просто девочка, просто мальчик

Наталия Васильевна Жукова
Просто девочка, просто мальчик

Девочка лет одиннадцати в легоньком светлом платье, очень простом, но радующим глаз, с пшеничного цвета косой и голубыми глазами стояла на шатком мосточке через речку. Она оперлась о ненадежное перильце и задумчиво смотрела на воду. Вода отражала небо. Облака. И в то же время жила своей водной жизнью: по поверхности плавали водомерки, то и дело слышался плеск малюсеньких рыбок...
Девочка так углубилась в созерцание, что не сразу осознала: по мостку кто-то идет. Она обернулась. С правого берега по мостику неторопливо шел мальчик, по виду - ее ровесник. Он тоже был одет в светлое: в рубаху навыпуск и шорты. Волосы темно-русые, глаза зеленоватые.
Мальчик подошел к девочке и тоже облокотился о перильца. Несмотря на явную шаткость, перила выдерживали ребят.
- Привет, - сказал мальчик. - Я тебя здесь не видел. Ты кто?
- Привет. Я приехала только вчера. У нас тут родственница живет. А ты тоже здесь живешь?
- Ага, здесь. В деревне. Тут школа недалеко. Город рядом.
- А! Я из города как раз!
- Как тебя зовут?
Девочка перестала смотреть вниз. Ее взгляд устремился куда-то вдаль, хотя ни на что конкретно она не смотрела.
- Вообще-то мое полное имя - Доброта. Но людям все время некогда, они спешат и зовут меня покороче. Все называют меня ДОбра.
Девочка не стала смотреть, какую реакцию произведут ее слова на мальчика. А мальчик задумался.
- Я почему-то предчувствовал.
- Да, я догадываюсь. Но ты сам скажи.
- Меня зовут Злоба. Но люди тоже хотят меня сократить. Я имею в виду мое имя. И называют меня Зло.
- Это неправильно. Люди неправы. А ты с кем живешь?
- С мачехой и отчимом.
- А они кто?
- Мачеха - завхоз школы. Отчим строитель. Помогает людям по мелочи отремонтировать дом или другое что. А ты с кем живешь?
- Тоже.
- И кто они?
- Мама, ну, мачеха, - она при храме служит. Папа... отчим - резчик по дереву.
- У нас тоже есть храм в деревне. Вон, смотри.
- Ага, красивый. Ты ходишь туда?
- Хожу, но редко. По праздникам.
- Тогда расскажи мне, как быть Злобой?
- Ну... Понимаешь, я не знаю, что со мной будет дальше. У меня есть ощущение, что я потом изменюсь. А как - не знаю. А сейчас... Сейчас я часто злюсь. Очень часто.
- На что?
- На разное. Иногда пустяки: ну там, мачеха разбудит не вовремя, суп пересолен или двойку если получу. Иногда серьезно. Вот вчера. Вчера было серьезно.
- Расскажи!
- Да вот, смотри. Ходит у нас собака. Ну она ничья и вроде общая. Мы и зовем ее Деревенская. Она откликается. Кормим ее, играем с ней иногда. Играли...
- И что? - девочка затаила дыхание.
- Да утопили ее вчера! Свои же мужики! Сказали: лает, мешает спать! Ну я разозлился. Сильно.
- И что ты сделал?
- Я узнал, кто первый решил убить собаку и подбил на это остальных мужиков. Я его дом вчера поджег. Но посмотрел, когда там не было никого. Он в это время в магазине был, водку покупал. Так что дом его сгорел.
- А семья? У него есть семья?
- Не. Он один живет. Дурит много. Была бы семья - не придумал бы собаку топить!
- И как же теперь с домом?
- А! Отчиму моему работы привалило. А этого приютил друган. Отчим начал стройку уже.
Помолчали.
- Теперь ты, - сказал мальчик.
- Я приютила бы собаку.
- Всех не приютишь.
- Да...
- Рассказывай!
- Мне тоже кажется, что я поменяюсь. И тоже не знаю, как. А сейчас мне всех жаль. Но это не значит, что я всем бы стала помогать. Но чувство такое - жалость.
- Ко всем?
- Вроде да.
- И не злишься никогда?
- Я не знаю, как точно злятся. Но я бываю недовольна. И очень часто.
- Почему?
- Знаешь, все очень похоже. Если суп пересолен, если разбудили... Двоек я не получаю, но много по мелочам недовольна.
- А по-крупному?
Девочка задумалась.
- Я и не знаю. Все, что вспоминаю, - мелочи.
- Ну а вот если бы как у нас вчера? Если бы собаку убили бы? Что бы стала делать?
- Если бы знала, что хотят убить - не дала бы.
- Ха! Так и я б не дал, если б знал!
- Ну да. Я бы пожалела этих убийц.
- И все?
- Да.
- И как бы ты жалела?
- В груди бы стало так стиснуто, знаешь? И слезы. Только не на глазах.
- А собаку? Собаку не жалко?
- Жалко, конечно! Но людей больше жалко. Им отвечать. Собаке - нет.
- Мало проку в твоей жалости!
- Не злись.
- Злюсь! Жалость! К убийцам жалость!  Поцелуйся с ними!
Девочка приблизилась к мальчику и поцеловала его в щеку.
- Ты чего?
- Жалко тебя.
- Спасибо. А почему тебе не нравится, что тебя неполным именем зовут?
- Смысл меняется. Доброта - это не Добро. Это ее частица. Я и чувствую эту частицу. На что меня хватает? На жалость. Ну помогу иногда. Но я не ДОБРА! Это имя меня страшит. Знаешь, очень страшит! Я из-за него боюсь измениться как-то не так.
- Да, я понял. Вот и я тоже. Ну как меня можно злом звать? Злоба - другое дело. Это же не значит, что я дьявол. Я добрый. Но злобный. Потому что погано люди поступают иногда! Суп пересолили - это ерунда! Но когда слабых обижают - это я не могу вынести! И мне не жалко их, кто зло творит. И главное, они творят зло, а меня этим словом называют! И я тоже не знаю, как я изменюсь, если меня так все зовут. Страшно ведь, когда называют злом!
- А ты просил, чтобы не звали?
- Просил! Мне говорят: ерунда, так короче, не обращай внимания! А как не обращать? А они: мы же знаем, что ты не зло! А я: зачем зовете тогда? Так удобнее - отвечают. Вот и поговори с ними. Это меня тоже злобит.
- Я тоже просила. Примерно так же отвечают.
- Слушай, а у тебя документы есть?
- Какие?
- Свидетельство о рождении?
- А. Есть. Я там Доброта Евгеньвна Трошина.
- А я Злоба Иванович Егоров.
- Это тебе отчим дал отчество и фамилию?
- Ага.
- А имя?
- А имя уже было.
- Да... Вот и у меня так. Имя уже было. Спрашиваю: откуда было? А они и сказать не могут. Подожди.... Мысль какая-то пришла. Сейчас, поймаю.
- Про крещение?
- Точно! Про него ! Как узнал?
- Ты подумала, и я вдруг тоже неожиданно подумал.
- Ты крещеный? Я да. Но в младенчестве. И имени не знаю!
- Да, я крещеный. В этой церкви. Мачеха говорила.
- Пойдем! - девочка решительно взяла мальчика за руку, и они побежали к храму. Он был открыт.
Служительница мыла пол.
- А священник здесь? - спросил мальчик.
- Здравствуйте, - сказала девочка.
- Здравствуйте. Здесь. Отец Роман! - крикнула женщина.
- Ау! - откликнулся священник.
- К вам Доброта и Злоба.
- Иду!
- Откуда вы меня знаете? - удивилась девочка.
- Тебя здесь крестили. Как же не знать. В вашем городе церковь закрыта тогда была. Ремонт в ней был. Вот и привезли тебя, маленькую, сюда. А мы с отцом Романом тут уж двадцать лет вместе. Всех помним.
Вошел священник. Дети встали.
- Здравствуйте, благослови вас Господь, - сказал батюшка и перекрестил их. Они поклонились.
- Что пришли?
- Из-за имен, - сказал мальчик.
- Мария!
- Да?
- Где наша книга с крестинами?
- Вот туточки.
- Ну.... Давайте смотреть. Июль 2004 год, день восьмой. Ищи обоих.
- А мы в один день крестились?
- Угу. Так. Ну вот вы оба. Что хотите знать?
- Имена!
- Не хотите быть Злобой и Добротой?
- Ты хочешь? - спросил мальчик.
- Нет. Люди пусть зовут, как хотят. А я хочу знать, как я у Бога записана.
- И я тоже.
- Ага, ясно. Ты у Бога Агафия.
- А почему?
- А потому что, во-первых, в честь святой Владимирской княгини, а во-вторых, в переводе это имя означает - добрая.
- А я???
- Ты... Ты у Бога под именем Евстратий.
- Вот это имя! И не знал такого! Уж и боюсь спрашивать.
- Бояться нечего. Назван в честь святого мученика Севастийского.
- А что значит имя? Неужели злоба?
- Нет, дорогой. Имя твое - добрый воин. Запомни! Воин! Но добрый!
- Да! Это я согласен.
Через некоторое время дети опять стояли на мостике.
- Знаешь, я теперь не боюсь, что поменяюсь, - сказал Евстратий.
- А я боюсь, - тихо сказала Агафия.
- Не бойся! Ты теперь со мной. С воином не страшно.
Девочка успокоенно кивнула.
- Да. Девочки всегда боятся. А мальчики защитят, - твердо сказала Агафия.

Наталия Жукова (с)