Советское Время. На примере Личной жизни - 1

Дмитрий Запорожцев
   
 Я происхожу из состоятельной Петербургской до  революционной семьи.

   Родился 28 января 1931 года в Ленинграде,сей час снова САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.

 Дом, где я родился, имеет три адреса:

-Проспект Майорова( Вознесенский )- №32-переспектива на Исаакиевский собор;
                -№28-окончание Гражданской (Мещанской) улицы;
                -№ 77по каналу Грибоедова( Екатериненскому).

 Напротив, через канал, Была Вознесенская церковь, давшая название Вознесенскому проспекту - сломали в Советское время .
                Я видел как её ломали.

                МОИ- Родители :

                -отец Эгельштейн Сергей Яковлевич.


                -мать Эгельштейн Нина Александровна.

               
               
                О НАЦИОНАЛЬНОСТИ:
      

-Мама дочь терского казака Амоса Карповича Негоднова и донской казачки Валентины Висарионовны. Внучка Карпа Аникевича Негоднова.

                Негодновы:-Знаменитые Фамилии.

  Негодновы - Терские казаки:- родились в ЧЕЧНЕ, Станица Ищёрская.

Мамин дед и мой прадед Отличился при пленении Шамиля  На войне с горцами, Награжен царём золотой медалью.

Был хорунжием, его дети получи хорошее образование, их было у него семь.

   Мой дед-Амос Карпович Негоднов Закончил Нижегородское кадетское и Оренбургское казачье училище.

Отличился в первую мировую войну-Георгиевский кавалер, имеет много боевых наград -полковник.

Один из руководителей  Белого движения Юга РОССИИ.

- Воевал против Советской власти в армии Деникина :
- За ВЕРУ,ЦАРЯ и Отечество.

В  чине генерал майора эмигрировал.

Умер 15 сентября 1964 года в Аргентине.

Следы его в Гражданскую войну потерялись.

Бабушка моя, мамина мать -Валентина Висарионовна Негоднова вышла  вторично замуж.За красного командира -Быстрова Александра Яковлевича.


 Маму удочерили . Она Стала Быстрова Нина Александровна.

После рождения брата Юры, Маму забрал к себе  жить в Ленинград, Дмитрий Карпович Негоднов, родной брат моего деда-Амоса Карповича Негоднова.

Дмитрий Карпович Негоднов, инженер -электрик, был женат на Лидии Германовне Рудневой- Почётной гражданке Санкт Петербурга.

Владелице известной фотографии "ВЕЗЕНБЕРГ".Детей у них небыло.Маму определили учится в известную школу-Питершуле.

Директором Питершуле был, Кляйненберг Эрих Карлович, Муж сестры моего деда  Амоса Карповича,Фелицаты Карповны Негодновой.

Эрих Карлович  Профессор немецкого зыка.  Преподавал язык царской семье.

В гражданскую войну был арестован . Умер втюрьме,в крестах.

После окончания школы "ПИТЕРШУЛЕ", Дядя МИТЯ( Дмитрий Карпович Негоднов) ВЫдал Маму замуж за молодого из хорошей семьи инженера Эгельштейна Сергей Яковлевича.

  Родился Я.Мой дедушка , По паиной линии, Яков федорович Эгельштен=титулярный советник .

 В  гражданскую войну тоже был арестова и умер в тюрьме в крестах.

Бабушка-Лукас Анна Романовна,рижская немка, близкая родственница:
-  Китнера Иероним Севастьяновича.

Извесного Архитектора. Академика архитектуры Одного из основателей сегодняшнего Университета СПБГАСУ-ЛИСИ. Им было построено много домов в Петербурге и России.Он сын ламповых дел мастера. Работы которого хранятся в Государственом Эрмитаже.

В те ,далёкие сейчас времена , семьи были большие.

  Бабушка,папина мать. была многодетная мать и занималась домашним ,семейным хозяйством.

 Её старшая дочь, Эгельштейн Виктория Яковлевна Вышла Замуж За Фоменко Михал Михайловича.

Он родился в Полтаве-украинец.   Военмор первого ранга.

Работал начальником строительного отдела Северного военного флота.

 Фактически был заместителем командующего по строительству.

В 1938 году ,вместе с командующим был репрессирован и расстрелян.

   У него было два сына, два моих двоюродных брата:
-Фоменко Владилен( Владимир Ленин) - и Фоменко Владиил( Владимир Ильич).

Они перенесли все тяготы репрессированных.

 Вовремя В.О.В. один погиб под Сталинградом- сгорел в танке.

Второя Владик, с которым я близко общался ,не мог ни куда поступить учиться.

Работал мясником в магазине, спился. В результате выпив какой то дряни-умер.

У моей бабушки Был ещё сын Леонид  Яковлевич  Эгельштейн Умер в блокадном Ленинграде Также, как и моя Бабушка -Анна Романовна.

 Его фамилия значится в списках погибших в блокаде Лениграда.

Он был талантливый человек с музыкальным слухом. вращался в среде музыкантов Маринского Театра.

Я Достаточно подробно рассказал о своих родственных  связях и своей семье.

 Первый раз обратил внимание на национальность в дошкольном возрасте.

Я читать стал рано.

Однажды прочитал .
- Мальчик спрашивает своего папу :
 - Папа а наша кошка тоже еврей ?

- МНЕ БЫЛО ОЧЕНЬ СМЕШНО.))

 Потом ,после ВОЙНЫ, ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ПАСПОРТА - тоже ВОЗНИК ЭТОТ ВОПРОС.

Паспорттиска в жилконторе Сказала: у тебя мать русская ,значит ты тоже Русский.
У меня как у Жириновского мама русская,а папа- инженер.)))

С фамилией Эгельштейн у меня всегда получались всякие казусы.

 Однажды милиционер снял меня с подножки переполненого трамвая.

 Я дал ему свой ученический билет.
 Он читает - Эгельштейн Дмитрий. Спрашивает:- ты что еврей  ?

 Я ему :- что еврей не человек  что ли ?.

 Он-наглый ты парень , ездеть так -опасно, иди,))

Потом в институте,в ЛИСИ в котором я учился Организовали военный факультет.

     Я всю жизнь мечтал стать военным .Женился. Взял фамилию жены,  И стал Запорожцевым  Дмитрием Сергеевичем.

 Когда был Эгельштейном  И занимался САМБО,боролся- -лучше.

На военный факультет меня всё равно не приняли.

Очень большая была секретность. Нужны были строители для космодромов.

У папы с фамилией -Эгельштейн и национальностью Тоже не всё так просто :

- Мать Лукас, немка с латвийским уклоном.

- Отец крещённый  еврей -государственный служащий -титулярный советник.

       Мама выходила замуж за немца.

Дома все разговаривали на немецком  языке. Меня тоже учили.

Помню до сих пор как звали моих воспитательниц:

-Августа Карловна и Анжелика Юрьевна..

В детский сад я не ходил, занимался в частной группе. Вот и все мои познания в немецком языке.

Папа был патриот. Когда началась война записался добровольцем в народное  ополчение.
Через некоторое время поступил приказ всех не русских из ополчения убрать.
Власти боялись -сбегут к немцам.

Этот приказ спас папе жизнь. Плохо обученные ,плохо вооружённые гражданские патриоты , защищая РОДИНУ - ПОГИБЛИ.

Потом ,в конце войны в 1944году папа работал в Московском отделении института ГИПРОГОР , в  отделе кадров ему предложили переоформиться в ЕВРЕЯ.

Дома взрослые смеялись над папой . Говорили ему ты теперь не Сергей - ты СРУЛЬ .)))

Папа не возражал когда я сменил фамилию .Я и не спрашивал.  И женился самостоятельно.

 Для родителей,моя женитьба, была - ШОКОМ и не ожиданна!
 Жена носила Фамилию своего отчима : Запорожцева Анатолия Степановича.

 Анатолий Степанович, которого я помню и уважаю, работал начальником  отдела  в проектном институте "Промстройпроект"-инженер - механник.

Моя  жена -Запорожцева Эльга  Анатольевна, была дочерью Германского специалиста -Шилинга Эрнста и Гутовой  Клавдии Ивановны-русской.
               
СССР тогда дружил с Германией и обменивался специалистами.

Брат Клавдии Ивановны - инженер строитель- ГУТОВ Александр  Иванович- в то время, находился в командировке в Германии.

В последствии, Стал и работал директором Крупнейшего   института   по разработке проектов атомной энергетики, Лауреат нескольких Государственных премий, герой  Социалистического труда .

 Гутов Александр  Иванович -Видный Государственый человек- жил со своей матерью -Гутовой Марией и сестрой Клавдией с дочкой ЭЛЬГОЙ, имел большие правительственные  льготы, которыми пользовалась вся сеиья.

                Это отразилось на воспитании Эльги.

Эльга  заносчива , строптива, авторитетов  ,кроме своего дяди у неё- не было.

 Мы с ней познакомились в строительном институте -ЛИСИ,на первом курсе.
               
                Учились в разных группах .

После организации военного  спецфакультета., куда ушли все отобранные спецотделом студенты-мужчины, стали учиться в одной группе.

 Познакомились .Понравились друг другу. Оказалось много общего:
- на половину русские, на половину немцы.Потом возниккла-ЛЮБОВЬ.
Мы были всегда вместе,нас звали -"НИТКА с ИГОЛКОЙ".

Мы первые поженились  уже на втором курсе.Институт окончили и засщитили дипломы  в 1956 году.