Общество человеков

Басов Владислав
Зал суда.
Судья и приговоренный.

СУДЬЯ: Признаете ли вы, товарищ приговоренный, свою вину?
ПРИГОВОРЕННЫЙ: Товарищ судья! Будучи гражданином, гражданства я не ощущаю. Не то, чтобы я был против гражданства своего! Мне кажется, что гражданства не существует.
(ошарашенные перешептывания в зале, затем - восклицания негодующих)
СУДЬЯ:Тишина! (бьет молотком; водворяется тишина) Повторяю вопрос: признаете ли вы свою вину?
ПРИГОВОРЕННЫЙ: Никак нет, товарищ судья!
СУДЬЯ: (обомлев, а после взяв себя в руки) Вспомните, что признание ваше может спасти вам жизнь.
ПРИГОВОРЕННЫЙ: Да я не забывал. Но вот вы, товарищ судья. Вы чувствуете себя гражданином?
СУДЬЯ: Вопросы задаю я.
ПРИГОВОРЕННЫЙ: И все-таки ответьте. Вдруг ваш ответ повлияет на мое решение!
СУДЬЯ: Да. Я - гражданин. Я - член этого общества.
ПРИГОВОРЕННЫЙ: Какого такого общества?
СУДЬЯ: Вы издеваетесь? Того самого общества, которое нас окружает.
ПРИГОВОРЕННЫЙ: А что за общество окружает нас?
СУДЬЯ: Вы в своем уме? (смеется) Это ясно и дураку: общество человеков!
ПРИГОВОРЕННЫЙ: О, как! Общество ЧЕЛОВЕКОВ! А человек, по-вашему, с рождения членом общества становится?
СУДЬЯ: Если человек рождается людьми, а люди - общество, - да!
ПРИГОВОРЕННЫЙ: Смешно!
СУДЬЯ: Почему это вам смешно?
ПРИГОВОРЕННЫЙ: Да так...
СУДЬЯ: Я задал вопрос! И требую ответа.
ПРИГОВОРЕННЫЙ: Мне смешна ваша вера в какое-то общество.
(восклицания негодующих)
СУДЬЯ: Тишина! (бьет молотко; водворяется тишина) Так вы отвергаете общество?
ПРИГОВОРЕННЫЙ: Более того: я не верю ни в какое общество вообще.
СУДЬЯ: Поясните.
ПРИГОВОРЕННЫЙ: Выносите уже ваш вердикт.
СУДЬЯ: Я требую! Поясните вашу мысль.
ПРИГОВОРЕННЫЙ: Хорошо... Я выражусь кратко: человек и общество - все равно, что плюс и минус.
СУДЬЯ: Говорите определенней.
ПРИГОВОРЕННЫЙ: Человек - это личность. А общество предпочитает серый цвет.
СУДЬЯ: Смотря какое общество!
ПРИГОВОРЕННЫЙ: Согласен. Но в любом обществе есть одно немое правило. Оно никогда не озвучивается, а все-таки есть.
СУДЬЯ: И что же это за правило?
ПРИГОВОРЕННЫЙ: "Не выделяйся". Будь, как все. И - самое поразительное - эти все умело притворяются.
СУДЬЯ: Как это?
ПРИГОВОРЕННЫЙ: Играют некий стандарт. А все ради того, чтобы быть принятыми, понятыми, желанными. Говоря грубо - виной всему обычная трусость.
СУДЬЯ: Трусость?
ПРИГОВОРЕННЫЙ: Трусость! Человек боится стать изгоем.
СУДЬЯ: Что ж... Вот мы и подошли к вашему приговору. Итак! (бьет молотком) Признаете ли вы свою вину?
ПРИГОВОРЕННЫЙ: Нет, товарищ судья!
СУДЬЯ: Вы приговариваетесь к изгнанию! Отныне общество будет вас гнобить и презирать, а вы с этой минуты являетесь изгоем.
ПРИГОВОРЕННЫЙ: Да пошел ты.
СУДЬЯ: Ч-что?
ПРИГОВОРЕННЫЙ: Иди на х..й!
СУДЬЯ: Очувствуйтесь!
ПРИГОВОРЕННЫЙ: П..р. Всего хорошего! (уходит из зала суда)

Занавес.

2017