством, что вот переверну и узнаю и прочитаю что-то необыкновенно интересное. Оно было сродни, если получаешь пятёрку, хотя знаешь что ты не могла её получить и вдруг раз - такая неожиданность...!

   Мне очень нравился портрет комдива Будёного, именно на календаре, почему - не знаю, может усы, шикарные, таких не было ни у кого, или его образ был для меня примером мужской красоты...Но точно помню свои мысли, почему такие, тоже не знаю...Вот они: ой, какой красивый...он из такого далёкого времени, интересно и добрый наверное, какой он отважный...он наверное не умрёт...а если умрёт, что я делать буду...как это его не будет, мне даже и жить тогда не интересно...его нет, а что будет со мной, странно...

   Но он умер, и ничего не произошло, а потом я вспомнила, бабушка его любила, а то что в детстве заложат, то и твоё, она говорила:
   - не люблю Ворошилова, вот Будёный...он наш...














Я - $

А персики цветут без нас

Вот и у нас наступили тёплые деньки. Самые нетерпеливые эстоноземельцы, любители горячего египетского или турецкого солнца, уже успели сгонять туда-обратно, чтобы встретить наше лето в полной загорелой готовности.
Как хорошо что рядом около нашего дома есть парк и даже не один.
Пару дней назад, мы с моей собачкой вышли, как всегда, прогуляться. Погода чудесная.
Пес оббежав все знаковые места, которые каким то образом знает только он, оставил подругам и их друзьям свои записочки и мы вышли с ним на финишную прямую, полукрут дорожки, которая вела к мостику через славный, журчащий ручеек и ведущую к нашему дому дорожку.
На повороте дорожки, спинкой к небольшим зарослям кустов и высоченных деревьев стоит скамейка, их в нашем парке несколько.
Мой пёсик любит побегать зигзагами пока мы идем по дорожке, перебегая то на левую сторону то на правую. Мы поравнялись со скамейкой и было уже проходили мимо, но женщина, которая на ней сидела вдруг посмотрела на моего пёсика и улыбнулась ему. Я услышала - какой славный... он конечно тут же подбежал к женщине, доброе слово и собаки понимают, а она стала его гладить и нахваливать. Пес совсем разомлел от похвал и смотрел на меня очень выразительно, этот взгляд говорил - давай сядем и посидим около этой доброй  женщины, смотри как он а меня гладит по  спинке. Я присела, он уселся между  нами и мы слово за слово разговорились.
О том о сём, о чем можно говорить с человеком в парке при хорошей погоде и расположении духа...да все о том же, об этой самой погоде и о...стоп...
 - А у нас персики цветут...
Я недоумённо посмотрела и спрашиваю - вы приезжая...
Ну конечно, у меня вначале мелькнула мысль, ведь я слышала лёгкий акцент в ее речи, но она очень тщательно говорила по русски.
И тут она говорит -  извините, мы беженцы, с Украины...
Меня как жаром одало.
За что она просит извинить, только за то что они вынуждены скитаться по белому свету, без вины виноватыми? За то что они устали от бомбежек и уже не выдерживают нервы от постоянной тревоги и недосыпания? За то что их дом, их хозяйство разграблено и сметено с лица их родной украинской земли? За что?
Женщина очень спокойно рассказала что они приехали из Херсона, с дочкой зятем и внуком. Что жить стало невозможно. Я заметила что она в руках держала палочку, трость, оказалось что она перенесла инсульт. Хотя она и была в возрасте, но ее красивое лицо никак не тянуло чтобы назвать ее бабушкой. Передо мной сидела добрая и приветливая женщина, такая аккуратненькая, с подкрашенными розовой перламутровой помадой губами. И я совсем обомлела, когда она сказала сколько ей лет - 81.
Она прожила тяжелую нелегкую жизнь, с переживаниями, заботами, но со счастливыми моментами. Она одна тянула детей, помогала растить внуков, так как муж рано умер. Семья была очень дружная, внуки выросли хорошими умными, работящими, готовыми на помощь в любую минуту и бабушке и маме, ее дочери. За что? Она недоумевает, не злясь.
- За что разрушили наше хозяйство, у нас пропало все, что мы наживали с таким трудом всю жизнь. Я работала постояпно, дочка, зять. Откуда мы теперь все это возьмем, у нас не осталось ничего. И возвращаться некуда. У нас был маленький, но свой участок земли. Мы выращивали для себя, чтобы только не голодать. Бывало так трудно было, что внук шел в школу с одним бутербродиком маленьким.
Кому они пришли помогать, они всё разрушили, зачем... у нас теперь ничего нет.
Я слушала ее с комком в горле и слезами на глазах,
Она рассказала что ее отец во время войны пропал без вести, как они тогда голодали, как они выживали после войны. И вот новая война и новые беды, за что...это её внукам.
Мы с ней говорили долго. Она мне много рассказала о том, что там происходит, о том что не должно происходить.
А разговор проходил уже у меня дома. Мы с ней встретились и на следующий день и я ее пригласила к себе, выпить по чашечке кофе.
И вы знаете чем она меня опять поразила. Она вдруг сказала -  а мне тех рябят так жалко. Я не поняла и говорю, каких?
- да бурят. Они же совсем ничего не поняли и когда документы на постах у нас проверяли , ничего не понимали что там написано...на них офицеры орали...они все погибли, жалко их.
Она посмотрела на меня чистыми глазами, с добрым взглядом, улыбнулась... жалко, не увидим как персики цветут в этом году...