Чёрное дерево. Продолжение

Валерий Соболев
Начало рассказа: proza.ru/2017/11/06/854


Итак, приехали мы к мастерам – «чёрнодеревщикам».  Их многочисленные мастерские расположились компактно, на территории примерно метров сто на двадцать, всего – несколько десятков крытых пальмовыми ветками помещений со стенами из бамбука, внутри которых и снаружи были помещены уже готовые изделия, а также заготовки, фрагменты фигурок, и просто необработанные стволы деревьев.

Начался натуральный обмен. Это целое действо, и его надо видеть! Местные жители говорят на суахили, и по понятным причинам «разговора» не получилось: в ход шли жесты, ужимки, прыжки, мимика и нечленораздельные восклицания. В результате трёхчасового общения каждый экскурсант получил внушительную долю экзотических эмоций, и совсем небольшую – сувениров. Ну, конечно, денег у советских моряков традиционно нет, а за товары на обмен ничего по настоящему ценного не приобретёшь. Ладно – радовались и тому, что удалось заполучить: маленькие фигурки, небольшие маски, прочие мелкие изделия.

А ведь там были и жирафы из чёрного дерева в натуральную величину! Стоили такие поделки тысячи и тысячи долларов. А «мелюзга» - копейки. В этих изделиях работа мастера оценивается в ничтожную сумму, основной ценообразующий элемент – это сам массив дерева. Вот и получается, что только статуэтки, сделанные из обрезков, полученных при изготовлении полноценных фигурок, и были доступны нашему воображаемому «кошельку».

Сели в автобус, поехали обратно, в порт. Первые полчаса пути все показывали друг другу, что удалось приобрести. Затем, мало-помалу, успокоились и задремали под мерный гул двигателя автобуса, пересекавшего африканскую саванну.

Тут ко мне подсел наш моторист и заговорщическим шёпотом объявил, что одна из статуэток, которую я выменял, ему очень понравилась; что, дескать, он давно мечтал именно о такой, и что предлагает мне поменяться на имеющуюся у него фигурку, которую тут же и продемонстрировал.

О, это была настоящая поделка! Высотой около метра, она действительно классно смотрелась, была довольно тяжёлой, и, похоже, единственной из всех приобретённых вещиц, представлявшей определённую ценность.

- Так это же будет неравноценный обмен! Моя-то фигурка маленькая, а это – целое произведение! – усомнился я в искренности слов моториста.

- Неважно, мне твоя нравится больше. Давай меняться! – подтвердил он.

Я ещё раз попытался призвать моториста к благоразумию, но тот окончательно и бесповоротно заявил, что очень хочет произвести обмен. Так я отдал ему свою статуэтку, и в придачу ещё одну, а взамен получил это «чудо».

Спустя несколько часов автобус остановился на проходной порта. Громкий голос политрука провозгласил: «Экипаж, приготовьте паспорта, свои приобретения спрячьте, сейчас полиция устроит досмотр».

Какой такой досмотр? Я засуетился, спрашиваю: «А чего досматривать-то будут?»

- Как что? Личные вещи. У кого найдут чёрное дерево, отберут, и выпишут штраф, задержат отход судна, сообщат в Пароходство. Вы что, первый раз, что ли? Смотрите, не подведите капитана: он на пенсию должен уйти с почётом, а не со скандалом! – раздражённо ответил замполит.

Вот тогда я осознал истинную причину неравноценного обмена. Что делать? Каждый спрятал свои изделия кто куда: в рукава, в штанины, за пазуху. Благо их размеры позволяли это сделать. А как быть мне с метровой вещицей на руках? Я посмотрел в окно: трое полицейских браво шествовали к автобусу.  Сказать, что меня охватила паника – не сказать ничего. «Шеф, всё пропало!» - вертелась в голове фраза из известного кинофильма.

Открывается дверь, и в автобус входят негры-полицейские. Идут по проходу, проверяют паспорта, осматривают, нет ли чего запрещённого в вещах пассажиров. Подходят ко мне и видят: сидит парень с голым торсом, на руках держит, покачивая, ребёнка, закутанного в пелёнку и в чепчике. Удивлённо смотрят на меня и в паспорт, переглядываются, пожимают плечами и… идут дальше.

«Пронесло!..» - мысленно торжествую я, и уже через минуту, как только копы ушли, разворачиваю «младенца», надеваю на себя рубаху, которой оборачивал его, и панаму, послужившей чепчиком. Автобус подъезжает к судну. Ставлю фигурку в рюкзак, вместе со всеми выхожу, радуясь, как ребёнок, что опасность миновала.

Но не тут-то было!


(Окончание следует…    proza.ru/2017/11/29/1396 )