Разговор в ночном такси

Сергей Макаров Юс
  Возвращаться домой после долгого отсутствия всегда бывает приятно. Особенно в тех случаях, когда возвращение совпадает с завершением какого-то важного этапа в жизни человека.
Владислав Чернышев возвращался домой после пятилетнего целевого контракта. Такие контракты обычно заключаются со студентами вузов, для которых часть платы за обучение вносит некое предприятие. Но выпускник вуза затем должен отработать некоторое время на этом предприятии, как бы возвращая долги за обучение.
А поскольку работать в головном отделении фирмы, оплатившей учебу, никак не получалось, пришлось Владиславу ехать в соседнюю область – в один из филиалов.
Что, в общем-то, тоже было совсем неплохо, молодой человек научился по-настоящему жить самостоятельно, в отрыве от родителей. Да и посмотрел достаточно подробно на жизнь в другом городе. Если сюда приплюсовать еще и немалый полученный опыт в профессиональном плане, то жаловаться вообще было не на что.

И вот, наконец, пришла пора возвращения. Как бы не было хорошо в городе, где он отрабатывал свой контракт Владислав, но его все равно тянуло домой. Тем более, как раз появилась подходящая вакансия уже в головном отделении фирмы. Именно этим обстоятельством и поспешил сразу воспользоваться молодой человек.
Правда, получилось так, что возвращаться домой пришлось уже ближе к вечеру, поэтому на вокзале родного города Владислав появился вместе с последней электричкой. А таковая приходила в пункт назначения почти к часу ночи.
И, конечно же, весь общественный транспорт, как отлично знал молодой человек, проживший в городе больше двадцати лет, уже закончил свою работу.

Впрочем, Владислав не сильно огорчался по этому поводу. Свой родной город он знал, как свои пять пальцев, и необходимость идти пешком почти сорок минут, от вокзала до родного дома – его нисколько не пугала.
Хотя, откровенно говоря, и не добавляло радости, с учетом того, что ему пришлось волочь на себе две здоровенные дорожные сумки.
Уже выбравшись из вагона электрички, Владислав мысленно похвалил себя за то, что в прошлый приезд к родителям, две недели назад, перевез кое-какие вещи. В противном случае, ему пришлось бы совсем туго.
Конечно, можно было сделать и междугородний заказ такси, но Владислав, почему-то решил по старинке – на электричке, своим ходом.
Он вышел на вокзальную площадь, когда та была уже почти пуста. Лишь в самом углу её виднелось единственное авто с горевшим под лобовым стеклом зеленым огоньком. Оглядевшись по сторонам, Владислав направился к нему.
Еще подходя к машине, в тусклом свете горевших на окраине площади редких фонарей, ему показалось, что на водительском месте – женщина. Молодой человек покачал головой, посчитав, что ошибся в темноте, и двинулся дальше.
Однако, когда подошел поближе, и водитель открыл дверь, стало ясно, что это действительно женщина. Женщина уже немолодая, в возрасте лет этак пятидесяти пяти, с очень уставшим лицом, на котором застыло какое-то потерянное выражение.

- Далеко Вам? – вполне соответствующим своему внешнему виду голосом, спросила она, глядя на его две безразмерные сумки.

Чуть поколебавшись, Владислав назвал адрес.

- Будет стоить семьсот, извините, но уже ночная такса, - чуть виноватым голосом произнесла дама-таксист, бросив быстрый взгляд на своего пассажира.

- Согласен, меня устраивает, - пожав плечами, ответил Владислав.

Дама открыла багажник, и молодой человек бросил туда обе свои сумки, после чего сел на переднее сидение, рядом с водителем. Женщина уже была за рулем, быстро завела двигатель, и они двинулись по слабо освещенной улице, идущей вдоль железной дороги.
Первое время ехали молча, Владислав был погружен в свои мысли о том, какой будет его жизнь в родном городе. Женщина тоже не стремилась заводить разговор.
В какой-то момент, когда такси остановилось на красном цвете светофора, молодой человек машинально посмотрел на висевшую над зеркалом визитку, с фамилией, именем и отчеством водителя.

«Шевченко Ирина Владимировна», - прочитал про себя Владислав.
 Что-то неуловимо знакомое было в этом сочетании имени, отчества и фамилии. Владислав задумался, ему стало казаться, что он где-то встречал уже это имя, как будто где-то в своем прошлом, но где именно – никак не мог вспомнить.
Бросил мельком взгляд на профиль женщины, сидящей за рулем – вроде бы никаких ассоциаций, но все равно что-то знакомое.

Женщина выглядела совершенно спокойной, а в большей мере – бесконечно уставшей.
Владислав откинулся на сиденье и задумался, пытаясь сообразить, от чего у него возникли такие мысли.

- Никак не узнаешь меня Владик? – вдруг послышался тихий голос с водительского места.

Владислав аж подскочил на своем сиденье, голос был действительно знаком, но опять он не помнил – откуда. Молодой человек повернулся к женщине, присмотрелся, но память и на этот раз отказалась помочь, и он виновато покачал головой:

- Извините, никак не получается вспомнить.

- Что ж, понимаю, не могу тебя винить, многие меня не узнают теперь, - женщина грустно улыбнулась, потом помолчала немного и добавила, - я мама Саши Шевченко, ты ведь учился с ним.

 Владислав был поражен – эта изможденная пожилая таксистка – и есть та красивая, очень эффектная женщина, которую он знал как маму своего одноклассника, а затем, одно время – и однокурсника в вузе.

- Простите меня, пожалуйста, но я никак не думал… - начал, запинаясь, оторопевший Владислав.

- Не думал, что встретишь меня в такси, в качестве водителя? – с печалью в голосе спросила женщина, не глядя на своего пассажира.

- Да, честно говоря, для меня это большая неожиданность, - переводя дыхание, чуть виновато и стараясь не смотреть женщине в глаза, ответил Владислав.

- Тебе не в чем себя винить, - с печальной усмешкой на лице, сказала женщина, затем достала сигареты, вынула зажигалку, - надеюсь, ты не будешь против?

- Нет, не буду, - все еще не придя в себя до конца, ответил Владислав, а потом чисто машинально спросил, - но Вы же, вроде бы не курили?!

- Все в этой жизни меняется, - все тем же грустным голосом ответила Ирина Владимировна, - получилось так, что и закурила.

- Но как, же Александр? Почему же Вы в такси? – с немалым удивлением и недоумением посмотрел на женщину Владислав. – Насколько я помню, Вы же работали в администрации района.

- Жизнь иногда преподносит немалые сюрпризы, - горько усмехнулась женщина, отвернувшись в сторону.

- А что же Ваш муж? – немного помолчав, спросил Владислав. – Я ведь за последние пять лет почти оторвался от жизни в городе. А с Сашкой не виделся еще больше, с тех пор как он женился, да перешел в другой вуз.

- Да, вот с этой женитьбы, как мне кажется, все плохое в нашей жизни и началось, - тяжело вздохнув, ответила женщина, глядя перед собой каким-то странным, остановившимся взглядом.
Она остановила машину, ехать до дома Владислава оставалось минут пять.

- Не будешь против, если немного поговорим? – глядя куда-то в пустоту, спросила женщина. – Просто иногда бывает нужно выговориться?!

- Нет, конечно, не против, - чуть помедлив, ответил Владислав, - но как же Саша, как же Ваша семья?

- Это долго рассказывать, да о многом и не хотелось бы упоминать, но все же расскажу основное, - немного помявшись, проговорила женщина, явно чувствовавшая себя неуютно, - сначала, вроде бы все шло хорошо, большая любовь, красивая свадьба, богатая невеста. Через два года после свадьбы, как раз к окончанию вуза, дочка у них родилась, Машенька.

Женщина замолчала, нервно затягиваясь сигаретой. Владислав терпеливо ждал. Сделав несколько глубоких затяжек, женщина продолжила:

- А потом, девушка была из богатой семьи, капризная, с очень большими запросами, стала требовать от Александра, что он должен делать карьеру. Стала говорить ему, что её не удовлетворяет его статус. Он переживал, конечно, и очень сильно, пытался что-то делать, но не всем же это дано – идти по головам и расталкивать всех локтями. Работал он, конечно, день и ночь, да и мы пытались им как-то помогать. А вот её родители, все думаю – зачем они согласились на свадьбу, все больше настраивали её против мужа. Папа то её, вообще из этих «новых нуворишей», разбогатевших в девяностые неизвестно на чем.

Женщина снова замолчала, отвернулась в сторону. Владислав уже понимал, что история эта будет с очень грустным концом и мягко и тактично попросил женщину:

- Не волнуйтесь так, если Вам трудно говорить, то может и не надо переживать это все заново?!

- Да я и так это каждый день переживаю, - с затаенной болью в голосе, произнесла женщина, а затем продолжила далее:

- Этот папа её и подбил Александра на какой-то там бизнес, а бизнес то был не совсем честный. И конкуренты в нем – были почти все из криминала. В какой-то момент начали угрожать Александру.

Женщина тяжело вздохнула, смахнула набежавшую слезу и прерывистым голосом продолжила повествование:

- В общем, случилось то, что случилось – на улице Александра сбил грузовик.

- Насмерть?! – ахнул Владислав, даже вздрогнув от неожиданности.

- Нет, не насмерть, хотя я дура грешная думала потом иногда, что лучше бы насмерть, - закрыв глаза рукой, ответила женщина, посидела молча несколько секунд, а потом продолжила, - почти месяц он в коме пролежал, а когда вышел из неё, то и выяснилось, что останется инвалидом навсегда. Говорить почти не может, и все тело ниже пояса – недвижимо, ни ходить, ни двигать ногами не может. Да еще, уж извини за подробность – под себя все время ходит. А нам все продолжали угрожать, даже когда он в больнице был, жизнью Машеньки угрожали. Вот у мужа моего сердце и не выдержало, он же старше меня намного был.

- А что же жена Сашкина? – чувствуя себя немного не в своей тарелке, спросил Владислав.

- А что жена? Зачем ей муж инвалид, да что там инвалид – по сути, овощем лежит?! – как-то зло проговорила Ирина Владимировна. – Он еще из больницы не был выписан, а она уже с какими-то кавалерами шлялась. А уж как умер муж мой, так и вообще – просто испарилась из дома, как будто её и не было.

- А дочка её как же, Машенька? – удивленно посмотрев на женщину, спросил Владислав.

- А так и живет с нами, - уже более спокойным голосом ответила женщина, - мы с тех пор эту дамочку, жену бывшую Сашкину и видели всего два раза. Хорошо хоть, что после того, как она исчезла, нам угрожать перестали. Я уж, грешным делом, подумала, не её ли рук дело это все было? Только не пойму – для чего это нужно было. Ну, не хотела больше жить с ним – развелись бы, да и все.

- Но как же такси то? – спросил Владислав, не понимая еще всего до конца.

- А вот так, - ответила женщина уже намного спокойнее, - меня то, видимо с подачи тестя нашего, с работы, мягко говоря – попросили, делать что-то надо было. Конечно, устроилась на работу, я же по специальности экономист. Нашла себе место в небольшой фирмочке, там платят немного, но стабильно, зато языки никто не распускает, и относятся по-человечески. Вот только денег все равно не хватало. Сашке средств для ухода – много нужно, да и внучка растет. А у нас всего дохода – Сашкина пенсия – мизерная, чуть больше пенсия у моей мамы, дай бог ей здоровья, лет ей уже семьдесят пять, спасибо, что за Машенькой смотрит. Вот и пришлось пойти подрабатывать в такси, водить то я всегда умела, и от мужа машина осталась.

- Вот черт, надо же, как бывает, - ошеломленно покачав головой, проговорил Владислав, - никогда бы не подумал о таком.

- Да и мы сами, даже когда проблемы у них в семье начались – о таком, точно подумать не могли, - печально сказала женщина, потом снова завела двигатель, и машина тронулась, - совсем я, наверное, испортила тебе настроение?

- Нет, ну что Вы, - махнул рукой Владислав, - это очень грустно конечно, но и держать в себе такое – слишком тяжело. А как же ребята наши – навещает кто-нибудь?

- Иногда заходят некоторые, помнишь – Мишка Орлов, Павлик Терехов, только ведь у всех свои семьи, свои заботы, - тяжело вздохнув, ответила женщина, - подарки порой, конечно, приносят, пару раз с лекарствами помогли, но ведь не будут они жить чужой жизнью.

- Я обязательно зайду, навещу Сашку, - искренне и твердо сказал Владислав, - Вы ведь живете там же, где и раньше?!

- Да, конечно, я думаю, он будет рад тебя видеть, - очень грустно сказала женщина, почему-то не глядя на своего пассажира, - только не нужно стараться что-то показывать.

- Да, я ведь, совершенно искренне, - пробормотал, сбитый с толку, Владислав, - действительно хотел навестить.

- Ну, раз хотел, значит, навестишь, - уже каким-то будничным тоном, вполне спокойно ответила женщина, - вот и приехали.

Она внимательно посмотрела на Владислава. Тот спохватился и протянул женщине плату за проезд. Потом вышел из машины и достал из багажника свои сумки.
Захлопнув крышку багажника, хотел подойти к водительской двери – попрощаться, но машина почти сразу дала газ и быстро выехала со двора.
Видимо женщина посчитала, что и так наговорила Владиславу слишком много.

И все равно Владислав решил для себя, что обязательно навестит старого приятеля и, если будет нужно, попробует чем-то помочь.
Он тряхнул головой и, открыв дверь родного подъезда, начал подниматься по ступенькам. Туда, где его ждала родная семья.